Ранние бешметы Кавказа

Средневековый костюм народов Средней Азии, Персии, Золотой Орды и Малой Азии
Ответить
Аватара пользователя
Denis
Модератор
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 14:34
Ваши интересы в истории: ЗО, ногайские татары 17в.
Чем вам интересен форум: его неповторимая полезность
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Ранние бешметы Кавказа

Сообщение Denis » 05 ноя 2009, 17:32

Абдулвахабова Б.Б.
Традиционная мужская одежда вайнахов в ХVI-начале ХIХ вв. // Культура Чечни: история и современные проблемы. Москва, 2002. С. 126-143.
https://kitabhona.org.ua/costum_etno/vainah.html
Образцы бешметов и их фрагментов, найденные в позднесредневековых склеповых погребениях (Оздик, Цори, Коротх, Цой-Педе и др.), свидетельствуют о наличии у вайнахов в рассматриваемый период бешметов двух типов: первый тип - цельнокроеный, с круглым воротом, т.е. туникообразного покроя, и второй тип - с отрезной талией, со скошенным к груди воротом (типа черкески). Первый тип бешмета, во многом повторяющий покрой туникообразной рубахи и отличающийся от нее спереди сплошным разрезом от ворота до подола, несомненно, наиболее древняя форма распашной одежды местного населения. Второй же тип бешмета, по-видимому, возник в процессе эволюции и совершенствования покроя, а также под влиянием костюмов соседних народов.

Как мы уже отмечали, первый тип бешмета был туникообразным: спинка и перед состояли из целого полотнища, спереди делали сплошной разрез. Бешмет имел удвоенную полу. Такие бешметы были свободные и длинные. От ворота до пояса застегивались на пуговицы из крученых ниток. Рукава длинные, прямые, вшитые в пройму. Края ворота и рукавов обшивались полоской из другой ткани или широкой тесьмой. Образцы таких бешметов нередко фиксировались исследователями в наземных склепах Чечни и Ингушетии. Некоторые исследователи, в частности Б.А. Калоев, утверждают, что «мужская одежда вайнахов не отличалась от осетинской». Подобного мнения и грузинский автор Л.Ю. Маргошвили. Мы имели возможность подвергнуть сравнительной характеристике одежду вайнахов и соседних народов на основе собственных материалов и образцов осетинских бешметов, извлеченных исследователем Т.Б. Мамуковым из наземных склепов Осетии. Графическая реконструкция осетинского бешмета показывает локальное своеобразие данного типа одежды у осетин и вайнахов: по покрою рукавов, форме ворота, способу застегивания они в корне отличаются друг от друга.

Неверно также и утверждение, что «чеченская мужская одежда не характеризуется локальным своеобразием, она общекавказского типа». Действительно, в мужской одежде наблюдается много признаков общекавказского костюма. Но ведь традиционная одежда не представляет собой что-то застывшее: в процессе многовекового развития, помимо прочего, в ней отражались взаимосвязи и взаимовлияния соседних и дальних народов. Разнообразные культурно-экономические связи, уходящие корнями в далекое прошлое, издавна способствовали налаживанию тесных контактов вайнахских обществ с соседними народами и появлению общих форм во многих областях материальной культуры, в том числе и в одежде.

Возвращаясь к характеристике верхней мужской одежды, остановимся на втором типе вайнахского бешмета. Данный тип бешмета сильно отличался от первого по покрою: свидетельство того, что на смену более древним конструктивным формам приходит одежда выкройная. Его шили сильно приталенным, с отрезными бочками, состоящими из треугольных и трапециевидных клиньев, которые расширялись к низу.

Нижняя часть бешмета расклешена за счет девяти и более клиньев: трех цельнокроеных (два передний, один задний), двух-трех трапециевидных с каждого бока и двух треугольных по одному на каждую полу, что создавало определенный силуэт одежды, затянутой в талии и свободной внизу. Н. Данилевский писал: «Так как у всех горцев общая идея о красоте состоит в том, чтобы иметь широкие плечи, полную грудь и тонкий стан, то мужчины, несмотря на то, что носят несколько кафтанов один на другом, туго перетягиваются, чтобы в пояснице не оставалось ни малейшего знака толщины». Действительно, эволюция одежды у горцев была связана с определенными, присущими и другим народам эстетическими взглядами. И не случайно до сих пор у вайнахов бытует понятие «оьзда гIодаюкъ йолу стаг» (букв. - мужчина с благородной талией).

Рукав бешмета был вшивной, суженный книзу, наполовину закрывавший кисть руки, на конце - овальной формы с разрезом 5-8 см. Пришивался невысокий стоячий воротник, стеганный на подкладке из плотной ткани. Застегивался бешмет на пуговки из крученых ниток на воздушные петельки от ворота до талии. Ворот сильно скашивался к груди: застежек до талии было пять штук. Видимо, в прошлом застежкам на бешметах, помимо утилитарного, придавалось особое значение.
смеха кроя бешмета второго типа:

Изображение

Основная ценность в том, что возможно, найденное в Оздик, Цори, Коротх, Цой-Педе и др., может иметь датировку ХVI-ХVII вв.

Аватара пользователя
Denis
Модератор
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 14:34
Ваши интересы в истории: ЗО, ногайские татары 17в.
Чем вам интересен форум: его неповторимая полезность
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Ранние бешметы вайнахов 16-17 вв.

Сообщение Denis » 06 ноя 2009, 09:58

Долго искал схему бешмета 1-го типа, однозначного изо пока не нашел, все ссылаются на фонды "Чеченского государственного объединенного музея", в книге "Культура чеченского народа" / Леча Ильясов М, 2009. есть фото которое правда изрядно погуляло по сети:
бешмет тип I.jpg

Аватара пользователя
Denis
Модератор
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 14:34
Ваши интересы в истории: ЗО, ногайские татары 17в.
Чем вам интересен форум: его неповторимая полезность
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Ранние бешметы вайнахов 16-17 вв.

Сообщение Denis » 06 ноя 2009, 12:30

еще один нюанс упустил, есть двухслойная одежда где нижний слой туникообразная распашная "рубаха" на подкладке с застежками, фрагмент из статьи Б. Б. Абдулвахабовой:
Так, в склепах горной Чечни была обнаружена мужская двухслойная одежда, типичная только для чеченцев. Нижний слой ее состоял из рубахи, сшитой из синей крашенины и на подкладке. Покрой ее идентичен пятому варианту первого типа мужских верхних рубах: туникообразных, с круглым воротом и глубоким пазушным разрезом. Все горизонтальные застежки сохранились: их 11 (три нижние застегнуты). Петли - на левой, пуговки - на правой стороне, сделаны они из тканого шнура. Разрез на груди подчеркнут узорной строчкой. Рукав длинный, обшлаг отделан узорной строчкой в три ряда. Застегивался рукав точно такими же застежками, что и на вороте.

Второй, верхний слой одежды состоял из накидки типа халата с отложным воротником; украшена вышивкой и тесьмой. Покрой прямой, спереди - сплошной разрез. Вместо рукавов - короткие треугольные «крылышки». Чуть ниже воротника пришита одна горизонтальная застежка с пуговкой. По бокам до подола глубокие разрезы. Длина накидки короче нижнего слоя одежды. Хорошо сохранился ременной пояс, изготовленный из сыромятной кожи, с железной рымчатой пряжкой. На поясе висели ножны из той же сыромятины. Другая накидка, обнаруженная в том же погребальном комплексе, отличается от первой только тем, что на груди от ворота до пояса нашиты 7 пар горизонтальных застежек.
Изображение

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Ранние бешметы вайнахов 16-17 вв.

Сообщение velizariy » 12 янв 2011, 20:53

Мамукаев И. М. К этнографии и антропологии Города мертвых // Вопросы осетинской археологии и этнографии. – Вып. 1. – Т. XXXVI. – Орджоникидзе, 1980.
http://www.kitabhona.org.ua/costum_etno/mamukaevgm.html

Изображение Изображение
Мужской бешмет (куырæт) из домотканного полотна с набойкой. А – вид спереди, Б – вид сзади (склеп №70). +
Повседневная одежда осетина XVII — первой половины XIX в. Графическая реконструкция.

Изображение Изображение
Черкеска (цухъхъа) из домотканного полотна. А – вид спереди, Б – вид сзади (склеп №71). +
Праздничная одежда XVII — первой половины XIX в. Графическая реконструкция.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Ранние бешметы вайнахов 16-17 вв.

Сообщение velizariy » 11 июл 2011, 22:54

Материальная культура и прикладное искусство осетин­ - 1973
Бешмет - извлечен из наземного склепа сел. Даллагкау Куртатинского ущелья. Материалы экспедиции 1962 г.
Старинное праздничное платье - извлечено из наземного склепа сел. Даллагкау Куртатинского ущелья. Материалы экспедиции 1962 г.
kavkaz01.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Ранние бешметы вайнахов 16-17 вв.

Сообщение velizariy » 08 янв 2017, 14:05

Кафтаны из коллекции Куфтина.
Доде З.В. Коллекция осетинской женской одежды Б.А. Куфтина // Вестник истории, литературы и искусства. Т.II. Москва, 2006. С. 418–430.

Хороший материал для размышлений на тему о покрое кафтана с "ласточкиным хвостом".
P5260397.JPG
P5260374.JPG
kavkaz02.jpg
Набор верхней плечевой одежды в коллекции представлен кафтанчиками, платьями, халатами, утепленным, стеганным на вате капталом, короткой стеганой курткой и шубкой-карц. Плечевая одежда в коллекции двух типов: основанная на конструкции покроя черкески, связанная с местными традициями, и форма на основе прямого распашного кроя с т-образным станом — иранское влияние или прямое заимствование. Эти два типа являются исходными для вариативных изменений второстепенных признаков (оформление выреза горловины, застежки, длины изделия, длины рукава и т.п.) при сохранении кроя как основы конструкции. Большинство изделий, выполненных на основе традиционного кроя, сшиты из импортных шелков местными мастерицами.
Два платья выполнены из холста. Третье платье, с короткими рукавами, сшито из шелковой ткани типа шамеледжи в зеленую и красную полоски. Такую ткань чаще всего использовали молодые замужние женщины. Все три изделия имеют холщовую подкладку. В холщовых платьях длинные рукава заканчиваются лопастью, прикрывающей тыльную сторону ладони. Боковой шов иод мышкой и в верхней части рукава не зашит. По краям разреза, бокового шва и нижней части рукавов проложен ряд крестиков, выполненных красной нитью, что, возможно, рассматривалось как оберег. Известно, что на Кавказе красная нить или красная материя выполняли охранительную функцию во время эпидемий оспы и кори.
Характерной особенностью кафтанчика (№ 33463), выполненного из редкотканого холста, окрашенного в красный цвет, являются длинные рукава с воронкообразной лопастью, прикрывающие кисть руки, не зашитые по внутренней оси. Разрезные под мышкой рукава, отмеченные также в нескольких платьях, очевидно, облегчали движение рук или руки просовывали в эти отверстия, а рукава свисали свободно. Подобную манеру ношения платьев мы видим на изображениях осетинок и черкешенок в графических работах XVIII века Разрезные рукава бытовали и в мужской одежде, например, у лезгин8 В XVI-XVII веках восточная мода распространялась и в европейских государствах9. На наш взгляд, определяющим моментом заимствования было то, что покрой этого вида одежды идеально приспособлен к верховой езде. Поскольку мужскую и женскую верхнюю одежду традиционном северокавказском костюме шили по одной выкройке, речь идет о заимствовании кроя, а не самого платья.
Кафтанчик из зеленой шелковой тафты (№ 33464) с коротким рукавом, как и красный, застегнут по центральному разрезу на пуговки, одна из которых располагается у горловины, остальные — у талии. Е.Н.Студенецкая обратила внимание на эту особенность застежки, отметив, что такое расположение пуговиц облегчало кормление ребенка и застегнутые подобным образом кафтанчики носили замужние женщины10.
Теплая одежда представлена капталом из полосатой ткани на ватной подстежке с подкладкой из редкотканого холста, окрашенного в синий цвет (№ 33472). По характеру верхней ткани Е.Н.Студенецкая датирует этот экземпляр XVIII — началом ХIХ века11. Еще одним видом утепленной одежды в коллекции является шубка-карц (№ 33476)12. В основе она имеет крой черкески и сшита с короткими, до локтя, рукавами. Сохранившиеся на левой внутренней поле фрагменты кожи очень тонкой выделки позволяют предполагать, что шелковая шубка была подбита беличьим мехом, что было в традиции у народов Северного Кавказа. Шубка сшита из двух видов ткани. Из тонкого золотистого шелка полотняного переплетения, орнаментированного вышитыми растительными мотивами в стилизованных вазах, выполнены юбка спинки, полочки и раскашивающие клинья. Из коричневого шелка с вышитыми одиночными цветами белого и голубого цветов выполнены верхняя часть спинки, рукава и боковые детали лифа. В этой ткани на вышивке стебель с листьями, начинающийся изображением корневой системы, венчает цветок, напоминающий ирис. Одиночный цветок или цветочный куст в рядах, расположенных в шахматном порядке, — характерный мотив для орнаментации иранских тканей конца XVI-XVII века. Исследовательница восточных, и в особенности исламских, шелков Патриция Фрост считает, что вышитые орнаментальные мотивы были типичны для сафавидских шелков уже в конце XVI столетия13. Использование двух видов шелка в этом изделии объясняется не экономической необходимостью, а, скорее, влиянием турецкой моды, где довольно широко была распространена одежда с рукавами, выполненными из другой ткани.
Из персидской зеленой парчи с типичной для иранских тканей конца XVI — начала XVII века трактовкой растительных мотивов сшита шапочка (№ 33479) округлой формы из четырех клиньев.
В коллекции выделяются три экземпляра плечевой одежды, которые оказались у местного населения уже в качестве изделии, о чем свидетельствует их конструкция, не характерная для традиционного кавказского кроя, а имеющая в основе восточные образцы. Эти изделия являются примерами второй базовой формы, представляющей распашную одежду прямого кроя (с прямыми полочками и спиной) с перекидным пли сшивным плечом. Широкий рукав пришит к стану по прямой линии. Полочки без застежек сконструированы со скошенными полами, чтобы увеличить запах. В верхней одежде местного изготовления запах как таковой отсутствует и изделия имеют застежку «встык». В рассматриваемых халатах отмечен запах слева направо, что было характерным явлением для костюма иранского мира. Запах образует V-образную форму горловины, как правило, обшитой прямой бейкой (№ 33477, № 33482). Такая форма одежды соответствует крою архалуков14 восточного образца и в проекции представляет собой прямоугольный силуэт. В равной степени «куфтинские архалуки» можно назвать халатами, так как крой в обоих случаях однотипный: распашной с прямым станом и широкими рукавами. Халат не застегивали, а запахивали и подпоясывали кушаком. Все три экземпляра в коллекции сшиты из дорогой шелковой ткани, что. очевидно, должно соответствовать арабскому названию халата — hil'at, то есть почетное платье. Названий одежды arkalyk и hil'at ни в одном из языков народов Северного Кавказа не сохранилось, что, вероятно, свидетельствует о давнем выходе этого вида одежды из употребления.
К прямой форме кроя относится короткая стеганая куртка из тонкого отбеленного холста, посаженная на подкладку из холста более грубого качества, утепленная хлопковой ватой (№ 33484)15. Аналогия данной куртке усматривается в изображении Дука-бека. Плечевая, короткая одежда, изображенная на мужском изваянии XVII века16, имеет ряд характерных особенностей, аналогичных куфтинскому экземпляру. Форма коротких курток, сходных с рассмотренной, изготовленных из шелка, была распространена в Иране с начала XVII и до конца XVIII века17. Подобный вид одежды не получил развития в этнографическом костюме народов Северного Кавказа. Однако, судя по его воспроизведению на каменном изваянии, такие куртки, очевидно, оыли довольно популярны у местного населения в период позднего средневековья, что было связано с восточными контактами18.
---
К группе изделий с прямым кроем относятся халаты (№ 33477, № 33482). Они выполнены из импортного шелка и имеют глубокий запах, при котором левая пола перекрывает правую. Характер тканей, покрой и правый запах этих одежд позволяют видеть в них импортные изделия. Один из этих халатов (№ 33477) сшит из тяжелого шелка золотистого цвета с цветным рисунком. В ткани использованы три основных цвета, четвертый добавлен в качестве контура орнамента, который построен по принципу банд-е-руми — переплетающихся решеток, с преобладанием декоративных растительных мотивов, покрывающих ткань сплошным ковровым узором, что было характерно для декора иранского текстиля XVI-XVII веков23. Стилистически этот орнамент наиболее близок к декору персидского кашанского бархата начала XVII века из музея Young Memorial Сан-Франциско, хотя последний отличается большей сложностью деталей и колорита24. В другом аналогичного покроя халате (№ 33482) использована монохромная золотисто-желтая шелковая
ткань, выполненная жаккардовым переплетением, с орнаментом из растительных мотивов.
Кафтанчик из бирюзового шелка (№ 33483) является одним из наиболее ярких предметов в коллекции Б.А.Куфтина. Кафтанчик относится к форме прямого кроя. Изображение подобной одежды часто встречается на миниатюрах иранского круга и «лицевых» иранских тканях. Раппорт ткани состоит из четырех сюжетов, расположенных порядно. Единая сцена раппорта ткани подчинена действиям, происходящим вокруг главного персонажа, возлежащего под сенью цветущих деревьев в райском саду. Нам известен еще один фрагмент этой же ткани — из Оружейной палаты Московского Кремля, представленный в собрании Артура Попе, датировавшего его концом XVI или началом XVII века25. Рейнгард Ньюмен и Герхард Мурза опубликовали прорисовку небольшого фрагмента этой ткани с двумя сюжетами26. Изображения двух персонажей — женской фигуры, играющей на каноне, и фигуры полулежащего мужчины — имеют прямую аналогию с рисунком на ткани с многофигурной композицией, хранящейся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, которую А.Попе датировал XVI веком27. Второй фрагмент этого же шелка, из собрания барона А.Н.Штиглица, хранится в Эрмитаже28. На основании идентичности изображений персонажей, характера отдельных жанровых сцен, деталей и фонового декора можно утверждать, что рисунки как для бирюзового шелка из коллекции Куфтина, гак и для тканей из Музея Виктории и Альберта и Эрмитажа были явно выполнены рукой одного художника. Шелк из коллекций А.Попе и А.Н. Штиглица сопоставляется с изображениями на миниатюрах персидских мастеров второй половины XVI века29, и па основании анализа деталей костюма изображенных персонажей датируется трстьей четвертью XVI века30. Таким образом, бирюзовый шелк кафтанчика из коллекции Б.А.Куфтипа очевидно локализуется в более узких хронологических рамках - в третьей четверти XVI столетия31.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Ранние бешметы Кавказа

Сообщение velizariy » 06 дек 2017, 23:52

Немного обновил тему. :hi:
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Ранние бешметы Кавказа

Сообщение velizariy » 23 фев 2018, 21:35

Совсем не бешмет, но мимо пройти я не смог. :yahoo:

https://collections.lacma.org/node/251284
Portrait of a Falconer Holding a Hawk on Gloved Right Hand
Turkey, late 16th century
Manuscripts; folios
Ink, opaque watercolor, and gold on paper
9 3/4 × 7 1/4 in. (24.77 × 18.42 cm)
The Edwin Binney, 3rd, Collection of Turkish Art at the Los Angeles County Museum of Art (M.85.237.31)


А теперь посмотрим на известный стеганная куртка с Северного Кавказа. Что-то есть...
Студенецкая. Одежда народов Северного Кавказа.jpg
Студенецкая. Одежда народов Северного Кавказа2.jpg
P5260367.JPG
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Ответить