header photo

Главная - Военное дело - Метательное оружие

Нарожный Е. И., Плютов В. И. Костяные орнаментированные накладки на луки из средневековых кочевнических захоронений ХIII–ХIV вв.

Нарожный Е. И., Плютов В. И. Костяные орнаментированные накладки на луки из средневековых кочевнических захоронений ХIII–ХIV вв. (некоторые аспекты изучения) // Пятая Кубанская археологическая конференция. Краснодар, 2009.

Среди погребального инвентаря нескольких кочевнических захоронений Северного Кавказа эпохи средневековья были обнаружены разнотипные, целые и фрагментированные накладки на луки, декорированные по внешней поверхности циркульным орнаментом, нередко, в сочетании с косыми линейными насечками между окружностями. Выборка таких находок обусловлена, прежде всего, существующим разнобоем в датировке погребальных комплексов, а также потребностью осмысления причин их присутствия в захоронениях, имевших различные ориентировки и погребальные конструкции. Такая выборка (рис. 1, 1–6), невелика. С территории Кубани нам известны 4 опубликованных комплекса с остатками таких луков (табл. 1). Еще, как минимум, столько же кочевнических погребений, пока не введено в научный оборот. На территории Ставрополья известен пока только один такой комплекс (табл. 1). Еще один комплекс происходит с территории Чечни (табл. 1). Там же отмечена и случайная находка концевой накладки на лук, поднятой на Самашкинском поселении эпохи Золотой Орды (табл. 1). Несколько кочевнических погребений с такими же накладками на лук происходят из курганов на Дону (табл. 1).

При датировке погребальных памятников с интересующей нас категорией предметов метального оружия высказывается, как минимум, две точки зрения. Одни авторы датируют такие захоронения ХII–ХIII вв., расценивая их, как половецкие (Кореняко, Атавин, 1986, с. 98–100; Армарчук, Малышев, 1997, с. 112; Зеленский, 1997, с. 90; Блохин, Дьяченко, Скрипкин, 2003, с. 208; Парусимов, 2002, с. 255, с. 258; Трубников, 2004, с. 74; Чхаидзе, 2008, с. 132 и др.). Другие датируют их золотоордынским временем (Нарожный, 2005, с. 65, с. 108; Нарожный, 2008б, с. 942). Определенный стимул в утверждении доминирующей «домонгольской» датировки таких комплексов, как представляется, дает давно установленный факт широкого распро-

–275–


странения таких накладок в кочевнических памятниках южнорусских степей «домонгольского» времени (Кореняко, Атавин, 1986, с. 96, рис. 1, 6, с. 98, рис. 2, 11). Ошибочно принятые за остатки «обкладок седла или колчана», такие накладки, как справедливо отмечали В.А. Кореняко и А.Г. Атавин, «аналогичны найденным в Поросье в курганах ХI в. … первой пол. ХII в. и конца ХII –начала» (Кореняко, Атавин, 1986, с. 100). На этом фоне все донские и северокавказские параллели накладкам следует рассматривать либо как синхронные поросским аналогам, что не позволяет делать сопутствующий накладкам инвентарь, либо искать ответ о причинах бытования одинаковых накладок (и, скорее всего, типов луков, на которых были одинаковые накладки). Но для начала необходимо определиться с относительной датировкой возможного времени появления донских и северокавказских погребальных комплексов, в составе которых были такие накладки. Определенные возможности для этого, к примеру, дает материал из погребения 3 кургана 1 у сел. Новоселицкое на Ставрополье, в составе инвентаря которого, наряду с орнаментированными накладками на лук, был и фрагментированный «свистунок» на стрелу (Кореняко, Атавин, 1986, с. 98, рис. 2) – типичное привнесение из Центральной Азии, появившееся на Северном Кавказе в золотоордынское время (Нарожный, 2005, с. 110–111). Аналогичные возможности открывает и погребение 1 кургана 2 могильника Хавалы IV в Мясниковском районе Ростовской области (Трубников, 2004, с. 75, рис. 6, 1). В комплексе, предварительно датированном ХII–ХIII вв., помимо костяных орнаментированных накладок на лук, были и стремена, тип которых, обычно, датируют временем с «ХII по начало ХIII вв.» (Федоров-Давыдов, 1966, с. 11, с. 14, 115, 1; Кирпичников, 1973, с. 48, рис. 29, 33, тип III; Армарчук, 2006, с. 27–29, рис. 14, 16, отдел IV, тип 2; Чхаидзе, Державин, 2008, с. 100, 101, рис. 1, 1). Такое же стремя есть среди археологического материала золотоордынского Азака (Перевозчиков, 1996, с. 88, табл. 22, 47).

В погребении 1 кургана 2 могильника Хавалы IV, помимо прочего, был и бронзовый котел с цилиндрическим туловом, имеющий аналогии, опубликованные в свое время М.Л. Швецовым (Швецов, 1980, с. 192–202), полагавшим, что такие котлы являлись обязательным атрибутом только мужских и, как правило, половецких кочевнических захоронений. С тезисом, справедливо не согласились П.Е. Захаров и Л.В. Яворская (Захаров, Яворская, 2003, с. 242). Подтверждают это и новые находки таких же котлов, к тому же, датированных ХIII–ХIV вв. Это пока не опубликованный котел из фондов Ставропольского природно-ландшафтного и историко-культурного музея-заповедника им. Н.Г. Прозрителева и Г.К. Праве. Такая же находка происходит из женского захоронения в кургане 1 могильника «Джухта-2» (Доде, 2001, с. 117). На территории Ростовской области известно еще два бронзовых котла (Глебов, Поляков, Яценко, 1998, с. 57; Парусимов, 2002, с. 255, рис. 9, 6). Еще два бронзовых котла происходят из погребений золотоордынского времени в курганах 2 и 3 могильника «Высокая гора» на юге Воронежской области (Кравец, Березуцкий, Бойков, 2000, с. 120, 121, 124, рис. 4, 19; 7, 1). Есть они и на территории Херсонской области (Толочко, 1999, с. 189), а также на территории Среднего Поволжья и Прикамья (Руденко К.А. 2000, с. 35) и в подкурганном погребении у сел. Нижняя Добринка Волгоградской области (Захаров, Яворская, 2003, с. 242, 250, рис. 5, 2). Эти котлы, как и их варианты с клепаным туловом (Горбенко, Кореняко, Максименко, 1975, с. 202–209; Нарожный, 2000, с. 129, рис. 1, 2), датируются золотоордынским временем, что определяет относительную датировку погребения 1 кургана 2 могильника Хавалы IV. Впрочем, это же относится и к остальным погребальным комплексам, погребенные в которых были захоронены с восточной ориентировкой, а в составе инвентаря содержались костяные орнаментированные накладки на лук. Следует учитывать, что часть таких котлов ныне увязывается с миграциями черных клобуков на Северный Кавказ (Горбенко, Коре-

–276–


няко, Максименко, 1975, с. 202–209; Нарожный, 2000, с. 125–132), осуществленной после 1260 года (Нарожный, 2000, с. 138–150; Нарожный, 2003, с. 212–223). В связи с чем, обратим внимание и на возможность соотнесения погребения 1 кургана 2 могильника Хавалы IV с типом погребальных комплексов, которые Г.А. Федоров-Давыдов включил в отдел Г своей типологии (Федоров-Давыдов, 1966, с. 153).

Таблица № 1. Выборка погребальных комплексов с территории Северного Кавказа и Дона с фрагментами рассматриваемых накладок на луки

№ п/п
Памятник
Публикация
Датировка в публикации
Территория Прикубанья
1. Погребение № 20 Цемдолинского могильника под Новороссийском Армарчук Е.А., Малышев А.А. 1997, с. 112, рис. 10 ХII–ХIII вв
2. Погребение в кургане у хут. Пролетарский Зеленский Ю.В. 1997, с. 90, рис. 2, 3, 4. ХII–ХIII вв.
3. Погребение 1 кургана 1 могильника Кривуша-84

Блохин А.Г., Дьяченко А.Н., Скрипкин А.С. 2003, с. 208, рис. 9, 8. ХII–ХIII вв. (по М.В. Горелику –золотоордынское время)
4. Погребение 6, кургана 4 могильника Темижбекский-79 Чхаидзе В.Н. 2008, с. 132, рис. 2, 4 ХII–ХIII вв.
Ставропольский край
5. Погребение 3 кургана 3 у сел. Новоселицкое Кореняко В.А., Атавин А.Г. 1986, с. 98–100. ХII–ХIII вв.
Чеченская республика
6. Погребение 2 кургана 1 Калиновского могильника Нарожный Е.И. 2005, с. 65, рис. 23, 7. ХIII–ХIV вв.
7. Самашкинское поселение Нарожный Е.И. 2005, с. 108; 2008б, с. 942 ХIII–ХIV вв.
Подонье
8. Погребение 1 кургана 4 могильника Крутенький-1

Парусимов И.Н. 2002, с.255, 258, рис. 12, 1. ХII–ХIII вв.
9. Захоронение 1 кургана 1 могильника Хавалы IV Трубников В.В. 2004, с. 74, рис. 5, 8, 9. ХII–ХIII вв.

Этнокультурная характеристика погребенных в захоронениях этого отдела затруднена, хотя на примере могильника Зеленка в Поросье Г.А. Федоров-Давыдов указывал на совпадение сведений письменных источников о притоке к приграничью с Южной Русью половцев и заметное увеличение здесь доли погребений отдела Г, отнесенных им к концу ХII в. (Федоров-Давыдов, 1966, с. 153). В IV-й (золотоордынский) период времени, отмечал исследователь, поросские погребения типов Г II-III, демонстрируют стабильное сохранение «старых» обрядов, в то время как «старые», черноклобуцкие, типы захоронений претерпевают трансформацию. Однако в захоро-

–277–


типам IV и V (Федоров-Давыдов, 1966, с. 153), в чем можно видеть и отражение сильных взаимовоздействующих влияний и смешений между черными клобуками и носителями обрядов отдела Г. В золотоордынское время, как считается, происходит переселение черных клобуков из Поросья в Поднестровье, на Северный Кавказ и в Поволжье. Процесс этот уместно связывать с перемещением Ногая во главе с 3-х тысячным корпусом, под Дербент.


Рис. 1.
Орнаментированные накладки на луки. 1 – из погребения в кургане у хут. Пролетарский (по Ю.В. Зеленскому); 2 – из погребения 1 курганной группы Кривуша-84 (по А.Г. Блохину, А.Н. Дьяченко, А.С. Скрипкину); 3 – из погребения 3 кургана у сел. Новоселицкое в Ставропольском крае (по В.А.Кореняко, А.Г. Атавину); 4 – из погребения 2 кургана 1 Калиновского курганного могильника в Наурском районе ЧИАССР; 5 – погребение 1 кургана 4 курганной группы Дмитриевская 1-82 (по А.Г. Блохину, А.Н. Дьяченко, А.С. Скрипкину;.6 – Хавалы IV, курган 2, погребение 1 (по В.И.Трубникову)

–278–


Опираясь на датировку источниками похода «против народа черных шапок» (черных клобуков Поросья) началом 1240-х годов и учитывая реальность появления Ногая у Дербента уже в 1260-х годах, можно полагать, что интересующая нас миграция вовлекла не только черных клобуков, но и сопутствовавших им носителей погребального обряда, выделенного Г.А. Федоровым-Давыдом в «отдел Г». Именно к представителям этих переселенцев, вероятно, следует относить большую часть тех кочевнических захоронений, которые учтены в табл. 1. Несмотря на то, что этнокультурная атрибуция носителей обряда отдела Г продолжает оставаться трудно определяемой, археологические памятники, связанные с ними, есть на Дону и Северном Кавказе (напр. см.: Трубников, 2004; Чхаидзе, 2008 и др.). А на их основе становится
возможным не только «примирить» разнобой в датировке погребальных комплексов, в инвентаре которых имелись украшения черноклобуцкого облика, но и фрагменты костяных накладок на луки, характерные для поросских памятников «домонгольской» поры. В сумме, учет любых миграционных процессов позволит более многомерно и разносторонне рассматривать не только участников этнокультурных процессов в регионе (Нарожный, 2007, с. 204–212; 2008а, с. 490–494; 2008в, с. 160–171), но и более объективно оценивать сам характер таких процессов и их результатов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Армарчук Е.А. Конская упряжь из могильников Северо-Восточного Причерноморья Х–ХIII вв. М., 2006.
Армарчук Е.А., Малышев А.А. 1997. Средневековый могильник в Цемесской долине // ИАА. Армавир-М. Вып. 3.
Блохин А.Г., Дьяченко А.Н., Скрипкин А.С. Средневековые рыцари Кубани // МИАК. Краснодар, 2003. Вып. 3.
Глебов В.В., Поляков В.В., Яценко В.В. Работы экспедиции археологического научно-исследовательского бюро в Ростовской области в 1995 и 1997 годах // ИАИАНД. Азов. 1998. Вып. 15.
Горбенко, А.А., Кореняко В.А., Максименко В.Е. Позднекочевническое погребение кургана у хут. Нижняя Козинка // СА. 1975. № 1.
Доде З.В. Костюмы кочевников Золотой Орды из могильника «Джухта-2» // МИИКНСК. 2001. Вып. 2.
Захаров П.Е., Яворская Л.В. Памятники золотоордынского времени у села Добринка // НАВ. Волгоград, 2003. Вып. 6.
Зеленский Ю.В. Позднекочевническое захоронение со шлемом из степного Прикубанья // ИАА. Армавир-М., 1997. Вып.3.
Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси в Х-ХIII вв. // САИ. Л., 1973. Вып. Е-36.
Кореняко В.А., Атавин А.Г. Позднекочевнические погребения в кургане у сел. Новоселицкое (Ставропольский край) // КСИА. 1986. Вып. 183.
Кравец В.В., Березуцкий В.Д.,Бойков А.А. Погребения знати золотоордынского времени в курганной группе «Высокая гора» на юге Воронежской области // ДА. 2000. № 3–4.
Нарожный Е.И. Черные клобуки на Северном Кавказе. О времени и условиях переселения // Евразийская степь и лесостепь в эпоху раннего средневековья. Археология восточноевропейской лесостепи. Воронеж, 2000. Вып. 14.
Нарожный Е.И. Половцы или черные клобуки? (По поводу критических заметок И.Н. Анфимова и Ю.В. Зеленского) // МИАСК. Армавир, 2003. Вып. 2.
Нарожный Е.И. Средневековые кочевники Северного Кавказа. Некоторые дискуссионные аспекты этнокультурного взаимовоздействия. Армавир. 2005.
Нарожный Е.И. Этнокультурный состав кочевого и оседлого населения северокавказских владений Золотой Орды: некоторые итоги и перспективы изучения // Средневековая археология Евразийских степей: Тез. докл. Казань, 2007. Т. I.

–279–


Нарожный Е.И. Этнокультурные процессы ХIII–ХIV вв. на Северном Кавказе (по историко-археологическим данным) // Труды II (ХVIII) Всероссийского Археологического съезда в Суздале 2008 г. М., 2008а. Т.2.
Нарожный Е.И. Самашкинское поселение ХIII–ХIV вв. (Ачхой-Мартановский район Чечни) // МИИКНСК. М., 2008б. Вып. VIII.
Нарожный Е.И. О датировке и этнокультурной атрибуции некоторых средневековых кочевнических комплексов // МИАСК. Армавир, 2008в. Вып. 9.
Парусимов И.Н. Раскопки курганного могильника Крутенький 1 // АД. Ростов-на/Д., 2002.
Перевозчиков В.И. Классификация археологического материала золотоордынского кремени по материалам раскопок и сборов 1960–1990 гг. Азов, 1996.
Руденко К.А. Металлическая посуда Поволжья и Прикамья VIII–ХIV вв. Казань. 2000.
Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. Киев, 1999.
Трубников В.В. Исследования курганного могильника Хавалы IV в Мясниковском районе Ростовской области в 2003 году // ИАИАНД в 2003 г. Азов, 2004. Вып. 16.
Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.
Чхаидзе В.Н. Погребения средневековых кочевников и каменные тюркские изваяния из степного Прикубанья // МИАСК. Армавир. 2008. Вып. 9.
Чхаидзе В.Н., Державин В.В. Средневековое кочевническое погребение из курганного могильника «Сухая Падина 1» в Ставропольском крае // МИАСК. Армавир, 2008. Вып. 9.
Швецов М.Л. Котлы погребений средневековых кочевников // СА. 1980. № 2.

–280–