header photo

Главная - Военное дело - Вооружение

Гуревич Ю. Г., Папахристу С. А. Кольчуга Тамерлана

Гуревич Ю. Г., Папахристу С. А. Кольчуга Тамерлана // Металлуpг. 1992. № 4. с.28-30.

Известно, что вплоть до конца XIV столетия в Дамаске изготовляли лучшее в мире оружие и доспехи. В 1370 году в Самарканде к власти пришел великий эмир Тимур (Тамерлан). Для того чтобы упрочить свою власть и удержать феодалов и кочевую знать от внутренних мятежей и междоусобиц он начал большие завоевательные войны. В начале XV века (1401 г.) Тимур покорил Сирию и взял Дамаск. Город был сожжен, а оружейные мастера, издавна слывшие лучшими специалистами своего дела, были переселены в Самарканд. В этот и другие города Средней Азии переселялись десятки тысяч ремесленников из Персии, Азербайджана, Герата и других завоеванных стран.

Чтобы подорвать военную мощь Золотой Орды, Тимур старался ликвидировать ее транзитную торговлю: он разрушил такие большие города, как Сарай Берке, Астрахань, Азов, а также Ургенч, В результате вся средиземноморско - азиатская торговля направилась только по караванным путям, проходившим через Иран, Армению, Грузию, Бухару, Самарканд. С этого времени начинается широкое распространение разнообразных способов изготовления изделий и доспехов в Средней Азии {Самарканд, Бухара) и на Кавказе (Грузия, Армения).

Есть сведения, что собранные в Самарканде около тысячи мастеров были размещены в городской цитадели. Круглый год они работали на Тимура в специальной государственной мастерской, изготовляя латы, шлемы и различное оружие.

Подбитое красным сукном и изящно отделанное оборонительное оружие выглядело очень эффектным. При одном из въездов Тимура в его столицу во время парадного шествия впереди несли до 3000 пар этих лат. Они поражали своей пышностью и красотой. Это шествие видел и описал испанский посол Рюи Гонэалес де Клавихо, который утверждал, что это оружие «не отличалось достаточной прочностью, уступая в этом отношении европейскому». Сегодня, почти 600 лет спустя можно с уверенностью заклю­чить, что испанский посол ошибался…

Не так давно на месте цита­дели Тимура были произведены раскопки. При раскопках археологи расчистили помеще­ние, в котором найдены более 2000 деталей доспехов, прочие железные предметы и два ве­ликолепных лука. К сожалению железо доспехов было очень сильно окислено, превра­тилось в окалину и поэтому, на первый взгляд, его качество установить было невозможно. Химический анализ показал, что найденные предметы состоят в основном из оксидов железа (рис. 1). В небольшом количестве присутствуют окси­ды хрома, кремния и кальция (до 2 % каждый). Присутствие в неметаллической фазе оксидов кремния и каль­ция свидетельствует о том, что сталь особой чистотой по неметаллическим включениям не обладала, поскольку оксиды кремния и кальция могли попасть в железо при его восстановлении из руды. Что касается хрома, который образует карбиды более твердые и износостойкие, чем цементит, то возможно его присутствие в стали не случайно. Древние металлурги обнаружили, что если брать руду определенных ме­сторождений, то полученное из нее железо обладает более высоким качеством. Конечно, они не могли знать, что это связано с тем, что руда содержит хром…


Рис. 1. Детали доспехов из цитадели Тимура.

В окисленных деталях кольчуги нами были найдены крошки сохранившегося металла, которые оказались достаточными для их металлографического

-28-


исследования. Приготовленные шлифы с крупинками стали после полировки покрывались темной пленкой, но длительным травлением поверхности шлифа 3 %-ным раствором азотной кислоты удалось выявить полосчатую структуру металла. Полосы в основном располагались в одном, по-видимому, продоль­ном направлении. Ширина по­лос составляла 150—200 мкм. На рис. 2 показана микро­фотография крупицы стали, найденной внутри детали «доспеха Тимура». Под микроско­пом хорошо видны три структурных составляющих: свет­лая, светлосерая и темносерая. Светлая составляющая представляет собой однофазную структуру с микротвердостью 18500—14500 МПа. Такая вы­сокая твердость, соизмеримая с алмазом, как известно, харак­терна для карбидов. Результа­ты химического анализа иссле­дуемого материала позволяют предположить, что эта состав­ляющая является карбидом же­леза — цементитом, содержа­щим небольшие количества кар­бидов хрома, светлосерая струк­тура является многофазной, ее микротвердость составляет 9250—7200 МПа. Можно предполагать, что это высокоуглеродистая сталь, в структуре ко­торой имеются включения вто­ричного цементита. Темносерая составляющая имеет мик­ротвердость 4200—4000 МПа, что соответствует структуре эвтектоидной стали. Карбид­ная фаза составляла 30—40 % поверхности детали, светлосерая и темная — 70—60 %. Та­ким образом, кольчуга Тимура была изготовлена из композиционного материала, являюще­гося лучшей сталью того време­ни и названного позже дамаском или булатом. Необходимо подчеркнуть, что по прочности и сопротивлению удару древ­няя кольчуга практически не уступала современным бронежилетам... Испанский посол ошибался, такого материала для защитного оружия Европа не знала вплоть до наших вре­мен!


Рис. 2. Микроструктура крупинки металла детали доспехов. Х200.

-29-


Сегодня такой композицион­ный материал применяется для самых надежных бронежелетов, она пуленепроницаема.

Кто же делал тимуровские доспехи? Утвердилось мнение, что изделия такого высокого качества изготовляли дамас­ские мастера, что именно они привезли в Самарканд секреты производства знаменитой стали. Полученные нами данные позволили усомниться в этом, поскольку результаты археологических исследований показали, что материал тимуровских кольчуг был известен в Средней Азии задолго до походов Тимура.

При раскопках городища Ахсикет в Северной Фергане (IX— начало XIII столетия нашей эры) был найден инструмент, напоминающий современный напильник. На стальном основании, которое хорошо сохра­нилось, была прикреплена пла­стина из какого-то сплава, ко­торый оказался полностью окисленным (рис. 3). Исследова­нием установлено, что основа­ние представляло собой углеро­дистую сталь с содержанием углерода 0,37 %. После травле­ния стали была выявлена структура среднеигольчатого мартенсита с небольшим количеством остаточного аустенита.


Рис. 3. Древний инструмент, найденный при раскопках Ахсикста
а — основание, б — рабочая часть.

В сильно окисленной «рабо­чей» части напильника была найдена капля металла, структура которой полностью соот­ветствовала материалу доспе­хов из цитадели Тимура (рис. 4). Под микроскопом в крупинке Дамаска были видны частички меди. Таким образом, как и в современном производстве, в древности твердый сплав при­паивался к стальной пластине медью. Результаты исследова­ний свидетельствуют о том, что еще до Тимура слоистый мате­риал типа булата применялся для обработки материалов.


Рис. 4. Микроструктура рабочей чести инструмента. Х200.

Полученные данные дают ос­нование предполагать, что сек­реты производства знаменитой дамасской стали (булата) попа­ли а Самарканд и Среднюю Азию не из Дамаска, а из Индии.

-30-