header photo

Главная - Костюм и ткани - Текстиль

Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка (Текстильный словарь)

Фэн Ч., Ган Ш., Доде З., Меньшикова М. Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка / Road of Silk: 5000 Years of the Art of Silk. Издательство «Славия», 2007. ISBN 978-5-9501-0119-9

 
Словарь
Glossary

Аппликация объемная

В зтой технике отдельные детали орнамента вырезаются из кусочков ткани, дублируются подкладочным материалом и пришиваются к основе в соответствии с узором, выступая над поверхностью.

Padded applique

In this technique, pieces of fabric, cut in the shape required by the design, are sewn on the textile ground. If padded, they raise above the ground. The result is called the padded applique.

Атлас и дамаск на базе атласного переплетения

На фоне атласного переплетения узор образуется за счет контрастных по фактуре участков полотняного или саржевого переплетения. Эффект заключается в сочетании блестящих и матовых поверхностей.

Satin and satin damask

Specifically, satin damask refers t only self-patterned textiles formed by the contrast of satin and the reverse of satin weaving. The terms is also used to describe all self-patterned textiles on a satin ground.

Бархат

Плотная шелковая ткань, как правило, полотняного переплетения, поверхность которой покрывает ворс из разрезанных или неразрезанных петель.

Velvet

Velvet is a warp-pile weave. A pile is raised in loops above a tabby-weave ground, as a rule.

Бархат на шифоне (бархат на шелке)

Бархат с длинным ворсом, для образования которого использовалась натуральная нить тутового шелкопряда. Нить вплеталась в шифон, после чего петельки разрезались. Впоследствии стали использовать и нити искусственно разведенного шелкопряда.

Burnt-out georgette velvet

Initially, for velvet only silk floss antural silkworms was used. It was woven into georgette and then the loops were cut Later, silk floss from cultured silkworms was in use too.

Восковой способ окрашивания ткани

Этот способ заключался в том, что перед окрашиванием при помощи остроконечного инструмента или резного штампа в соответствии с рисунком на ткань наносился горячий воск. Участки, покрытые воском, в дальнейшем не прокрашивались. Наибольшее распространение эта техника получила в эпоху Тан в юго-западных районах Китая.

Wax-resist dyeing

Hot wax is applied on textile either by a patterned stamp or a pointed tool as a resist before dyeing. Wax-resist dyeing (commonly referred to in English as "batik") became popular during the Tang Dynasty among the peoples in the areas of southwestern China.

Вышивка гладью

Это один из наиболее распространенных способов вышивки, для которого используются плоский, наклонный, длинный и короткий стежки. Они располагаются плотно друг к другу, образуя ровную, гладкую поверхность. Эта техника активно применялась в поздний период правления династии Тан и развивалась в периоды правления династий Сун, Юань, Мин и Цин.

Satin stitch

The satin stitch is the most common stitch in Chinese embroidery, becoming popular in the Late Tang Dynasty and further developed to the Song and Qing Dynasties. Variations include the flat stitch, long and short stitches, the layered stitch, and the turning stitch.

Вышивка золотой нитью вприкреп

Техника вышивания, заключающаяся в том, что одинарная или двойная золотая нить прикрепляется более тонкой нитью к ткани, образуя орнамент. Выполняется ручным или машинным способом.

Couching

A single or double thread is fastened with a finer thread to the textile with a holding stitch to form a pattern. This can be done by hand or by machinery as well.

Вышивка «китайским узелком»

Намотанная на иглу нить укладывается на ткань узелками. Наиболее ранние из известных узелковых вышивок относятся к периоду правления династии Юань.

Chinese knot stitch

Before laying on the textile the embroidery thread is bound around the needle. The resulting stitch is called the Chinese knot stitch which appeared first in the Yuan Dynasty.

Газовая ткань (шелковый газ)

Вид переплетения с двойной основой: нити первой группы оплетают нити второй и переплетаются с нитями утка. Различают два вида газа: простой и сложный. Для изготовления простой газовой ткани используется полотняное переплетение, для сложного — сочетание нескольких видов переплетения.

Gauze

While weaving the warp threads are divided into two groups with the first group binding around the second one. Gauze can be categorized into simple gauze and complex gauze according to the structure.

Гладкий шелк полотняного переплетения

Гладкая, ровная по фактуре ткань полотняного переплетения 1:1. Нить основы может отличаться от уточной по цвету, плотности и количеству переплетений.

Plain silk

This is the 1:1 compound plain or tabby silk.
By different binding, thickness of threads, thread count, variations of tabby can be produced.

Дамаск (камка, узорчатый шелк) на базе полотняного переплетения

На фоне полотняного перплетения узор образуется контрастным по фактуре саржевым или диагональным переплетением. Этот вид ткани появился в Китае в зпоху династии Шан и получил дальнейшее развитие в период правления династий от Хань до Тан.

Damask on tabby

The term "damask on tabby" represents a weav-ing structure. Damask on tabby appeared first in the Shang Dynasty and received the further spread from the Han to the Tan Dynasties.

Дамаск на базе саржевого переплетения

На фоне саржевого переплетения узор образуется диагональным переплетением. Направление рубчика на лицевой и изнаночной стороне противоположно.

Twill damask

Specifically, twill damask refers to self-patterned textile formed with warp-faced and weft-faced weave. Commonly, this term includes all damasks using twill weave as the ground.


Двусторонняя счетная гладь

В качестве основы обычно использовался шелковый газ. Нитями вышивки заполнялось пространство между утком и нитями основы. Плоские стежки располагались по счету нитей фона, что привело к появлению множества различных орнаментов. Различают два вида двусторонней счетной глади: в первом случае фон заполняется вышивкой целиком, во втором — нити основы частично перепускаются.

Counted stitch

With plain gauze as the ground, counted si penetrates the spaces between the warp or weft according to the required length of the stitch. Using the ground weave as a counted grid. system, a variety of stitches are employed in this manner resulting in some woven appearances or purely textural effect. When the embroidery covers the ground weave it is called full count embroidery and party count embroidery when the ground weave remains uncovered.

Кружево

Вид ажурного плетения ручным или механическим способом. Выполняется шелковой или хлопчатобумажной нитью по заданному рисунку.

Lace

The weaving is made by hand or mechanically. The embroidery is made with silk or cotton threads according to a given pattern.

Кэсы (тканая шелковая шпалера)

Этот способ заключается в переплетении длинных нитей основы и коротких нитей утка разного цвета. На границах цветовых участков образуются просветы, за что ткань и получила свое название (в переводе с китайского кэсы — «резаный шелк»), В основе этой техники лежит технология изготовления шерстяных шпалер. Впервые она была применена в Китае уйгурами во время правления династии Тан.

Kesi silk tapestry

Silk tapestry (kesi) woven with the technique where one set of warp ends is woven with discontinuous weft lats of different colours in tabby weave. The technique originated from wool tapestry, which was adapted to silk in China in the Tang dynasty first by the Uyghurs.

Лампас

Вид узорного ткачества, в котором орнамент создается за счет введения дополнительных нитей основы и утка помимо фоновых. Во время правления монгольской династии Юань появляется ткань насидж (шерстяная или шелковая) с непрерывной золотой поперечной нитью.

Lam pas

Lampas is a figured weave in which a pattern, composed of patterning wefts bound by an extra binding warp, is added to the foundation weave formed by the foundation warp and the foundation weft. Lampas weave appeared in China during the Yuan Dynasty as the nasij woven with gold threads.

Набивной рисунок

Способ окрашивания ткани, который заключался в том, что ткань зажимали между двумя резными досками с зеркальным узором, на которые предварительно был нанесен красочный пигмент, и затем отпечатывали орнамент на ткани. Другое название — набойка.

Clamp-resist dyeing

For dyeing, fabrics were clamped between two boards with carved ornament painted in mirror reflection.

Парчовая ткань

Ткань, содержащая в утке полихромные более толстые по отношению к основе нити, в том числе золотые или серебряные, которые вводятся в основу на участках, определяемых рисунком. Одна из разновидностей — парчовая ткань на базе полотняного переплетения.

Brocade

Discontinuous supplementary welt yarns of different colours are woven into the foundation in specific areas required by the pattern. On of its variations is brocaded tabby.

Петельчатый шов

Петельчатый шов (или шов «косичкой») использовался в качестве основы для изолированных петель. Ряды петелек располагались на ткани непрерывно, иногда между ними оставляли пропуски, образующие орнамент. Этот способ вышивки появился в период правления династии Юань.

Needle-looping

An open chain stitch or running stitch is used as the foundation for a series of detached loops. The rows of loops have no intervals, but sometimes void spaces forming the pattern are left. The process called the needle-looping originated in the Mongol period under the Yuan Dynasty.

Роспись по ткани

Ручной способ росписи по ткани. Красочный пигмент наносился кистью. Можно сказать, что эта техника послужила основой для других способов окрашивания ткани, в том числе печатного.

Painting

Using a brush with pigment to apply ornamental pattern on a textile, painting is the prototype of printing and dyeing.

Тканая фотография

Особенностью этой техники ткачества является сочетание белых нитей основы с черными и белыми нитями утка. Контраст черного и белого позволял реалистично передавать перспективу и светотень. В некоторых случаях изделия, созданные таким способом, расписывались.

Woven photograph

This silk images are woven with white warp threads and a set of weft threads in both white and black. It used to create a many-leveled composition, perspective and chiaroscuro In order to achieve more strong effect, depictions were coloured.

Узелковый способ окрашивания ткани

Этот способ заключался в том, что ткань перед окрашиванием завязывалась узелками. После окрашивания узелки развязывались, и те участки, где они находились, оказывались неокрашенными, благодаря чему и получался орнамент.

Tie dyeing

Tie dyeing is a method of resist dyeing — before dyeing a series of knots is made in the textile, so when it is dyed the dye does not penetrate the knotted area.

Узорчатый шелк цзинь с несколькими основами

Разновидность полихромного узорчатого шелка цзинь на базе саржевого или полотняного переплетения. Один из наиболее ранних видов ткани, производившейся начиная с периода Сражающихся царств до периода правления династии Тан. В конце правления династии Суй возник более сложный вариант этого переплетения с использованием трех нитей утка.

Jin-silk with several warps

Warp-faced compound weave is the classic polychrome patterned silk structure used in Chinese textiles. It is one of the earliest types of weave originated in the Warring States period and developed till the Tang Dynasty. In the Late Sui Dynasty, a more complicated type, with three weft threads, appeared.

Узорчатый шелк цзинь с несколькими утками

Уточная сторона ткани имеет сложное полотняное переплетение. К этому типу относятся тафта с несколькими основами, самит и атласный самит с тремя нитями утка. В период конца правления династии Поздняя Тан эта ткань становится наиболее популярной в Китае.

Jin-silk with several wefts

Weft face has compound tabby weave. This type includes taffeta, samite and satin samite with three weft threads. During the Late Tang this fabric became most popular.

Шов враскол

Шов состоит из так называемого стежка, «расщепляющего нить», при котором игла вводится прямо в нить предыдущего стежка.

Split stitch

It is a method of embroidery in which the needle is drawn through the preceding stitch, splitting the thread.