http://centaurito.livejournal.com/269661.html#cutid1
Б.И. Маршак
Культурные связи Востока и Европы в торевтике XI-XIII вв. Серебро с чернью.
СПб: Изд-во Политехн. ун-та. 2014. 175 с. ISBN 978-5-7422-4493-6
Книга подготовлена к печати В.И. Распоповой.
Оглавление
Вместо предисловия. — 6
Глава I. Связи торевтики Ирана, Сирии, Византии и Западной Европы в XI-XII веках. — 8
Иран и Антиохия в XI — начале XII вв. — 8
Сирия и Византия в конце X-XI вв. Аахенская курильница. — 14
Серебряные браслеты с чернью, их иранские и среднеазиатские аналоги. — 17
Серебряные браслеты и искусство Иерусалимского королевства. — 18
Проблема северо-сирийской торевтики, некоторые вопросы методики. — 21
Браслеты, курильница из Сан-Марко (Венеция), памятники Сирии и Армении. — 22
Амулет из Уолтерс Арт Галлери и серебряная чаша, найденная в Тарту. — 26
Проблема локализации серебряных чаш византийского круга. — 27
Классификация серебряных чаш. Группа тартуской чаши. — 31
Связи группы тартуской чаши с Западом. Контакты русского и романского художественного ремесла. — 34
Блюдо из Болгарии и чаша из Сургута, сирийские и армянские элементы. Вопросы датировки и локализации. — 38
Черноморская торговля и вопрос о связях древнерусской торевтики. — 39
Чернь на тартуской чаше и поднос из Сургута, связи подноса с памятниками Ирана и Европы. Греко-венецианский реликварий с чернью. — 41
Влияние Хорасана на Ближний Восток в XI-XII вв. Вопрос о связях Руси с Ближним Востоком в XII вв. — 44
Глава II. Светская торевтика крестоносцев. — 48
Методическое значение сходства отдельных признаков несхожих вещей. Вопрос о светской торевтике крестоносцев. — 48
Чернь краковского ларца. — 50
Краковский ларец и памятники византийского искусства. — 51
Изображения на краковском ларце. — 53
Изображения на блюде из Ирбита и на чаше из Ржищева. — 55
Стилизация фигур животных, восточные аналогии. — 57
Романский характер изображений и вопрос о месте производства. — 59
Аналогии в северной Европе. — 62
Аналогии в Италии. Школа торевтов-крестоносцев. — 68
Глава III. Вильгортская и черниговская чаши. — 76
Связи изделий крестоносцев с вильгортской и черниговской чашами. — 76
Чернь вильгортской и черниговской чаш. — 77
Воинские сцены на чашах. Вопрос об эпическом сюжете. — 78
Геральдические композиции на чашах. Киликийские аналогии по мелким признакам. — 81
Вопрос о киликийской атрибуции. Значение широкого круга частичных аналогий. — 84
Исламские аналогии. Чаша Улуг Хумаюна и её датировка. Золотоордынские вазы. — 88
Чаша Улуг Хумаюна и вопрос о серебре Румского султаната. Сельджукское серебро и чаши из Вильгорта и Чернигова. — 90
Изображения в центральных медальонах. Давид и Орфей. Сцены с Давидом в рельефах владимиро-суздальских церквей. Восточные детали рельефов. — 95
Разложение тронной сцены на византийской серебряной чаше. — 100
Мелодия или Вирсавия. Связи с романским искусством. — 101
Трактовка складок одежды и лип на вильгортской и черниговской чашах. Её отличие от византийской. — 104
Вильгортская и черниговская чаши как памятник взаимовлияния искусства Византии, исламского Востока, крестоносцев. — 107
«Варварские» подражания сосудам с исламскими, византийскими и западными элементами. — 108
Киликийская атрибуция вильгортской и черниговской чаш как наиболее вероятная. — 110
Глава IV. Связи Востока и Запада в торевтике XIII века. — 112
Ларец из Сан Марко и его чернь. — 112
Поздние восточные элементы декора ларца из Сан Марко. Связи с Ближним и Дальним востоком. — 1 13
Левантийская локализация ларца. Вопрос о связях с Венецией. — 117
Армянские аналогии для деталей из Сан Марко. — 121
Восточные элементы декора греко-венецианской чаши Музея исторических драгоценностей Украины. — 123
Ларец Трирского собора. Восточные и западные элементы дна декора. — 124
Скань трирского ларца. Аналогии в Сицилии, Византии и Золотой Орде. — 127
Вопрос о роли контакта искусства Западной Европы и Китая в XIII в. для развития спиральных сканей исламских стран и Византии. — 128
Общие замечания. — 132
Примечания. — 135
Цитированная литература. — 148
Список сокращений. — 170
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери