Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Средневековый костюм народов Средней Азии, Персии, Золотой Орды и Малой Азии
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства 17 вв.

Сообщение velizariy » 25 дек 2017, 22:02

2 кафтана из "нарвских трофеев" пойдут в раздел по Польше. :morning:
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
Sophia
Гость
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 04 мар 2008, 22:48
Поблагодарили: 10 раз

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение Sophia » 27 дек 2017, 01:08

Я вот по второму кафтану с залива Симса не уверена. Мне кажется это реконструкция переданная в музей.
Насколько я помню в книге о нем ничего нет.
Границы реконструкции не должны переходить границы разумного.
----
Все что нашила по Золотой Орде тут: http://vk.com/albums-34718437

Аватара пользователя
Nickolay
Site Admin
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 13:01
Откуда: РФ, Воронеж
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 10 раз
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение Nickolay » 27 дек 2017, 01:27

В музее Арктики копия, это не второй кафтан.
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Александр Блок

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 27 дек 2017, 08:31

Спасибо - внес уточнение.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 30 дек 2017, 14:21

Спасибо Софье за напоминание. :hi:
https://kirillbelozersky.ru/relics/suba
Шуба Кирилла Белозерского
XIV ‒ XV века
Овчина, шитье
Длина 135 см
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
ЦТ 1244
Происходит из Кирилло-Белозерского монастыря
IMG_2973.jpg
IMG_2981.jpg
IMG_2989.jpg
IMG_2998.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 30 дек 2017, 19:36

Моисеенко Е.Ю. Название: Становление европейских форм мужского костюма в России в конце XVII - первой четверти XVIII века. Дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1990.
Каталог одежд из состава "Гардероба Петра I"
I. Кафтан "венгерский". Мастерская палата. Придворные портные.
Конец 1690-х гг. Инв. № ЭРТ-8530.
Из сукна "крапивного"-зеленого цвета, без подкладки, обшит по краям и швам шнуром из золотной и шелковой зеленой нити. Покрой: однобортный, притален, со вставным расклешенным клином в боковой части спинки на подоле; без застежки,воротник из пришивной полосы, образующей сзади стоечку, спереди переходящую в край пол; рукав вшивной, с одним швом, откидной, длинный, широкий, резко сужен к кисти, с разрезом по линии шва. Ручная работа.
Длина спинки - 137,0
Аналогии: Оружейная палата Московского Кремля. "Венгерский" кафтан.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 30 дек 2017, 20:03

Платье Марии Долгорукой
http://ms-reenactor.livejournal.com/72554.html
http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=16323
https://vk.com/wall-9986776_2180?reply=2181
Синицына Н.П. Проблемы исследования и реставрации археологического текстиля // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб.науч. тр. – Казань, 2010. – Ч. 1. – 468 с.
Одежда извлечённая из саркофага Марии Долгорукой в Архангельском соборе Московского Кремля. XVII в.
75960051.jpg
DR5GW-KKIcM.jpg

Орфинская О.В., Степанова Ю.В. К вопросу о формировании русской традиционной одежды с поликами// Этнографическое обозрение № 5, 2013. С. 114-122.
Наиболее ранними археологическими артефактами, где присутствуют плечевые вставки – полики, являются платья княжны Евдокии Старицкой (ум. в 1569 г., 7 лет), царицы Марии Владимировны Долгорукой, первой жены Михаила Федоровича Романова (ум. в 1625 г.), и царевны Анны Алексеевны Романовой (ум. в 1659 г., 4 года). Временной диапазон охватывает 100 лет. Все три платья имеют одинаковую конструкцию: туникообразные с прямым станом (одно полотно), очень длинными рукавами (длина рукава в среднем в два раза больше длины изделия), с ластовицами и прямоугольными поликами, ворот собран мелкими складками и подшит бейкой (Орфинская 2009: 198, рис. 1; Она же 2010: рис. 6; Синицына 2009: 218).
Система, по которой вшивались полики, у этих платьев одинаковая. Рассмотрим ее на примере платья Марии Долгорукой. По линии плеч сделан разрез длиной 40 см, на его концах – еще по перпендикулярному разрезу по 20 см. Ткань раздвинута и добавлены прямоугольные вставки со сторонами 10 см (по основе) и 20 см (по утку). В получившейся “трубе” открытый срез сильно стягивали, от 120 до 40 см (рис. 4). Такая система, по данным этнографии, отличается от пошива одежды с прямыми поликами. Прямые полики в одежде XIX–XX вв. всегда доходят до края ткацкого куска (рис. 1: 2), в то время как косые полики не доходят, а врезаются в него (Куфтин 1926: 31–32; Пармон 1985: 51), но в любом случае стан разделяется поликами или рукавами на передние и задние полотнища. Однако есть вариант, когда косые полики врезаны в стан, а рукава пришиты по его краю (Куфтин 1926: 37; Пармон 1985: 54). В этом типе полотно ткани перекинуто через плечи, и следовательно, данная рубаха может быть отнесена как к поликовой, так и к туникообразной одежде. Существует вариант, когда прямые полики вшиваются по системе косых (Куфтин 1926: 44). Именно этот подтип “встречается с большими архаизмами в покрое” (Там же).
md.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 30 дек 2017, 20:21

Платье Евдокии Старицкой
Орфинская О.В. Опыт исследований и реконструкции изделий из археологического текстиля // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб.науч. тр. – Казань, 2010. – Ч. 1. – 468 с. - http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1344

Реконструкция платья из погребения Евдокии Владимировны Старицкой (XVI в.):
А – выкройка; Б – общий вид, цветом выделены сохранившиеся фрагменты; I – рукава; II – центральная часть стана; III – боковины; IV – ластовицы; 1 – горизонтальная линия ворота; 2 – центральный вертикальный разрез; 3 – разрезы для поликов; к – кромка; с – срез; ф1 – фрагмент, имеющий вшивную деталь; ф2 – фрагмент, соединяющий три куска ткани; ф3 – фрагмент ворота с центральным разрезом; ф4 – фрагмент с полной шириной куска и двумя швами, соединяющими по две кромки.
post-1355-0-81928100-1352888976.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 30 дек 2017, 20:44

Синицына Н.П. Проблемы исследования и реставрации археологического текстиля // Интеграция археологических и этнографических исследований: сб.науч. тр. – Казань, 2010. – Ч. 1. – 468 с.
Например, платье Марии Иоанновны из малиновой шелковой объяри (ткань содержит большое количество золотных нитей), отделанное золото-серебряным кружевом, хранилось больше двадцати лет после проведения первичной обработки, пока не пришло время заключительного этапа реставрации. Это очень интересный опыт, который подтверждает, что хорошо очищенные ткани могут выдержать длительное хранение. При реставрации этого платья в процессе очистки и пластификации удалось устранить деформацию ткани и после этого сделать обмеры сохранившихся деталей, что позволило построить выкройку этого платья. Таким образом, процесс дублирования сочетался с процессом реконструкции (рис. 1–3).
ma.jpg
UIOod2c7MFA.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 03 янв 2018, 20:24

https://kitabhona.org.ua/forums/viewtop ... 611#p24611
А вот у ферязи из ГИМа там другой крой с спинкой набираемой елочкой
mc7ocfMTxhg.jpg

Я так понимаю, фото из книги Горожанина Светлана "Русский сарафан. Белый, синий, красный"
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 18 мар 2018, 21:00

https://collectiononline.kreml.ru/iss2/items?info=54587
Наименование, название Кафтан становой царя Петра Алексеевича
Место производства Москва
Время производства 1689
Организация-изготовитель Мастерские Московского Кремля
Материал Аксамит, атлас золотный, тафта, кружево золотное
Техника изготовления Ткачество, плетение
Размер Длина общая: 158,0 см; длина рукава: 51,7 см; ширина подола: 382,0 см
Принадлежность Принадлежал царю Петру Алексеевичу
Публикации Петр Великий и Москва. Каталог выставки. М., 1998
Музейный номер Тк-2849

k21.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 16 июл 2018, 21:22

М.Ю. Горькова. Платно государева Большого наряда XVII века
МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫПУСК 26
Проблема изучения светской одежды, бытовавшей в России до начала XVIII в., и в частности царских облачений, связана с тем, что на сегодняшний день сохранились единичные экземпляры памятников. Это, в основном, одеяния конца XVII в., что не дает возможности ни проследить эволюцию кроя и богатство тканей, ни сопоставить материальные данные с документами. В то же время, в письменных источниках мы находим массу упоминаний царской одежды. Однако описания, содержащиеся там, не настолько подробны, чтобы на их основании можно было составить определенное представление о предмете, и часто предлагают больше вопросов, чем ответов. Основными источниками являются описи царской казны, приходо-расходные и кроильные книги XVII столетия. В XIX в. многие документы были опубликованы, происходила попытка их осмысления и систематизации. Другой комплекс источников — изобразительный материал, прежде всего, изображения в сочинениях иностранцев, парсуны, иконы и прочее. Но, во-первых, здесь вызывает сомнения степень достоверности в передаче изображения одежды (особенно это касается сочинений иностранцев), во-вторых, эти изображения редко удается сопоставить с описаниями, содержащимися в архивных материалах. Таким образом, проблема в изучении русского средневекового костюма заключается в том, что вещественные, письменные и изобразительные источники не удается соотнести друг с другом.
https://www.kreml.ru/research/library00 ... edovaniya/
https://www.kreml.ru/fi/c5m5/i26043/nay ... sbor26.pdf
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 28 сен 2018, 23:48

https://vk.com/grabar_centre?w=wall-48715907_397
Заглядываем в реставрационные мастерские Центра имени Грабаря.
Продолжается работа над кафтаном конца XVII века из собрания Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Исторический костюм происходит из погребения архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, обнаруженного во время археологических исследований Софийского собора Вологды. Необычно, что скончавшийся в 1707 году архиепископ был похоронен в иерейском облачении, митре и одновременно в светском кафтане. Исследователи полагают, что одежда была подарена ему самим Петром I, и потому была так дорога архиепископу. Известно, что царь был в Вологде четыре раза проездом - в 1692, 1693, 1694 и 1702 годах - по дороге на Белое море.
В мастерскую реставрации кожи и археологического текстиля кафтан поступил в руинированном состоянии, фрагменты костюма были сильно загрязнены. Реставраторам предстоит провести пластификацию тканей методом отдаленного увлажнения, деликатно очистить предмет, и после этого выработать индивидуальную методику для дальнейшей работы.
Основная сложность реставрации связана с тем, что кафтан многослойный, а ткань очень хрупкая, поэтому его нельзя промывать. В связи с эти выбран метод механической очистки с помощью скальпеля и кисти. Учитывая состояние предмета, было принято решение не проводить демонтаж подкладки, поэтому ее очистка также будет очень трудоемкой.
Кафтан светского покроя с воротником стойкой.
Конец XVII века
Репс шелковый, металлические пуговицы
Ширина плеч 60 см, длина рукава 60 см, длина изделия - 125-130 см
Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Реставраторы: Н.П. Синицына, А.Ю. Утехина, Т.А. Левыкина, Е.С. Синицына, О.В. Орфинская
Заведующая мастерской реставрации кожи и археологического текстиля Н.П.Синицына проводит механическую очистку кафтана с помощью скальпеля
01.jpg

https://vk.com/shashunova?w=wall2883046_34200
Sofya Shashunova
В Грабарях выложили зелёный зипун/жупан/доломан Уникальный шанс увидеть своими глазами все шнуры, пуговки и подробности.
Он стёганый на шелковой вате из зелёного муара с шелковой подкладкой.
Он прекрасен и в подробностях.
Пуговицы основные плетеные косым плетением. На рукавах металлические литые.
Шнур на вилке.
02.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 01 дек 2018, 23:33

А вот и фото привезли. :)
https://vk.com/album-4899580_258400563
Продублировал у нас.
01.jpg
03.jpg
02.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Верхняя одежда Московского царства (16-17 в.)

Сообщение velizariy » 27 июл 2019, 13:58

Головных уборов темы отдельно нет, поэтому пока сюда.
https://www.facebook.com/alexander.niko ... 125&type=3
Музей-заповедник "Остров-град Свияжск"
Alexander Nikolaev
Сегмент шапки.
67477962_2795785057115966_7265044009905553408_o.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Ответить