Текстиль
Орфинская О. В. Текстильные находки с Селитренного и Водянского городищ (раскопки Поволжской экспедиции 1974 и 1981 гг.)
В 1998 году в Центре исследования исторических и традиционных технологий Института Наследия им. Д.С. Лихачева под руководством Валерия Платоновича Голикова была выполнена работа для Германа Алексеевича Федорова-Давыдова по исследованию текстиля с Селитренного и Водянского городищ.
Корпусова В.М., Бредіс Н.Ю. До питання про походження археологічного текстилю XIII-XIV ст. з некрополю Золоте (Крим)
Стародавній текстиль - рідкісний археологічний та науково-дослідний матеріал. Проте, через різні обставини, тканини десятиліттями чекають на дослідження та реставрацію. Деякі з таких тканин досі не введені до наукового обігу належним чином - про них є лише попередні повідомлення або згадки в науково-популярній літературі. Це стосується й середньовічних тканин, які знайдено в 1971-1973 рр. під час розкопок некрополю Золоте на Керченському півострові в Криму. За срібними золотоординськими монетами та деякими прикрасами, знайденими на цвинтарі - в похованні й кладці фундаменту храму, 143 могили датуються XIII-XIV ст.
Корпусова В. М. Про колекцію середньовічних тканин з некрополя Золоте
Серед унікальних колекцій Наукових фондів ІА НАНУ є колекції тканин з розкопок різних пам'яток, серед яких і художній текстиль з середньовічного некрополя Золоте, що в Східному Криму. Незважаючи на те, що археологічний текстиль є значущим джерелом для розв'язання ряду проблем історії та культури давнього населення: торговельних зв'язків, ремесла та домашнього виробництва, соціальної приналежності населення, питань хронології, історії костюму та текстильного виробництва, декоративно-прикладного мистецтва, фахівці приділяють недостатньо уваги цьому матеріалу.
Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка (Текстильный словарь)
Китай — родина шелководства, а китайцы — изобретатели техники изготовления шелка. Пять тысяч лет назад они уже успешно занимались разведением тутового шелкопряда и использовали выделяемую им шелковую нить в качестве материала для изготовления шелковой ткани. Примерно через три тысячи лет китайский шелк начал распространяться за пределы Китая по морским и сухопутным торговым путям, получившим название Шелковый путь. Европейцы стали называть гусеницу шелкопряда, вьющую кокон, «сер» (лат. ser от кит. цаньэр), страну, в которой выращивали шелкопрядов — «Серес» (Seres), а людей, занимающихся их выращиванием, — «жителями Сереса». Таким образом, со временем словосочетание «Страна Шелка» стало синонимом слова «Китай», а пути, по которому шелк распространялся из Китая по всему миру, стали называть Великий Шелковый путь.
Издание представляет собой каталог выставки китайских шелковых изделий, прошедшей в России.
Ниже представлен проиллюстрированный раздел посвящённый текстильным терминам.
Шишкин В. С. Зооморфные мотивы на тканях из золотоордынских погребений XIII в. (Астраханская область)
Содружество специалистов различных областей может быть плодотворным при решении проблем археологии, палеографии, истории искусств и ремесел. Едва ли ни первым жанром изобразительного искусства был анимализм. Со времен палеолита до современности изображения животных украшают святилища и жилища человека, вплетаются в орнаменты его одежд, утвари, украшений. Для определения вида изображенного животного, раскрытия его символического значения историку, возможно, полезна помощь зоолога.
Королюк Е. А. Красильные растения Алтая и сопредельных территорий
Красильное искусство – одно из древнейших. Как только человек научился изготавливать ткань и выделывать кожи, вероятно, в скором времени возникла потребность украшать эти изделия. Несомненно, наши предки знали и умели красить. Умение красить ткани и выделывать кожи зависело от развития цивилизации, которая определялась и историческим временем и природными условиями, в которых жил ремесленник...
Борьба за хлопокъ
Предлагаемая читателю брошюра является рабочей программой по возрождению хлопковой промышленности Туркестана (1918 г.). Содержит краткое описание её недавнего и краткосрочного пышного развития. Даёт технические характеристики местного и экспортированного хлопчатника, затрагивает экономические аспекты хлопководства в Туркестане и Закавказье.
Iranian textiles. 16th-17th centuries
Набор открыток с образцами иранского текстиля 16-18-го столетий из собраний Эрмитажа.
Кравцова М. Е. История развития шелкоткачества
Китайское текстильное производство освоило выпуск всех известных для мирового текстиля основных видов тканей, сделанных из растительных и животных (шерсть) волокон. Но абсолютно приоритетное положение в нем на протяжении многих веков занимали, как известно, шелковые ткани, изготавливаемые из специфического природного материала — волокон, получаемых из коконов бабочки тутового шелкопряда.
Глушкова Т. Н. Археологические ткани Западной Сибири
Книга посвящена источниковедческому изучению текстильных археологических источников с территории Западной Сибири. Материалы представлены в широком хронологическом диапазоне, начиная с эпохи бронзы и заканчивая XIX в. Автором проведены специальные исследования сырья, структуры и фактуры древних тканей, реконструирована технология изготовления и ткацкие приспособления. Представленная информация позволяет рассматривать сибирское ткачество в древности как часть евразийской традиции на фоне широких контактов населения Западной Сибири с западом и востоком.
Карейша C. Среднеазиатский хлопок
Среднеазиатский хлопок; его культура, очистка, прессовка и отправка на рынки европейской России. Отчёт по командировке в Среднюю Азию для изучения вопроса о хлопке инженера С. Карейши (1891 г.).
Федорович Е. Ф. Исследование средневековых тканей Самарканда
Самарканд с давних времен был крупным ремесленным и торговым центром, на рынках которого можно было встретить местные изделия, а также товары из Ирана, Индии, Китая и других стран, в том числе изделия из металла, дерева, кожи, ковры, ткани и одежды. На рынках продавалось различное сырье, местное и чужеземное, использовавшееся местными ремесленниками. Об этом свидетельствуют и литературные источники. Однако технология ремесел различных периодов в них не освещена и мы не получаем такого ясного представления, какое нам дает экспериментальное исследование предметов материальной культуры.
Доде З. В. Уникальный шелк с «драконами» из могильника Джухта
Период XIII–XIV вв. на Северном Кавказе проходил под знаком Золотой Орды. Ярким и разнообразным были костюмы персонажей, действовавших на этой сцене. Однако не так много артефактов, свидетельствующих о костюмах, дошло до нашего времени из золотоордынских археологических памятников. Находки одежд или их элементов, выполненных из ткани, кожи, войлока и бересты, в погребениях сравнительно редки. В этой связи вызывает интерес сохранившийся в курганном могильнике Джухта (Апанасенковский район Ставрапольского края) комплекс мужской одежды, представленный двумя шелковыми платьями, бархатным головным убором и высокими кожаными сапогами.
Яремчук Е. С. Старинные способы окрашивания тканей и кожи
Есть много фабричных тканей, которые по своей фактуре и способу переплетению нитей схожи с кустарными типами раннего периода. Но, к сожалению, они имеют не исторический цвет, в глаза бросается использование не естественных красителей. Cовременная индустрия ткачества не может в полной мере удовлетворить запросы людей занимающихся исторической реконструкцией одежды. А чаще всего в современных тканях не устраивает цвет.