header photo

Главная - Военное дело - Военная история

Чхаидзе В. Н. Военная организация кочевников Крыма в XII—XIV веках

Чхаидзе В. Н. Военная организация кочевников Крыма в XII—XIV веках // Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве. Историческая география Золотой Орды. Материалы Седьмой Международной конференции, посвящённой памяти Г. А. Фёдорова-Давыдова. Казань, Ялта, Кишинев, 2016. с. 302-304.

На территории Крымского полуострова на сегодняшний день исследовано 62 курганных, грунтовых и склеповых могильника (рис. 1), в которых открыто 95 средневековых кочевнических погребений, датирующихся XII—XIV вв.
Краткая характеристика погребений из 26 могильников ранее была представлена А. И. Айбабиным (Айбабин 2003а: 74—77, рис. 6, табл. 49—51; 2003б: 277—278, рис. 1, табл. 1—2). Э. И. Сейдалиеву известно 23 кочевнических могильника (Сейдалиев 2009: 378, рис. 1). В целом можно констатировать, что комплексный анализ кочевнических погребений Крыма XII—XIV вв. до сих пор не предпринимался.


Рис. 1.
Погребальные памятники средневековых кочевников XII—XIV вв. в Крыму: 1 — Рисовое; 2 — Филатовка; 3 — Танковое; 4 — Чагарлык; 5 — Богачевка; 6 — Мартыновка; 7 — Столбовое; 8 — Раздольное (Шалфейное); 9 — Джанкой; 10 — Перепелкино; 11 — Матвеевка; 12 — Далекое; 13 — Березовка; 14 — Сусаннино; 15 — Веселовка; 16 — Солдатово; 17 — Наташино; 18 — Наумовка; 19 — Ромашкино; 20 — Евпатория; 21 — Мамай; 22 — Кара-Тобе; 23 — Луговое; 24 — Журавлевка; 25 — Краснознаменка; 26 — Дальнее; 27 — Котельниково; 28 — Григорьевка; 29 — Нежинское; 30 — Заливное; 31 — Черноземное; 32 — Раздольное; 33 — Белое; 34 — Красный; 35 — Битумное; 36 — Бахчи-Эли; 37 — Булганак; 38 — Симферополь; 39 — Чокурча (Луговое); 40 — Казанки; 41 — Вилино; 42 — Альма–Кача; 43 — Херсонес; 44 — Тавельский; 45 — Сугдея; 46 — Арматлук; 47 — Коклюк; 48 — Ближнее Боевое; 49 — Приморский; 50 — Владиславовка; 51 — Луговое; 52 — Ильичево; 53 — Семеновка; 54 — Ак-Таш; 55 — Останино; 56 — Белинское; 57 — Золотое; 58 — Михайловка; 59 — Илурат; 60 — Элькен; 61 — Васильевка; 62 — Боспор.

-302-


Из рассматриваемых нами 81 погребения (остальные — разрушены при ограблении), 56 являются мужскими, с различным комплексом вооружения, 25 — женских.
Мужские погребения возможно дифференцировать по степени вооружения. Такая классификация 156 воинских погребальных комплексов с территории Волго-Донского междуречья была проведена А. Г. Атавиным (Атавин 2008: 93—96, табл. 17—22), а впоследствии скорректирована на материалах 92 кочевнических погребений Предкавказья (Чхаидзе, Дружинина 2011: 128—129).
На основе анализа материалов 56 крымских мужских погребений (не всегда сопровождающихся захоронением лошади) выделяются три группы воинских кочевнических погребений:
I. Тяжеловооруженная конница с металлическим защитным вооружением (кольчуги, часто шлемы) и полным набором оружия ближнего и дальнего боя (сабли, реже копья, луки со стрелами). Иногда встречаются украшения. Группа состоит из 9 погребений (16 %): Березовка — 1/1; Битумное; Григорьевка — 10/2; Журавлевка — 3/1; Котельниково — 1/3; Красный — 6; Приморский (Дальние Камыши) — 9/1; Солдатово — 5/2; Столбовое — 1/3.
II. Конница без защитного вооружения или же с неметаллическими доспехами, также с полным набором рубящего оружия (сабли) и оружия дальнего боя (луки со стрелами) — 28 погребений (50 %).
III. Легкая конница, вооруженная только луками и стрелами, редко саблями — 19 погребений (34 %).
Как видно, аналогично материалам из Волго-Донского региона, в Крыму также выделяются три группы погребений с примерно равным процентным соотношением (в Предкавказье, правда, отмечена высокая концентрация кочевников I группы). Помимо этого, крымские материалы не подтверждают высказанный С. А. Плетневой (а вслед за ней А. Г. Атавиным) тезис о существовании у половцев института «амазонства» (ср.: Чхаидзе, Дружинина 2011: 129).
Представленная картина отражает военную, причем, социально стратифицированную организацию кочевого общества в Крыму (ср.: Чхаидзе, Дружинина 2013: 173—174), просуществовавшую вплоть до включения половцев в состав войска Золотой Орды.

Айбабин А. И. 2003а. Степь и Юго-Западный Крым. Крым в X — первой половине XIII века. В: Макарова Т. И., Плетнева С. А. (отв. ред.). Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV—XIII века. Археология. Москва: Наука, 74—81.
Айбабин А. И. 2003б. Города и степи Крыма в XIII—XIV вв. по археологическим свидетельствам. МАИЭТ Х, 277—306.
Атавин А. Г. 2008. Погребальный обряд и имущественно социальная структура кочевников лесостепной и степной зоны юга России в конце IX — первой половине XIII в. (печенеги, торки, половцы). В: Афанасьев Г. Е. (отв. ред.). Древности юга России. Памяти А. Г. Ата вина. Москва: ИА РАН; Таус, 71—105.
Сейдалиев Э. И. 2009. Средневековое погребение из Та- вель ского кургана No 5 у с. Красноселье. МАИЭТ XV, 378—388.
Чхаидзе В. Н., Дружинина И. А. 2011. Военная организация кочевников степей Предкавказья в XII—XIV веках. В: Васильев Д. В., Зеленеев Ю. А., Ситдиков А. Г. (ред. колл.). Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. Материалы V международной конференции, посвященной памяти Г. А. Федорова-Давыдова (г. Астрахань, 2—6 октября 2011 г.). Казань: ИИ АН РТ, 127—129.
Чхаидзе В. Н., Дружинина И. А. 2013. Отражение социальной стратификации в погребальной обрядности кочевников степного Предкавказья золотоордынского времени: продолжение дискуссии. Поволжская археология 4 (2). Казань, 171—178.

-303-