Обзор предметов поясной одежды исламского мира (XVI-XVIII вв.)
Прокопенко Владимир (Velizariy)
Вступление
Продолжая тему восточных шаровар, углубимся несколько в глубину веков. В этом обзоре я попробовал объединить доступный мне материал по исламской поясной одежде Нового Времени (XVI-XVIII ст.). Регионально — ограничемся пока территорией Османской Империи и Северного Кавказа.
Надо отметить, что количество артефактов этой эпохи, а особенно одежды, весьма ограничено. Единственное, что отчасти спасает ситуацию, это огромная коллекция одежды в дворце Топкапы и материалы исследований склеповых могильников на Северном Кавказе. Они то и составили костяк этого обзора.
С первой частью обзора (по материалам этнографии) можно ознакомится тут.
Использованные источники
Иностранные языки
1. Deniz Erduman-Calis Tulpen, Kaftane und Levni: Hofische Mode und Kostumalben der Osmanen aus dem Topkap? Palast Istanbul, 2008.
2. Deri'nin Anadolu'da Bin Yıllık Öyküsü, 2002.
3. Stillman Y.K. , Stillman N.A. Arab Dress: A Short History: From the Dawn of Islam to Modern Times, 2003.
4. Tezcan H. Children of the Ottoman Seraglio: Customs and Costumes of the Princes and Princesses, 2006.
Кириллица
1. Абдулвахабова Б.Б. Традиционная мужская одежда вайнахов в ХVI-начале ХIХ вв. // Культура Чечни. Москва, 2002. С. 126-143.
2. Абдулвахабова Б.Б. Комплекс женской одежды из наземных склепов Чечни // Археология, Этнология, Фольклористика Кавказа. Тбилиси, 2010. С. 317-319.
3. Доде З.В. Коллекция осетинской женской одежды Б.А. Куфтина // Вестник истории, литературы и искусства. Т. II. Москва, 2006. С. 418–430.
4. Крупное Е.И. Средневековая Ингушетия. Москва, 1971.
5. Мамукаев Т.Б. К этнографии и антропологии Города мертвых // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Вып. 1. Т. XXXVI. Орджоникидзе, 1980. С. 92-110.
6. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв. Москва, 1989.
7. Тменов В.Х. Город мертвых (Позднесредневековые склеповые сооружения Тагаурии). Орджоникидзе, 1979.
Интернет источники
1. The Turkish Cultural Foundation: http://www.turkishculture.org/
2. HALI.com: http://www.hali.com/
3. Historické kostýmy a střihy: http://www.kostym.cz/
4. Китаб Хона: http://www.kitabhona.org.ua/
5. Osmanlı tarzı ATLI OKÇULUK - araştırma, pratik ve tanıtım: http://www.atli-okculuk.com/
6. Picasa gallery Gokmen Altinkulp: https://picasaweb.google.com/107543580410466878847
7. Polish Light Artillery: http://www.kismeta.com/diGrasse/PolishHorseArtillery.htm
8. Ana Sayfa: http://www.kulturvarliklari.gov.tr/
Список изменений материала
06.01.2012
Публикация раздела по территориям Османской Империи.
02.07.2012
Публикация раздела по Северному Кавказу.
Территории Османской Империи
Количество дошедших до наших дней предметов исламской одежды XVI-XVII ст. довольно мало. Поэтому коллекция текстиля дворцового комплекса Топкапы в Стамбуле поистине бесценна. Тут собраны предметы одежды и аксессуары османских султанов, членов их семей и приближенных с XV по XX столетия. Однако, многие предметы из неё до сих пор должным образом не описаны. Поэтому сложно сказать что-либо конкретное (их гендерная принадлежность, точная датировка и размеры) о большинстве из представленных в этом разделе шальвар.
Рассмотрев доступный нам массив информации, можно выделить несколько групп шальвар.
Первая, самая обширная, представлена на (Рис. 1-1 — 1-4). Шальвары этой группы не имеют мотни (в привычном виде дополнительного элемента вшиваемого между штанинами), а широкий шаг создаётся за счёт значительного расширения штанин кверху и сшивания их под углом. Как результат внутренний верхний угол каждой из штанин имеет характерный срез. Сами штанины, по большей части, сшиты из прямого, согнутого вдоль полотнища к которому подшиваются клины сложной формы. В зависимости от формы этого "клина", дополнительно можно выделить ещё три подгруппы. Шальвары первой подгруппы представлены на (Рис. 1-1, а) и (Рис. 1-2), второй — на (Рис. 1-1, б) и (Рис. 1-3), третьей — на (Рис. 1-4).
Рис. 1-1. (а) — Шальвары конца XVI ст. (длина 140 см) (№ 13/965) [1];
(б) – шальвары XVII ст. (длина 135 см) приписываемые султану Мураду IV (г.п. 1623-1640 гг.) (№ 13/409) [1].
Рис. 1-2. (а) — Шальвары конца XVI ст. (длина 138 см) (№ 13/131) [5, 8]; (б) (№ 13/572) [5]; (в) (№ 13/530) [5];
(г) (№ 13/400) [5]; (д) (№ 13/559) [6]; — другие шальвары из собрания дворца Топкапы.
Рис. 1-3. (а) (№ 13/401); (б) (№ 13/673); (в) (№ 13/1899); (г) (№ 13/566); (д) (№ 13/406) — Шальвары из собрания дворца Топкапы [5] .
Рис. 1-4. (а) (№ 13/179); (б) (№ 13/295); (в) (№ 13/407); (г) (№ 13/561); (д) (№ 13/567);
(е) (№ 13/569); (ж) (№ 13/571); (з) (№ 13/612) — Шальвары из собрания дворца Топкапы [5] .
Штанины шальвар второй группы сшиваются под значительно меньшим углом и кроились из меньшего числа фрагментов (Рис. 1-5).
Рис. 1-5. (а) (№ 13/193); (б) (№ 13/421); (в) (№ 13/403) — Шальвары из собрания дворца Топкапы [5].
Отличительной особенностью третьей группы являются подшитые кожаные носки (Рис. 1-6 — 1-9). Покрой штанин аналогичен выше рассмотренным.
Рис. 1-6. Шальвары из собрания дворца Топкапы [2].
Рис. 1-7. Шальвары из собрания дворца Топкапы (№ 13/404) [2].
Рис. 1-8. Шальвары из собрания дворца Топкапы [2].
Рис. 1-9. (а) (№ 13/229); (б) (№ 13/230); (в) (№ 13/193); (г) (№ 13/395); (д) (№ 13/399) — Шальвары из собрания дворца Топкапы [5].
Шальвары с мотней представлены значительно скромнее. Так, на (Рис. 1-10) приведены штаны, в которых, к раскошеным в нижней части штанинам, острым углом книзу подшита ромбовидная мотня. Опираясь на этнографические аналоги, можно предположить что мотня и штанины выкраивались из одного куска материи.
Рис. 1-10. (а) (№ 13/778) [7, 8], (б) (№ 13/651) [5] — Штаны чакшир (çakşır) из собрания дворца Топкапы.
Штаны с (Рис. 1-11), единственные в этом разделе, не имеющие отношения к коллекции текстиля Топкапы. Их связывают с египетскими мамлюками, но точная датировка неизвестна. Их конструкция, в некоторых моментах, похожа на покрой шальвар первой группы. Основу штанины формирует согнутое вдоль прямое полотнище к которому подшиваются трапецивидные клины, расширяющие штанины кверху. А между штанинами вшивается небольшая ромбовидная мотня.
Рис. 1-11. Шальвары мамлюков [3].
Несколько отдельно стоят детские штаны. Их пропорции и детали покроя отличаются от "взрослых" аналогов. Так, любопытны шальвары представленные на (Рис. 1-12). Их датируют 1510 годом (?) и приписывают султану Сулейману I (?) (г.ж. 1494-1566). Однако судя по их размерам, это видно на фото с кафтаном (Рис. 1-12, в), они расчитаны на ребенка, а не на 14-ти летнего юношу.
Рис. 1-12. Шальвары из собрания дворца Топкапы (XVI ст.) (№ 13/92) [5, 7, 12].
Другие примеры детских шальвар изображены на (Рис. 1-13). Как можно видеть, подшитые носочки характерны и для детских штанов.
Рис. 1-13. (а-д) Детские шальвары из собрания дворца Топкапы [4] .
(в) — XVII-XVIII вв. (№ 13/1312), (г) — шальвары приписываются дочери султана Баязида II (XVI ст.) (№ 13/800), (д) — XVI ст. (№ 31/82)
Использованные источники
1. Deniz Erduman-Calis Tulpen, Kaftane und Levni: Hofische Mode und Kostumalben der Osmanen aus dem Topkap? Palast Istanbul, 2008.
2. Deri'nin Anadolu'da Bin Yıllık Öyküsü, 2002.
3. Y.K. Stillman, N.A. Stillman Arab Dress: A Short History: From the Dawn of Islam to Modern Times, 2003.
4. H. Tezcan Children of the Ottoman Seraglio: Customs and Costumes of the Princes and Princesses, 2006.
5. The Turkish Cultural Foundation: http://www.turkishculture.org/
6. HALI.com: http://www.hali.com/NewsAll.aspx?Action=-617781463&ID=174d2e8c-61ac-4ce6-abb0-59612da60648
7. http://www.kostym.cz/Anglicky/I_03_02.htm и http://www.kostym.cz/Cesky/4_Odivani/osmane.pdf
8. Турецкие штаны çakşır и şalvar, XVI в.: http://www.kitabhona.org.ua/forums/viewtopic.php?f=2&t=17
9. Atlı okçu giysileri: Şalvar yapımı: http://www.atli-okculuk.com/2011/05/atl-okcu-giysileri-salvar.html
10. Shalvar: https://picasaweb.google.com/107543580410466878847/Shalvar
11. Ottoman Costume Men's Patterns: http://www.kismeta.com/diGrasse/OttomanPatterns.htm
12. "İstanbul Topkapı Sarayı'ndan Osmanlı Sultanlarının Hazineleri" Sergisi: http://www.kulturvarliklari.gov.tr/TR,44380/istanbul-topkapi-sarayindan-osmanli-sultanlarinin-hazin-.html
Северный Кавказ
В этом случае, до наших дней не дошли собрания подобные коллекции Топкапы, поэтому единственным источником одежды XVI-XVII ст. являются раскопки склеповых могильников Северного Кавказа. Тут надо сразу оговорится, что данная, устоявшаяся в литературе, датировка не является однозначной. Это связано с тем, что захоронения в подобных могильниках могли проводится и позже — в XVIII-XIX вв. Однако с другой стороны, шелковая материя из которой пошиты предметы коллекции одежды Куфтина, извлеченные в начале XX ст из осетинских склепов, имеет аналогии с восточным шелковым текстилем конца XVI-XVII века. Поэтому, в рамках этого обзора условно принята "классическая" датировка северокавказских склепов и предметов в них найденных.
Согласно результатам раскопок, для пошива штанов использовали различные ткани: холст, шерстяные (тонкие в женских, и грубые в мужских комплексах) и шелковые ткани, преимущественно темных цветов, реже пестрые или полосатые. Однако, для местных жителей шелк далеко не всегда был доступен, поэтому в штанах он нередко комбинировался с более дешевым холстом из которого шили верхнюю, скрытую под одеждой, часть. Впрочем, могли комбинировать, к примеру, простой белый и крашеный холст.
Покрой большинства штанов довольно прост. Это прямые, согнутые пополам штанины с вшитой ромбовидной мотней. Верх штанов подшнт (иногда его шили из отдельного куска материи) и собран на вздержку, в виде шнура или тесьмы, низ мог собираться у щиколотки на обшлажок с завязками (Рис. 2-1, а). Иногда мотня могла и отсутствовать (Рис. 2-1, б). Б.Б. Абдулвахабова предполагает, что в данном случае имеет место возростная специфика: возможно, штаны без вставок носились молодыми людьми, а старшие по возрасту предпочитали более свободные в шагу. Помимо этого, ей отмечено и различия в цветах женских штанов в зависимости от возраста: для молодых были характерны красные штаны, для замужних – голубые, для девочек – белые.
Рис. 2-1. Образцы штанов из склеповых могильников Осетии, Ингушетии и Чечни [1,5].
Впрочем, как показывает исследование З.В. Доде коллекции женской осетинской одежды собранной Б.А. Куфтиным, разнообразие форм штанин и вставок могло быть довольно значительным (см. Рис. 2-2). Таким же разнообразием отличались используемые ткани. Так, двое из представленных на рисунке штанов полностью сшиты из шелка: монохромного (Рис. 2-2, в) и в красную, желтую и зеленую полоски (Рис. 2-2, а). В остальных случаях имеет место комбинация шелка с холстом.
Рис. 2-2. Предметы осетинской женской поясной одежды из коллекции Б.А. Куфтина (РЭМ) [3].
(а) — (№ 33470), (б) — (№ 33462), (в) — (№ 33485), (г) — (№ 33461), (д) — (№ 33469).
При раскопках в осетинских склепах, Тменовым отмечено, что некоторые погребенные были одеты сразу в несколько пар штанов. Правда не уточнено, была ли это исподня или дополнительные, одеваемые поверх нательных, зимние штаны. Последние могли быть как кожаными (овчинные), так и войлочными. Подобный образец был найден в башнеобразном склепе аула Коротх (горная Чечня) (Рис. 2-3). Он представлял собой укороченные (типа шортов) войлочные штаны, а по бокам на каждую штанину пришивались в виде воздушных петель застежки из кожаных ремешков для закрепления на них войлочных или суконных ноговиц.
Рис. 2-3. Короткие штаны из войлока (Чечня) [2].
Использованные источники
1. Абдулвахабова Б.Б. Традиционная мужская одежда вайнахов в ХVI-начале ХIХ вв. // Культура Чечни. Москва, 2002. С. 126-143.
2. Абдулвахабова Б.Б. Комплекс женской одежды из наземных склепов Чечни // Археология, Этнология, Фольклористика Кавказа. Тбилиси, 2010. С. 317-319.
3. Доде З.В. Коллекция осетинской женской одежды Б.А. Куфтина // Вестник истории, литературы и искусства. Т. II. Москва, 2006. С. 418–430.
4. Крупное Е.И. Средневековая Ингушетия. Москва, 1971.
5. Мамукаев Т.Б. К этнографии и антропологии Города мертвых // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Вып. 1. Т. XXXVI. Орджоникидзе, 1980. С. 92-110.
6. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв. Москва, 1989.
7. Тменов В.Х. Город мертвых (Позднесредневековые склеповые сооружения Тагаурии). Орджоникидзе, 1979.
Прокопенко Владимир (Velizariy)
Киев
06.01.2012