"Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Теоретические наработки и опыт реконструкции предметов материальной культуры
Ответить
Аватара пользователя
Timurid
Site Admin
Сообщения: 1507
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

"Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Сообщение Timurid » 03 дек 2007, 09:42

Старинные способы окрашивания тканей и кожи.

автор - старший научный сотрудник Государственного музея народной архитектуры и быта Украины, Яремчук Евгений Сергеевич aka Oglum (на нашем форуме) (2005)



К сожалению, современная индустрия ткачества не может в полной мере удовлетворить запросы людей занимающихся исторической реконструкцией одежды. А чаще всего в современных тканях не устраивает цвет. Уж очень он яркий, броский и не естественный. Как этнограф могу сказать, что есть много фабричных тканей, которые по своей фактуре и способу переплетению нитей схожи с кустарными типами раннего периода. Но, к сожалению, они имеют не исторический цвет, в глаза бросается использование не естественных красителей.

Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань (за исключением набивных узоров). В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красители использовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Стоит заметить, что у многих кочевых племен, живших на севере покоренных монголами территорий, тканей не было, или встречались крайне редко. Одевались они в овчинные тулупы на голое тело, или в одежду из тонкого войлока. Исходя из этого, описаны будут и способы окраски кожи.

Технология окраски тканей кочевниками, была описана сравнительно не давно. В XVIII веке турецкий путешественник и соглядатай Истриб Гюлинджап написал очерк об увиденном им способе окрашивания ткани.

«…Женщинами, из степи принесены охапки трав – лемир (разновидность малочая) и ускаш (степной пырей). Траву истолкли до кашеобразного состояния в большой ступе, при этом что-то напивая. Затем вязкую, почти черную массу выложили в большой казан и залили водой. Кипевший долгое время на костре отвар процедили и опять поставили на огонь. Жмых оставшийся от процеживания тщательно отжали в этот же казан, руки у отжимавших стали земляного цвета. Затем в казан залили остро пахнущий, кислой сыворотки, все перемешали и начали осторожно опускать ткань. Полотно было бело пепельного цвета, явно не местного производства. Вываривали ткань очень долго и постоянно помешивали. На удивление, после того как ткань вынули и ополоснули в кобыльей моче, полотнище приобрело цвет «летней степи» (хаки). Ткань расстелили на земле и часто переворачивали, очевидно, чтобы при высыхании оставался равномерный цвет…»

Истриб Гюлинджап, «Покинутая родина» (XVIII)

С уверенностью можно сказать, что описанный Гюлинджапом способ, бытовал у кочевников и в более ранние века. Кочевые народы не охотно принимают новшества, следуя традициям праотцев.

Многие народы для приготовления красок используют дикие травы. В каждом случае это специфические, растущие только на данной территории растения. Но общая технология окраски (приготовление отвара, вываривания материи, закрепление цвета, сушка) у всех одинаковы.

В условиях Украины могу посоветовать следующие растения.

Коричневый – дуб (листья и кора);

Светло коричневый – шелуха лука (цвет зависит от цвета шелухи);

Бежевый – верба белая (кора);

Темно коричневый – грецкий орех (оболочка плодов, лучше в свежем виде);

Красный – крушина (свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет);

Красно-бордовый – бузина черная (ягоды);

Красный – ольха серая (кора, суточный настой);

Оранжевый – дикая яблоня (кора), листья чистотела (листья и стебли);

Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет), крапива (корни), резеда, береза (желтые листья), тополь (почки);

Оливковый – гранат (корка плодов);

Хаки – молочай (стебли);

Зеленый – крапива (листья), прей (цветочные венички);

Голубой – васильки (цветы, окрас не стойкий);

Синий – Иван-да-Марья (цветы), лебеда (семена), птичья гречиха или спорыш (корни);

Серый – береза (зеленые листья);

Черный – клен (листья).

Все описанные выше растения можно встретить практически по всей территории нашей страны.

В большинстве случаев, из указанных частей растения готовят отвар. Затем в этот отвар погружают ткань в развернутом виде и долгое время кипятят. После того, как цвет осядет на ткани, его нужно закрепить. Закрепляют цвета обычно кислотами (кислая сыворотка, капустный рассол) или солями (нормальный раствор имеется в моче животных). А также довольно часто используют для закрепления цвета настой золы (можно просто развести в воде соду, вода должна стать очень мягкой, приблизительно 2-3 ст.л. на 1 л воды). И еще один важный момент – убедитесь, что ваша ткань из натурального волокна, иначе ваши старания напрасны.

Для окрашивания шкур, кожи и овчины используют растительные отвары и глиняные растворы. Глина для окраски использовалась только теми кочевниками, которым верования позволяли нарушать целостность земного покрова. Эта техника пришла с Аравийского полуострова довольно поздно и использовалась в основном оседлыми племенами. Техника окраски глиной довольно проста – в котловане разводят глину определенного цвета (в природе есть неимоверное количество цветов и оттенков, основные: белый, желтый, оранжевый, красный, синий, зеленый), закладывали в котлованы кожу или овчину. Через несколько дней кожи доставали, просушивали, обминали и снова замачивали в растворе цветной глины. К концу второй недели окрашивание кожа приобретала характерный цвет, который после высыхания и обминки кожи ставал светлее. Одной из неудобств данного способа состоит в необходимости часто перемешивать воду в которой красят шкуру. Мешают раствор в основном ногами, от чего и они приобретают цвет глины.

Что касается растительных красителей, то использовали краски двойного действия. Раствор одновременно и красил, и дубил шкуры. За основу раствора брали настой сена с добавлением полыни, степного щавеля и соли (50 гр на литр). В наших широтах к сенному настою можно добавить дубовую кору, крапиву, зверобой, от чего цвет в каждом случае будет отличаться. Для приготовления настоя берут большую емкость, бросают в нее сено, кору, и заливают кипятком. Добавляют соль. После того как раствор остынет можно приступать к процедуре дубления-окрашивания. Чаще всего из такого состава получают шкуры разных оттенков коричневого цвета. Окрашивание шкур таким способом занимает около 10 дней.

Автором были опробованы способы окраски льняного полотна в желтый, коричневый, синий и зеленый цвета с использованием вышеуказанных растений. Шкура-овчина была окрашена в сенном настое с добавлением дубовой коры (при этом сама приобрела не стойкий желтоватый цвет), при этом приобретя буро-красный окрас.

Примечание: ошибкой многих пытающихся окрасить ткани вышеизложенным способом есть ожидание насыщенных цветов. Их надежды не могу оправдаться, все таки натуральный краситель, а не анилин!

Удачи в ваших начинаниях!

Этот материал впервые публиковался на сайте ВИК "Орда", почивший в бозе.

Аватара пользователя
Танагра
Гость
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 13:13
Ваши интересы в истории: Цыганские племена от Индии до Египта. Восточные славяне.
Чем вам интересен форум: Пополнение багажа знаний
Откуда: Нижний Новгород
Контактная информация:

Re: "Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Сообщение Танагра » 15 май 2012, 09:49

У меня предложение добавить в вышеприведённый список красители восточного региона. Всё-таки, на Востоке было много того, чего не было в Европе. А раз уж мы занимаемся именно Востоком... *многозначительно подмигивает*
Имею в этом вопросе шкурный интерес - поскольку занимаюсь текстильными сувенирами и время от времени нахожусь в поисках новых идей и технологий для нового ассортимента. Недавно наткнулась на фотки антикварных турецких печатей для набойки по ткани. Ну например (моя любимая))):
Изображение

(кстати, в этой группе вконтакте можно много чего заказать из восточного антиквариата. Поставки с Золотого Базара в Стамбуле)
Так вот. Возникла идея попробовать освоить набойку - с использованием подобных печатей. Но для чистоты эксперимента хотелось бы применения натуральных красителей. Тех, что были распространены на Востоке. Порывшись по закромам памяти и интернета, кое-что нашла. Но список пока КРАЙНЕ небогат.
1. Басма. На ткани даёт голубой цвет (сошлюсь на некую реконструкторшу, окрасившую басмой льняную рубаху. Вот фото.). Купить можно в магазинах косметики и всяких расчёсок-бигудей.
2. Хна. Ну это понятно. Покупается там же.
3. Шафран. Ярко-оранжевый цвет. Покупается на рынках у торговцев специями.
4. Куркума. Жёлтый. Тоже в специях.
5. Тут уже упоминали шелуху лука. Мне кажется, если окрасить ткань шелухой фиолетового салатного лука - может получиться весьма интересный вариант цвета. Вот только возникает вопрос: когда появился такой лук? Вот тут немного нарыла истории - вроде как годится на Причерноморье... Но хотелось бы знать мнение более компетентных, чем я, людей.

Зреет идея: купить немножко всяких вышеперечисленных красителей (впрочем, хна уже есть) и провести эксперимент по окраске кусочков х-б ткани. Интересно, что получится?
Трудности вижу ещё в одном: закрепление цвета на ткани. Живу в городской квартире, возможности выезда на дачу нет. Так что, вариант "мочевина животных и прочая химия" - отпадает: жалко себя и соседей. Есть идея попробовать закреплять раствором уксуса. И ещё вычитала один способ (правда, в художественной литературе) - это как во Вьетнаме в 60-70-е гг. прошлого века перекрашивали одежду для солдат. И там в качестве закрепителя использовался крепкий чай. Правда, тут возникает ещё один вопрос: какого сорта был чай, их же там дофига?
Короче, всё идёт к тому, что надо пробовать. Вот тут - если я правильно поняла куцый автоперевод - упоминаются и уксус и таниновые вещества (их много в чае) в качестве именно закрепителей. Опять же, упоминается "винный камень" - а что такое по своей сути уксус? Прокисшее вино!
Сохраню ещё одну ссылочку.

Ещё вопрос, который меня волнует ОЧЕНЬ давно. По поводу набойки. Как наносить светлые узоры на тёмную ткань? Да и вообще узоры на ткань - чтобы контуры не расплывались? Для этого в краске должен быть какой-то ингредиент, позволяющий краске не растечься по ткани и дать чёткий рисунок. Что за ингредиент? Глина? Воск? Кто может сказать?
- Богатырь! Купи коня!

Аватара пользователя
Зумарут
Гость
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 16 сен 2008, 22:07

Re: "Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Сообщение Зумарут » 15 июн 2012, 14:33

Дорогая Танагра! вопросы новичка, уж не обижайся! все это очень давно написано и если использовать хотя бы поиск по гуглу то все вопросы выяснятся.
Винный камень это тартрат, химическая соль, а не уксус.
Басма содержит в себе индиготин, уж тогда красьте индиго, нечего на мелочи размениваться.
На рынках продается ненатуральный шафран. натуральный стоит 10 гр 200 рублей и то у индусов.
Куркумой красить можно, правда это аутентично в индии, и цвет тот же что и при окраске шафраном. Для нас неаутентично быть куркумистами.
Фиолетовый цвет в луковой кожуре дает антоциан. Это тот же краситель что красит ягоды ежевики и черники, лепестки некоторых цветов, красные листья осенью, свеклу. А давайте свеклой красить! :dash1:
Хна плохо красит, хной не красили ничего кроме волос и бороды.
Для закрепления всегда использовались квасцы, в некоторых случаях купоросы. Как раз из мочи квасцы и получили. еще их получают из глины. Некоторые правда используют для закрепления соду. На марене это оправдано. Уксус используют для нейтрализации дитионита при окраске индиго.
А кислота или кислая сыворотка нужна для правильной кислотности во время окраски, это не закрепитель.
У меня тут есть галерея моих натурально покрашенных шерстюк, цветов двадцать, а шелк вообще во все цвета радуги красится. И никаких ересей типа басмы хны лука фиолетового и куркумы. Только "дозволенное". В общем, люди, красьте правильно!

По технике набойки же имеется ряд опубликованных экспериментов. С хорошими стойкими результатами.
Так вот, для набойки, для распространенных техник, используют порошкообразную сухую краску. Светлый краситель на темной ткани не расплывается, держится. Некоторые берут распространенный сухой пигмент для масляной и темперной живописи. например, натуральную охру. Для печати готовят специальную краску - темперную - на основе яичного желтка и масла, запаривают на пару напечатанный рисунок. некоторые мастера используют для набойки индиго. Есть целые книги по окраске набойкой. есть целые группы даже в контакте по натуральной набойке тканей. Кто ищет тот найдет. Есть и другие историчные рецепты красок.
Удачи!

Аватара пользователя
Танагра
Гость
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 13:13
Ваши интересы в истории: Цыганские племена от Индии до Египта. Восточные славяне.
Чем вам интересен форум: Пополнение багажа знаний
Откуда: Нижний Новгород
Контактная информация:

Re: "Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Сообщение Танагра » 15 июн 2012, 15:19

Вот как удаётся человеку содержание целой кучи тем в целой куче форумов изложить в двух словах? :shock: :?
:hi: :hi: :hi:
- Богатырь! Купи коня!

Аватара пользователя
Зумарут
Гость
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 16 сен 2008, 22:07

Re: "Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Сообщение Зумарут » 18 июн 2012, 21:02

Хочу собрать заказ на натуральный краситель.
На этом английском сайте можно купить натуральную кошениль, вайду, индиго и другие натуральные красители, а аткже интересные предложения квасцов, тартрат, галлы и тд - все для красителя-фаната. Заказывать из-за границы трудно. Надо делать предоплату через карточку.
http://www.wildcolours.co.uk/html/natural_dye_2.html
семена индиго, вайды, марены и тд для выращивания на участке. у меня нет дачки или частного дома, а так бы прикупила....
http://www.wildcolours.co.uk/html/dye_seeds.html
квасцы (мордантс)
можете спросить меня что это за названия и зачем они...
http://www.wildcolours.co.uk/html/mordant_16.html
http://www.wildcolours.co.uk/html/mordants.html
вайда
http://www.wildcolours.co.uk/html/natural_dye_12.html

также кошениль и много что еще можно заказать на этом французском сайте
http://www.renaissancedyeing.com/en/pro ... e-extract/

Аватара пользователя
Зумарут
Гость
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 16 сен 2008, 22:07

Re: "Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Сообщение Зумарут » 18 июн 2012, 21:24

а натуральные хдожественные пигменты можо заказать здесь
http://www.naturalpigments.com/detail.a ... ID=455-12S
корень алканы, или алканет, ляпис лазрь и тд...
Красное дерево, цветные глины, охры разных тонов, гематит, малахит, уголь...
Например, продается набор классических средневековых пигментов:
Set gives you the basic hues for icon painting. The kit includes 1 oz. (29.5 cc) each of:
Lazurite Afghanistan,
Malachite,
Verona Green (Glauconite warm),
Brown Ochre (Goethite),
Hematite,
Caput Mortum,
Yellow Ochre,
Limonite,
Red Ochre (Ercolano),
Umber,
Sienna and
Bone Black-- all packaged in individual bottles. These historical pigments represent the basic set of hues used in many Medieval and Renaissance paintings.
http://www.naturalpigments.com/detail.a ... D=401-1102

некоторые из этих натуральных традиционных пигментов можно купить в России в крупных художественных магазинах.
(надо прийти в специализированный художественный магазин с этим списком).
Также существует в продаже натуральное золото для живописи - как жидкое, готовое для рисования, так и порошкообразное. употребляется обычно в живописи, но его можно наносить и на другие предметы, на ткань и кожу например. я уж не говорю о широко используемом сусальном золоте. В Москве это все реально найти.

Аватара пользователя
Танагра
Гость
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 13:13
Ваши интересы в истории: Цыганские племена от Индии до Египта. Восточные славяне.
Чем вам интересен форум: Пополнение багажа знаний
Откуда: Нижний Новгород
Контактная информация:

Re: "Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Сообщение Танагра » 18 июн 2012, 21:26

А я вот разжилась такими штучками:
Изображение

Это резные деревянные печати для мехенди (белое - это чтоб рисунок был виднее, так продавалось; попытки юзания - ради эксперимента попыталась себя разукрасить - показали, что оно стирается), но что-то мне подсказывает, что их можно с лёгкостью пользовать и для набойки!
Покупала в нашем мусульманском магазине (мне на заказ привезли).
Нечто подобное (и именно печати для набойки... хотя, разницы особой не вижу) возит Настя Кузнецова (Елец) из Турции, но там антиквариат и стоит существенно дороже.

ПС. Лен, может быть, если у тебя к Молодям появятся какие-нибудь пигменты, устроим эксперимент по печати на ткань? Я эти штампы привезу, может, ещё парочку прикуплю... А? :idea:
Последний раз редактировалось Танагра 18 июн 2012, 21:29, всего редактировалось 1 раз.
- Богатырь! Купи коня!

Аватара пользователя
Зумарут
Гость
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 16 сен 2008, 22:07

Re: "Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Сообщение Зумарут » 18 июн 2012, 21:28

где бы заказать эти печати для набойки? :dash1:

Аватара пользователя
Танагра
Гость
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 13:13
Ваши интересы в истории: Цыганские племена от Индии до Египта. Восточные славяне.
Чем вам интересен форум: Пополнение багажа знаний
Откуда: Нижний Новгород
Контактная информация:

Re: "Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук

Сообщение Танагра » 18 июн 2012, 21:31

Так я же ссылку на Настину группу дала! Пиши ей, договаривайся - привезёт прямо с Золотого Базара!
А эти печатки мне из Москвы привезли. Не знаю, где они их брали - но поищи среди товаров для мехенди. Мне они обошлись в 160 р. каждая. И это с учётом магазинной наценки!
- Богатырь! Купи коня!


Ответить