Потому что доказательств его пребывания в Монголии и Китае нет. Итальянские ученые, принимая во внимание несколько необычный способ, каким книга увидела свет, сейчас дискутируют относительно того, не является ли его книга компиляцией разных по происхождению сведений (от побывавших у монголов купцов и миссионеров, пленных, беженцев и т.д. и т.п.).Nickolay писал(а):Почему вы так считаете?
Это, кстати, дает ответ на вопрос - почему иногда он пишет очень точно, а иногда - врет и не краснеет.
А учиться стрелять из лука монгол должен был где? Если он каждый день не тренируется - где он научится на скаку бить дичь? Раз в год на ханской охоте?В такой роли выступали большие ханские сезонные охоты, а не охота сама по себе.
Исключая охоту, ханы подрывали бы и благоденствие монголов (охота играла пусть и не решающую, но важную роль в их хозяйстве), и боеспособность армии (лук был главным оружием).
Чулууны Далай отмечает, что у Хубилая было 2 основных заказника - т.н. "Желтая степь" на п-ове Шаньдун (в XIX в. эти места стали ареной боев конных маньчжуро-монгольских и няньцзюньских отрядов) и долина Орхона.
Но давайте к источникам:
См. Гиойм де Рубрук "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ ВИЛЬГЕЛЬМА ДЕ РУБРУКА В ЛЕТО БЛАГОСТИ 1253", гл. 7:ГЛАВА СЕДЬМАЯ
О животных, которыми они питаются, об их одежде и об их охоте
Важные господа имеют на юге поместья, из которых на зиму им поставляется просо и мука. Бедные добывают себе это в обмен на баранов и кожи. Рабы наполняют свой желудок даже грязной водой и этим довольствуются. Ловят они также и мышей, многие породы которых находятся там в изобилии. Мышей с длинными хвостами не едят, а отдают своим птицам. Они истребляют соней (glires) и всякую породу мышей с коротким хвостом. Там водится также много сурков, именуемых там согур; они собираются зимою в яму зараз в числе 20 или 30 и спят шесть месяцев; их ловят ары в большом количестве. Водятся там также кролики с длинных хвостом, как у кошки, и с черными и белыми волосами на конце хвоста. У них есть также много других маленьких зверьков, пригодных для еды, которых они сами очень хорошо различают. Оленей я там не видал; зайцев видел мало, газелей много. Диких (silvestres) ослов 31 я видел в большом количестве; они похожи на мулов. Видел я также другую породу животных, именуемых аркали; они имеют тело, точно у барана, и рога, загнутые, как у барана, но такой огромной величины, что одной рукой я едва мог поднять два рога; из этих рогов они делают большие чаши. У них есть в большом количестве соколы, кречеты и аисты (?); всех их они носят на правой руке и надевают всегда соколу на шею небольшой ремень, который висит у него до средины груди. При помощи этого ремня они наклоняют левой рукой голову и грудь сокола, когда выпускают его на добычу, чтобы он не получал встречных ударов от ветра или не уносился ввысь. Итак, охотой они добывают себе значительную часть своего пропитания.
Об одеяниях и платье их знайте, что из Катайи и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шелковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом. Из Руссии, из Мокселя (Maxel), из Великой Булгарии и Паскатира 32, то есть Великой Венгрии, из Керкиса 33 (все эти страны лежат к северу и полны лесов) и из многих других стран с северной стороны, которые им повинуются, им привозят дорогие меха разного рода, которых я никогда не видал в ваших странах и в которые они одеваются зимою. И зимою они всегда делают себе по меньшей мере две шубы: одну, волос которой обращен к телу, а другую, волос которой находится наружу к ветру И снегам. Эти шубы по большей части сшиты из шкур волчьих и лисьих или из шкур павианов (papionibus) 34; пока татары сидят в доме, они носят другую шубу, более нежную. Бедные приготовляют [98] верхние шубы из шкур собачьих или козьих. Когда они хотят охотиться на зверей, то собираются в большом количестве, окружают местность, про которую знают, что там находятся звери, и мало-помалу приближаются друг к другу, пока не замкнут зверей друг с другом как бы в круге, и тогда пускают в них стрелы. Они устрояют также шаровары из кож. Богатые также подшивают себе платье шелковыми охлопками, которые весьма мягки, легки и теплы. Бедные подшивают платье полотном, хлопчатой бумагой и более нежной шерстью, которую они могут извлечь из более грубой. Из более грубой шерсти они делают войлок для покрывания своих домов, сундуков, а также постелей. Из шерсти также с примесью третьей части конского волоса они делают себе веревки. Из войлока они делают также плащи, чепраки и шапки против дождя; таким образом они издерживают много шерсти. Платье мужчин вы видели.
http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubr ... etext1.htm
Далее:
См. Джованни дель Плано Карпини, "История монгалов", гл. 4:III. Кобылье молоко, если оно у них есть, они пьют в огромном количестве, пьют также овечье, коровье и верблюжье молоко. Вина, пива и меду у них нет, если этого им не пришлют и не подарят другие народы. Зимою у них нет даже и кобыльего молока, если они небогаты. Они также варят просо с водою, размельчая его настолько, что могут не есть, а пить. И каждый из них пьет поутру чашу или две, и днем они больше ничего не едят, а вечером каждому дается немного мяса, и они пьют мясную похлебку. Летом же, имея тогда достаточно кобыльего молока, они редко едят мясо, если им случайно не подарят его, или они не поймают на охоте какого-нибудь зверя или птицу.
§ IV. Об их законах и обычаях
1. Далее, у них есть закон или обычай убивать мужчину или женщину, которых они застанут в явном прелюбодеянии; также если девица будет с кем-нибудь блудодействовать, они убивают мужчину и женщину. Если кто-нибудь будет застигнут на земле их владения в грабеже или явном воровстве, то его убивают без всякого сожаления. Точно так же, если кто-нибудь открывает их замысел, особенно когда они хотят итти на войну, то ему дается по заду сто ударов таких сильных, насколько может дать их крестьянин большой палкой. Точно так же, когда кто-нибудь из младших оскорбляет кого-нибудь, то их старшие не щадят их, а подвергают тяжкому бичеванию. Точно так же между сыном от наложницы и от жены нет никакой разницы, но отец дает каждому из них, что хочет, и если он из рода князей, то сын наложницы является князем постольку же, как и сын законной супруги. И если один Татарин имеет много жен, то каждая из них сама по себе имеет свою ставку и свое семейство; и один день он пьет, ест и спит с одной, а другой день с другою, все-таки одна из них считается старшей среди других, и он бывает с ней чаще, чем с другими, и хотя их так много, они нелегко ссорятся между собою.
II. Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также имеют отчасти попечение о стадах; но они охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть хорошие стрелки, и дети их, когда им два или три года от роду, сразу же начинают ездить верхом и управляют лошадьми и скачут на них, и им дается лук сообразно их возрасту, и они учатся пускать стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы.
III. Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить [37] верхом долго и упорно. Стремена у них очень короткие, лошадей они очень берегут, мало того, они усиленно охраняют все имущество. Жены их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все женщины носят штаны», а некоторые и стреляют, как мужчины.
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame4.htm
Описанное Марко Поло, если опустить фантастику относительно не боящихся людей зверей (такое могло быть в каком-либо ханском парке, но не в природных условиях), показывает нам обычную практику - хан имел охотничьи парки для повседневного развлечения и большие заказники, где устраивал большие охоты. Кроме того, хан пытался регулировать добычу животных и птиц, запрещая охоту в период, когда появляется и подращивается молодняк, что косвенно говорит о масштабах охоты в целом.