Цель создания темы и размещение части материалов, не в подстрекательстве к пошиву стеганины/ватников/бешенных вафель, а желание показать всю неоднозначность данного вопроса, его недостаточную изученность, указать на откровенную нехватку доказательной базы.
Рисунок 4. Опубликован в военно-историческом журнале «Para Bellum», СПб, N 2 за 2003 г. Статья Л.А. Боброва "Железные ястребы Маверанахра (комплекс защитного вооружения воинов Средней Азии и сопредельных территорий конца XV-XVII вв.)"
Описание:
Рядовой воин бухарского городского ополчения.
Война в степи и пустыне требовала высокой мобильности войск. Не удивительно, поэтому, что армии среднеазиатских владык состояли почти исключительно из конницы. И только в редких случаях (например, при осаде крепостей) использовались пешие подразделения. Основным поставщиком пехотинцев выступали городские кварталы крупных торговых и ремесленных центров: Бухары, Самарканда, Хивы, Яркенда. Большая часть городских ополченцев была вооружена и обучена крайне плохо. Исключение составляли лишь вооруженные огнестрельным оружием «туфазандеры», передвигавшиеся на лошадях и верблюдах и спешивавшихся во время боя. Использовавшаяся "туфазандерами" тактика была подхвачена казахами и легла в основу военного искусства позднесредневековых ойратов (джунгар).
Бухарский ополченец одет в потрепанный "чопкут" с длинными рукавами и подолом. Поверх стеганого панциря, перехваченного кушаком, пришиты медные диски-наплечники. На голове воина – небольшая чалма (в XVII в. наряду с чалмами среди жителей Средней Азии не меньшей популярностью пользовались кожаные шапки с меховым околышем и колпаки). На ногах бухарца - войлочные штаны и мягкие туфли ("пайчеки"). В руках ополченца простое копье, за пояс заткнут нож (МАЭ) и топор (МАЭ). За спину заброшен кожаный щит.
Л.А. Бобров, Ю.С. Худяков
ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ВОИНА ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ДОСПЕХ ИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ("МЯГКИЙ ДОСПЕХ")
Несмотря на то, что оружейники Самарканда и Бухары производили сотни полных комплектов доспехов, большая часть воинов узбекских правителей (часть нукеров и подавляющее количество ополченцев) не имели возможности приобрести металлические панцири, и вынуждены были довольствоваться доспехами из органических материалов: кожи, войлока, ваты. Так по свидетельству Мухаммеда Салиха узбекские воины, не имевшие металлического панциря "обматывали тело войлоком".
В XIII-XIV веках в Передней Азии фиксируется покрой "мягких" панцирей в виде "халата" с оплечьями "листовидной" формы и с осевым разрезом, реже с короткими полами, иногда с длинными рукавами и косым запахом. Верхний слой "мягких" панцирей XIV в. делали из однотонного белого войлока, кожи, ткани (одноцветной или с рисунком), иногда из "шкуры мехом наружу". Позднее, в XIV - перв. пол XV в. преобладал красный цвет.
Судя по данным письменных источников, в Средней Азии и Кашгарии в эпоху Позднего средневековья существовало несколько видов "мягкого" доспеха имевшие разные названия:
1. "Кюбе" - покрой в виде халата, иногда усиленный обрывками кольчуги и "непроницаемый для стрел". Различали по цвету верхнего тканевого покрытия: "ак-кюбе" - "белый кюбе" и "кек"-кюбе - "синий кюбе".
2. "Чопкут"- кроился в виде распашного кафтана и подбивался толстым слоем шерсти, ваты. Как правило "чопкут" заменял панцирь, но иногда мог поддеваться под него.
3. "Купу" - стеганные на вате, шерсти, панцири синего или белого цвета. Покрой не ясен.
4. "Олпок" (аналог монг. "олбок"). Его "не может пробить пуля", т.к. их одевают один на другой, причем верхний панцирь часто "рвется стрелами и пиками". По мнению Д. Банзарова монгольский "олбок" был "толсто подбит хлопчатою бумагой или пенькою" и напоминал русский тягиляй, а его поздние образцы (XIX в.) имели короткие рукава и подол. В современном монгольском языке "олбок" употребляется в значении "тюфяк", "матрац" и т.д..
5. Тянь-шаньские киргизы использовали панцири из кожи "шарпылдак". К сожалению, их покрой не известен.
На бухарских миниатюрах XVII в. "мягкие" доспехи скроены виде распашных кафтанов с осевым разрезом, короткими рукавами и подолом до середины бедра, или до колен (табл. 10: 9, 11, 13). Длинные стеганые рукава, усиленные железными наплечниками и налокотниками еще встречающиеся на миниатюрах кон. XV в (табл. 10, 10), в XVI в. исчезают. Поверхность стеганых панцирей XVI-XVII в. покрывалась цветной тканью, как правила красного, оранжевого, или белого цвета.
Известные еще с XV в. толстые стеганные ватные воротники со второй четверти XVII века встречаются на миниатюрах все чаще. Как правило, такие воротники можно видеть на воинах одетых в металлические доспехи (табл. 4, рис. 11). Возможно, воротники пришивались к более тонкой поддоспешной одежде или вообще одевались отдельно. Только в некоторых случаях можно предположить, что под доспех одет целый "тягеляй" и стеганый воротник является его частью (табл. 10: 11, 13).
Виды покроя и изображения «наддоспешных» халатов и панцирей из органических материалов.
1-4. Виды покроя наддоспешной одежды втор. пол. XV–XVII вв.
5, 6. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6. «Хамса» Навои, Бухара, I четверть XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8, 11–13. «Хамса» Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
9. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в. публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. Миниатюра из альбома, Герат, кон. XV в., б-ка музея Метрополитен, (Нью-Йорк).
чуть более новый вариант иллюстраций Боброва Л. А. из другого издания:Л.А. Бобров, Ю.С. Худяков
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАНЦИРЕЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ВОИНАМИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ, СРЕДНЕЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ПЕРИОДЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Введение
В процессе продвижения к границам Центральной и Средней Азии, Дальнего Востока военным отрядам российских регулярных войск и казаков в XVII - Х!Х вв. пришлось столкнуться с войсками кочевых и оседло-земледельческих государств и народов, вооруженных, преимущественно, холодным оружием, защищенных доспехами, изготовленными из металла и органических материалов. Если металлические панцири полумили в последние годы известное освещение в научной литературе, то доспехи, из недолговечных органических материалов, специально не рассматривались, поскольку они очень редко сохраняются в качестве археологических находок и почти не представлены в музейных коллекциях. Между тем в рассматриваемые периоды подобные «мягкие» доспехи бытовали и применялись очень широко. Их носили многие воины, которые не могли приобрести металлических панцирей. В отличие от железных панцирей, для изготовления которых обычно требовалась специальная подготовка, «мягкие» панцири могли изготовляться воинами и членами их семей самостоятельно, что позволяет утверждать, что «мягкие» доспехи на протяжении всего периода позднего средневековья продолжали оставаться одним из популярнейших видов корпусного защитного вооружения.
Панцири из органических материалов рассматривались рядом исследователей, но, как правило, либо в связи с другими элементами оружейного комплекса либо, как часть верхней одежды [Асмолов, 2002, с. 21; Бобров, 2002, с. 93-98; Бобров, Худяков, 2002, с. 126-127]. Большая часть данных по панцирям из органических материалов не получили системного оформления. Вместе с тем, судя по металлическому защитному вооружению, на протяжении веков внешний облик воина - латника менялся очень существенно [Бобров, Худяков, 2002, с. 142].Отсутствие обобщенных данных по эволюции покроя панцирей из органических материалов, не позволяет провести детальную реконструкцию внешнего вида позднее средневековых воинов восточной части Евразии, выявить региональные особенности воинского комплекса различных народов населяющих эти территории.
Таким образом, целью данной статьи является выявление наиболее характерных вариантов покроя «мягких» доспехов в различных регионах восточной части Евразии, а так же их генезис на протяжении эпохи позднего средневековья и нового времени. Особое внимание будет уделено покрою мягкого панцирного вооружения позднесредневековых монголов, маньчжуров и бухарцев, так как именно эти народы в период позднего средневековья были «законодателями» военной моды в регионе.
Судя по сообщениям этнографов второй половины XIX в. панцири из органических материалов ценились жителями Сибири и Центральной Азии гораздо меньше, чем их аналоги изготовленные из металлических пластин. Реконструировать покрой доспехов из органических материалов представляется возможным на сопоставлении различных видов источников:
• иконографических, маньчжурских, китайских, среднеазиатских и корейских миниатюр XV- XVIII вв.
• письменных маньчжурских, русских, среднеазиатских текстов XVI - XIX вв.
• данных центрально и среднеазиатского эпоса.
Основная часть
«Мягкие» доспехи из органических материалов шились из полотнищ толстой мягкой кожи, войлока, толстой плотной ткани, зачастую в несколько слоев, и простегивались шерстью, волосом, ватой [Горелик, 1987, с. 181].
Несомненно, что именно этот доспех в силу своей доступности был наиболее распространен у монголов в эпоху Чингисхана и его приемников. В XIII - XIV вв. фиксируется покрой «мягких» панцирей в виде «халата» с оплечьями «листовидной» формы и с осевым разрезом, несколько реже встречаются на миниатюрах панцири с короткими полами, иногда с длинными рукавами и косым запахом [Горелик, 1987, с. 181].
Верхний слой «мягких» панцирей XIII в. делали из однотонного белого войлока, колеи, ткани (одноцветной или с рисунком), иногда из «шкуры мехом наружу» [Горелик, 1987, с. 181]. Позднее, в XIV - первой половины XV в. преобладал красный цвет [Горелик, 1983, с. 250].
В эпоху позднего средневековья мы фиксируем десятки упоминаний о стеганых войлочных панцирях находящихся на вооружении воинов Центральной Азии и Южной Сибири. Так Михаил Татаринов, перечисляя бурятское оружие XVIII века, упоминает «стеганые бумажники, которые настигаются, раз по десять и покрывают фанзой или дабою, которые бумажники стрела пробить не может».
Ренье в XVIII веке отмечал, что «... забайкальские буряты помимо обычной кольчуги, еще особый род панциря имеют, сделанный из своеобразной заплатанной бумажной холстины, которую они не менее 10 раз обматывают вокруг тела, и через которую не может проникнуть никакая стрела.» [Михайлов, 1993, с. 44].
Среди вооружения северных монголов Ф. Ланганс помимо панцирей, сабель, кольчуг и шапок железных отметил «...стеганые бумажники, которые наставляют, раз по десяти и покрывают фанзою или дабою» [Михайлов, 1993, с. 44-45]. По мнению Д. Банзарова «мягкие» панцири из органических материалов применялись монголами и их степными соседями вплоть до конца XIX в. [Банзаров, 1997].
Качество «мягких» панцирей различных стенных народов было различным. Особо выделялись современниками панцири, изготовленные мастерами Западной Монголии. После победы на Ологоиском поле в 1690 г. ойратские воины не стали «сдирать» с побежденных маньчжур их «куяки» (пластинчато-нашивные панцири), предпочтя им собственные «бумажники» и кольчатые панцири.
Известные материалы позволяют выделить 3 варианта покроя «мягких» центрально азиатских панцирей:
«Олбок». По мнению Д. Банзарова, это аналог русского тегеляя, с короткими рукавами и воротником, «толсто подбитый хлопчатого бумагой или пенькою» [Банзаров, 1997], Дословно «олбок» - куртка стеганная на пеньковой пакле и надеваемая на войне. «Олбок» имел подол (чуть ниже пояса, до колена или до середины голени) и рукава (до локтя или до кисти).
Один из вариантов «олбока» представлен на китайской глиняной скульптуре минского времени изображающей монгольского конного воина. Всадник одет в не подпоясанную стеганую куртку, с коротким подолом, рукавами до локтя и осевым разрезом, борта которого снабжены пуговицами (рис. 1,7).
Данный тип панциря по ряду особенностей покроя - отсутствие верхнего пояса, длинного трехчастного подола, присутствие боковых разрезов напоминает маньчжурские панцирные «жилеты». Однако наличие стеганых рукавов кардинально отличает этот доспех цинского «магуацзы».
Судя по описаниям и изображениям, другие варианты панцирей «олбок» представляли собой подбитый ватой, пенькою или шерстью халат центрально-азиатского типа с косым или осевым разрезом. Такие панцири запечатлены па китайских статуэтках изображающих монгольских аристократов (рис. 1,8) и на фотографии 19I3 года, на которой бурятские всадники позируют перед фотографом одетые в «старинные доспехи» [Михайлов, 1993, с. 61].
Обращают на себя внимание плотные простеганные горизонтально и в косую клетку ватные кафтаны с рукавами до локтя или кисти и коротким подолом, по основным чертам покроя соответствующие параметрам «олбок». Качественно сделанные «улбо» (олбок) были хорошим подарком для воинов.
По легенде, мать известного полководца Галдамы, Сулумна-хатум в награду за доблесть раздавала собственноручно сделанные ватные кафтаны, «чем возбуждала в подвластных охоту повсюду следовать за Галдамою».
Олбок часто носился самостоятельно, но мог поддеваться под панцирь из железа. В монгольском эпосе этот способ ношения «мягких» панцирей фиксируется с ХII - XIII вв. [Горелик, 1987, с. 181]. В «Сказании о походе Убуши Хон-Тайджи на ойратов» упоминается знатный джунгар, который наряду со шлемом и панцирем одевает на бой «броню из пестрого красивого шелка», в переводе С. А. Козина ватную куртку из шелка – «курки».
У позднесредневековых монголов «мягкие» доспехи помимо обычных названий, награждались эпитетами типа - «бамбай хуяг», что означает «пухлый, толстый, оттопыренный куяк» [Михайлов. 1993, с. 46]. Действительно, судя по изображениям, панцири этого типа были достаточно крупными и из-за толстого слоя ваты, кожи или ткани выглядели «пухло» (рис. 1,7,8).
«Дэгэлэй» («тэгапэй») - куяк без наплечников и подола. В своде монгольских законов «Их Цааз» (XVII в.) наряду с воинами одетыми в металлические панцири («лубчитэн») и «шлемоносцами»(«дуулгат») упоминаются всадники в стеганных панцирях «дэгэлэй хуякт». Часто встречаются описания таких панцирей и в монгольском эпосе. [Гесериа, 1984, с. 64].
Название «тэгэлэй» происходит от существительного «тэгэл» {«шитье, стежки»), образованного от глагола «шить» [Банзаров, 1997]. В комментариях к книге Д. Банзарова значится, что дословно монгольское «дэгхпяй» переродится, как «камзол, короткое на меху платье без рукавов». В современном монгольском употребляется и значении «тюфяк», «матрац» и г. д. [Банзаров, 1997]. Таким образом, на основе лингвистических и этнографических данных можно реконструировать «дэпляй», как стеганый («прошитый») «жилет» с коротким подолом и без рукавов.
У енисейских кыргызов в XVII в. бытовали кожаные доспехи, которые назывались «хуус хуях» [Бутанаев, 1981. с. 1 88], у тянь-шаньских киргизов «шарпылдак». Их покрои не известны. Вероятно под «хуус хуях» следует понимать одну из разновидностей «мягких» панцирей или ламинарный доспех, который монголы широко применяли в период развитого средневековья [Горелик, 1987, с. 173-178], и по которому отсутствуют свидетельства относящиеся к XVII- XVIII векам.
Среднеазиатские панцири из органических материалов
В Средней Азии и Кашгарии существовало несколько видов «мягкого» доспеха имевшие разные названия: «чопкут», «олмок» - кроился в виде распашного кафтана и подбивался толстым слоем шерсти (ваты). Как правило «чопкут» заменял панцирь, но иногда мог поддеваться под него [Maimc, 1995, Пояснительный словарь]. Среднеазиатские миниатюры фиксируют покрой «чопкут». Панцирь имел осевой разрез, рукава до кисти, или до локтя, и короткий подол (рис. 1, 1,3-6). Стягивался он на груди с помощью пуговиц или ремешков. Сверху доспех (как и его южно-сибирские аналоги) обтягивался цветной тканью.
В этот же раздел мы можем внести и среднеазиатский «олпок», являющийся региональным вариантом монгольского «олбока». Изображения его не известны, но судя по аналогиям он отличался от «чопкута» более длинным подолом и более короткими рукавами. По мнению среднеазиатских авторов «олбок» «не может пробить пуля», т.к. их одевают один на другой, причем верхний панцирь часто «рвется стрелами и пиками».
В конце XV в. на гератских миниатюрах встречаются изображения стеганых панцирей с длинными, до кисти, рукавами, усиленных железными наплечниками и налокотниками (рис, 1,8). Позднее такие панцири не фиксируются. Их исчезновение мы связываем с распространением металлических створчатых наручей «голчак» прикрывавших руки воина от запястья до локтя.
В среднеазиатских текстах встречаются названия панцирей, покрой которых определить не представляется возможным, но по косвенным данным можно реконструировать особенности их оформления. Так бухарский «кюбе» имел покрой в виде халата, и иногда усиливался обрывками кольчуги благодаря чему был «непроницаемым для стрел». «Кюбе» различали по цвету верхнего тканевого покрытия; «ак-кюбе» («белый кюбе») и «кек»-кюбз («синий кюбе»). Доспехи «куму»- стеганные на вате (шерсти) панцири покрывались тканью синего («купу») или белого («аколпок») цвета.
Обычно, среднеазиатские стеганые панцири носились поверх кольчуг в воротники, которых вставлялись толстые стеганые (войлочные?) подкладки (рис. 1, 8) [Бобров, Худяков. 2002 с. 123, с. 157, рис. 17, 6]. Отдельные «мягкие» панцири так же могли снабжаться стоячими воротниками, прикрывавшими шею воина от ударов клинковым оружием (рис. 3-6) [Бобров, Худяков, 2002, с. 127].
Дальневосточные панцири из органических материалов
«Матуацзы», «менгап». В Маньчжурии и Корее XVII - XVIII вв. так же широко применялись панцири из органических материалов. Судя по миниатюрам из «Маньчжоу-шилу» ранние цинские «мягкие доспехи» по покрою не отличались от платинчато-нашивных панцирей. Они состояли из «жилета» («магуацзы») со сплошным осевым и короткими боковыми разрезами (для выпуска колчана, налуча и клинкового оружия), наплечников и набедренников (рис. 11).
Ранние варианты мягких маньчжурских панцирей покрывались однотонной тканью, цвет которой совпадал с цветом цинского «знамени» («гуса») в котором служил воин. Позднее стеганые панцири у гвардейских офицеров стали покрываться мехом тигра или леопарда (рис. 1,10), а тканевая поверхность панцирей воинов специальных подразделений, стала расписываться красками под цвет шкур этих хищников.
Панцирь северных соседей и данников маньчжуров - гиляков (нивхов) так же кроился в виде «жилета». Он был описан Л.И. Шренком во второй половине XIX в. Судя по сведениям гиляцких старожилов т.н. «веревочные панцири» («кэ'гоч»), были изготовлены, так давно, что ни их отцы, ни их деды не знали, кто и когда скроил их.
Судя по этим сообщениям панцирь, мог быть изготовлен в конце XVII – начале XVIII вв. Материалом послужили, приготовленные из крапивной пряжи веревки и китовый ус. По покрою гиляцкий «кэ-пэч» был близок к маньчжурскому «магуацзы».
«Веревочный панцирь» кроился в виде жилета без рукавов, с коротким подолом и сплошным осевым разрезом. Ворот оторачивался мехом. В верхней части панциря находилась пуговица с петлей, стягивавшая края «кэ-пэч». На груди и животе, жилет оставался распахнутым (рис. 1,14). По сведениям Л.И. Шренка его вес был очень велик, а сам панцирь достаточно жесток. Отсутствие фиксации на груди и животе, позволяло воину, использовавшего «кэ-пэч» чувствовать себя в нем более свободно, тем более, что панцирь носился поверх толстой шубы. Л.И. Шренк, полагал, что «веревочный» доспех имел «туземное протсхождение». Не оспаривая этот факт, отметим, что покрой «кэ-пэч»-традиционендля средневековых чжурчжэней.
Было бы логично предположить, что подобные панцири использовали и жители Приморья и Маньчжурии до, а возможно, и после создания государства Хоу Цзинь, провозглашения Цинской империи и объединения всех чжурчжэньских племен. В Корее так же общеупотребительным был скроенный в виде жилета «мягкий» панцирь, подбитый хлопком («мепгап»), или целиком, сшитый из кожи [Лебедева, Болдырев, 1986, с. 92, 93]. Однако в отличие от своего маньчжурского аналога, он имел разрез не по оси, а на левом боку и плече [Асмолов, 2001, с. 21].
Так же кроились и экзотические китайские «доспехи из лозы». Для их изготовления лоза вымачивалась, затем высушивалась, после сушки из нее плели «панцирную» основу. В конце работы доспех покрывался «тунгусовым» маслом, становясь легким и прочным», выкрашивался в красный цвет и лакировался (рис. 1,12). Кроме панцирей из лозы, таким же способом изготовляли шлемы с полями и небольшие круглые шиты. Миниатюры из «Маньчжоу-шилу» дают нам образцы «жилета» с длинным подолом, разрезанным на набедренники и накрестник) превращающим панцирь в катафракту без рукавов (рис. 1,13). Судя по тому, что этот тип панциря позднее не фиксируется, он не получил широкого распространения среди цинских воинов.
«Олба», «цзгоньфу». Судя по сообщениям современников, наряду с традиционными для маньчжуров панцирями покроя «жилет» использовались и доспехи скроенные в виде куртки со сплошным осевым разрезом, подолом и рукавами. У китайцев она именовалась «цзюньфу», а у маньчжур, она носила имя «олба». Последний случай очень показателен. Маньчжурский термин практически копирует монгольское наименование и покрой этого типа панциря («олбок»), что вероятно, должно говорить о заимствовании маньчжурами этого варианта покроя у своих степных соседей.
Заключение
Даже такой краткий анализ показывает, что в эпоху позднего средневековья в восточной части Евразии преобладали два варианта покроя «мягких» панцирей: доспех скроенный в виде халата - с рукавами, подолом и обычно с осевым разрезом и панцирь оформленный в виде безрукавного «жилета» с осевым или боковыми разрезами.
В первом случае основной доспех обычно усиливался металлическими накладками (зерцалами, наплечниками и т.д.), во втором - металлическими накладками и дополнительными панцирными сегментами - наплечниками, набедренниками, «передниками» и «подмышичниками» («магупцзы»).
Что же касается региональных предпочтений, то на Дальнем Востоке преобладали панцири в виде «жилета», в Средней Азии, напротив, доспехи скроенные в виде халатов. У кочевников Центральной Азии широко использовались оба варианта покроя. Причем они продолжали применяться монгольской милицией, вплоть до конца XIX в., когда металлическое защитное вооружение уже повсеместно вышло из употребления. (рис. 2,1-9).
Со временем число вариантов покроя сокращается, преобладающим покроем «мягких» панцирей в Монголии и Южной Сибири (в том числе на землях входящих в состав Российской империи) становятся унифицированные варианты «магуазы» и «цзгоньфу» ставшие общеупотребительными на просторах Цинского государства.
Примечания
Асмшкш К. В. Имиджииская войнаи корейский воинXVI-XVH BFJ. //Военноедело на Дальнем Востоке. Para-[Jell u m. Специальный выпуск. Спб., 2002..№ 13. С. 7-24.
Башаров Д. О воинских названиях некоторых старинных русских вооружений // Собрание сочинений Издание 2-е, дополненное. Улан-Удэ; Изд-во БНЦ СО PAHJ997.C.91-93.
Бобров Л. Л, Защитное вооружение кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в период позднего средневековья //Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Материалы региональной археол о го-этнографической студенческой конференции. 1 (овосибирск: Новоснб гос, ун-т, 2000. Т. 3. С. 80-88.
Бобров Л. А. Вооружение и тактика монгольских кочевников эпохи позднего средневековья // Военное дело на Дальнем Востоке. Para- Helium. Специальный выпуск. СПб., 2002.№ 13. С. 93-98.
Бобров Л. А., Х\дяков Ю. С. Защитное вооружение среднеазиатского воина периода позднего средневековья // Военное дело номадов Северной и Центральной Азии. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002. С. 106-168
Бутанаев В.Я. Вооружение и военное дело хакасов в позднем средневековье (по материалам фольклора) // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии -Новосибирск: Наука, 198 I .С. 188-197.
Горелик М. В. Ранний монгольский доепех (IX - первой половины XIV вв.)//Археология, зтног рафия и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.С. 163-208.
Лебедева К. П., Колдырев Б. 13. Описание победы у горы Сарху-Алинь // Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск: Наука, 1986. С 86-94
Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко- монгольском эпосе. М ; Наука 1984.263 С.
Михайлов В.А. Оружие и доспехи бурят. - Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ «Сибирь» 1993.71 С.
Рис. 1
• Изображения среднеазиатских (рис. 1-6,9), монгольских (рис. I, 7,8) и дальневосточных (/тс. I, 10-14) панцирей из органических материалов XV- XIX вв.
• 1,4,6, «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Иазди, Самарканд, первая четверть XVII в., публичная библиотека им. Салтыкова- Щедрина
• 2. Миниатюра из альбома, Герат, конец XV в., библиотека музея Метрополитен (Нью-Йорк)
• 3,5. «Хамса» Навои, Бухара, 1648., публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина,
• 7. Китайская статуэтка изображающего конного монгольского воина. Эпоха Мин (по «Чжун гво гу»); (V. Китайская статуэтка изображающая монгольского аристократа. Эпоха Мин (но «Чжун гво гу»)
• 9. «Хамса» Навои, Бухара, 1571-1572 гг, публичная библиотека им. Салтыкова- Щедрина
• 10. Рядовой китайский воин из подразделения «тигров» и офицер императорской гвардии. С европейского рисунка второй половины XIX в. (по Ф. Готтепроту),
• 11,13. «Маньчжоу-шилу»;
• 12. Китайский панцирь сплетенный из лозы (из минского военного трактата);
• 14. Гиляцкий «веревочный» панцирь «кэ-пэч» (по Л. И. Шренку)
Рис. 2 Реконструкции среднеазиатских, центрально-азиатских и дальневосточных доспехов, изготовленных их органических материалов:
• 1-3, 8 ~ среднеазиатские доспехи
• 4, 7-монгольскиедоспехи;
• 5, 6,9- маньчжурские доспехи.
[IMG]https://io.ua/13045059i.jpg[/IMG] [IMG]https://io.ua/13045144i.jpg[/IMG]