Равдоникас Т. Д. Одна из функций стеганой одежды народов Средней Азии
Равдоникас Т. Д. Одна из функций стеганой одежды народов Средней Азии // Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Сборник Музея Антропологии и этнографии. Л., 1978. Вып. 34.
В фондах МАЭ им. Петра Великого АН СССР среди прочих предметов одежды узбеков хранится рубашка мальчика из Кашкадарьинской области традиционного для Средней Азии покроя. Она прямая, с горизонтальным, несколько округленным вырезом ворота и прямыми длинными рукавами, слегка суженными к кисти. Сшита рубашка из пестрого ситца и простегана на подкладке с тонким слоем ваты (колл. № 6364—9 — из сборов К. Л. Задыхиной и Е. П. Николаичевой 1958 г, ). В каталоге музея рубашка записана под термином гуппи (рис. 1).
Термин гуппи, купи, купу, коппо был широко распространен на территории Средней Азии и обозначал стеганую одежду описанного кроя. К. И. Антипина в работе, посвященной вопросам материальной культуры южных киргизов, сообщает, что туникообразную рубаху с горизонтальным разрезом ворота еще в начале XX в. носили мальчики «до того, как им надевали распашные "джегде". В костюме духовенства рубаха с горизонтальной или слегка закругленной линией ворота, обшитой орнаментальной полосой, бытует и теперь под названием муллача. Носили ли рубаху с горизонтальным разрезом ворота взрослые мужчины, в народной памяти воспоминаний не сохранилось. Но наличие ее в детском костюме, который обычно повторял костюм старших, дает право предполагать, что и взрослые в прошлом носили рубаху этого вида».1
О. А. Сухарева пишет: «Слово гуппича — уменьшительная форма от гуппи (термин этот вместе с обозначаемым им видом одежды бытовал в Средней Азии еще в начале XX века). Гуппи — это стеганая рубаха обычного для Средней Азии туникообразного покроя; ее делали из простой бумажной ткани и надевали под халат люди, которым приходилось много бывать на холоде».2
К. Шаниязов в историко-этнографическом очерке, описывая мужскую одежду узбеков-карлуков, говорит о гуппи — ватной стеганой рубахе туникообразного покроя с горизонтальным разрезом ворота с полукруглым вырезом и длинными рукавами, которая «в прошлом носилась всеми карлуками мужского пола, а также детьми (независимо от пола). В настоящее время гуппи носят только чабаны и дети».3 Рубашка такого покроя, по его мнению, «характерна для многих народов Средней Азии и восходит к глубокой древности». В доказательство он приводит материалы из археологических раскопок в Чуйской долине, по которым «видно, что в VIII—IX вв.
------
1. Антипина К. И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962, с. 221.
2. Сухарева О. А. Уникальные образцы среднеазиатской одежды XVII в. — В кн.: Традиционная культура народов Передней и Средней Азии. Л., 1970, с. 105, примеч. 15. (Сб. МАЭ, т. XXVI).
3. Шаниязов К. Узбеки-карлуки. Ташкент, 1964, с. 108.
-175-
одежда тюрков, в том числе и карлуков, была из шерсти и кожи»,4 а также сведения Махмуда Кашгарского (XI в.), упоминавшего среди прочих предметов тюркского костюма ялмо, или гуппи, — стеганую на вате одежду в виде рубашки.5
С. И. Руденко, обследовавший в 20-х гг. XX в. казахские селения, расположенные по бассейнам рек Уила и Сагыза на основании палео-этнологических данных, также считал купы древнейшим типом одеяний тюрков (тюркоязычных народов), «культурным достоянием казахов и их предков в течение по меньшей мере двух тысячелетий».6
Таким образом, стеганая плечевая одежда гуппи вплоть до начала XX в. бытовала у различных групп узбеков, у киргизов, казахов и таджиков.
Роль, которую играла эта рубаха в прошлом, ее историю раскрывает анализ значений термина гуппи и его производных в различных тюркских языках.
По словарю Л. 3. Будагова, термин гуппи джагатайского происхождения и обозначает латы, кольчугу (кабэ). В турецком купэ -— серьга; в кондомском кубэ — кольцо и кэбэ — грубая шерстяная материя, из которой делают одеяла, и сами одеяла; в аджарском кобэ — палас, кошма; в киргизском коппо — шерстяной, ваточный кафтан.7
Следовательно, термин гуппи и его производные обозначали не только плечевую одежду определенного кроя и материал, из которого она в прошлом изготовлялась, но имели и другое значение: латы, кольчуга.
В джагатайском языке легко проследить преемственность термина: название стеганого папциря последовательно переходило вначале на пластинчатый доспех, затем на кольчужную броню. В других — эта преемственность утеряна, а термин сохранился в названии серьги (купэ) — первоначально круглой — в турецком и кольца (кубэ) — в кондомском. Оба термина связаны с кольчужной броней.
Исходя из этих определений гуппи, можно предположить, что стеганая плечевая одежда некогда служила военным доспехом. Действительно, в фольклоре одного из тюркоязычных народов (киргизов) сохранились вос-
------
4. Там же, с. 105.
5. Там же.
6. Руденко С. И. Очерк быта казаков бассейна рек Уила и Сагыза. — В кн.: Казаки. Антропологические очерки. Л., 1927, с. 18.
7. Будагов Л. 3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, т. II. CПб., 1871, с. 142 и 113.
-176-
поминания о боевой стеганой броне. К. К. Юдахин приводит два термина, бытовавших в средневековье у киргизов и обозначавших мягкое боевое одеяние. Один термин традиционный для Средней Азии — купу. В эпосе — это мягкое боевое одеяние синего цвета, непроницаемое для стрел.8 Второй термин для стеганой брони — ак или аголпок. «Исторически, — отмечает Юдахин, ак олпок или аголпок — род боевой верхней одежды с толстым слоем шерсти или ваты (заменявшей панцирь или надевавшейся на него)». В киргизском фольклоре говорится о белом (ак, аг) олпоке, который не может пробить пуля, а далее сетуется на то, что внешний и внутренний панцири (олпоки) разорваны пиками и стрелами.9
Следовательно, анализ производных термина гуппи у разных тюркоязычных народов, а также данные фольклора свидетельствуют о боевом значении стеганой рубахи, впоследствии ставшей мужской бытовой традиционной одеждой.
К. К. Юдахин сообщает о двух мягких (стеганых) доспехах (олпоках), надевавшихся одновременно один поверх другого,10 которые оказались «разорванными стрелами и пиками».11 А это говорит о том, что олпоки были сделаны из мягких материалов.12 И так как два доспеха защищали воина лучше, чем один, возникла традиция ношения одновременно двух панцирей, сохранившаяся и тогда, когда один из них был уже металлическим. Было, однако, время, когда и один стеганый доспех служил надежной броней и был в состоянии защитить воина от поражения стрелой или смягчить удар дубинки. Такой доспех, например, существовал на Руси еще в XVI в. Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московию во время правления Ивана Грозного, зарисовал его.13 Павел Саваитов на основании старинных архивных материалов составил его описание: «Тегиляй одежда вроде кафтана с короткими рукавами и высоким воротником, подбитого хлопчатоюо бумагой или пенькою и насквозь простеганного. . . Ратники, не имевшие средств делать дорогие доспехи, являлись на службу в тегиляях из толстого сукна и других недорогих тканей»14 (рис. 2).
Мы привели описание русского тегиляя как пример использования в виде брони одного стеганого кафтана. Однако тегиляй имеет другой крой и, следовательно, другое происхождение, чем гуппи, и, судя по названию, пришел с Востока, став ратной одеждой рядовых дружинников. Из всего сказанного можно сделать вывод, что стеганый доспех в прошлом не только существовал, но и был широко распространен среди различных народов, в средние века обитавших на территории Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы. Напомним также, что менее двух тысячелетий назад бытовали доспехи из еще менее подходящих (с современной точки зрения) для этого материалов; их плели из стеблей или волокон льна или конопли, делали из ткани, кожи, шкур, костяных пластинок, металла и пр. Тип оружия и панциря определялся, в конечном итоге, уровнем развития производительных сил, типом хозяйства, военной тактикой. (Мы оставляем в стороне вопрос о магической силе одежды).
Геродот описал оборонительное и наступательное вооружение воинов — представителей различных племен, входивших в состав армии Ксеркса.
------
8. Юдахин К. К. Киргизско-русский словарь. М., 1965, с. 469.
9. Там же, с. 566—567.
10. Там же, с. 567.
11. Там же.
12. Там же; Абрамзон С.М. Киргизы. Историко-этнографический очерк. Л., 1971, с. 134.
13. Гнедич П. П. История искусства, т. III. СПб., 1897, с. 58, рис. 60.
14. Саваитов П. Описание старинных утварей, одежд, орудия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. СПб., 1896, с. 144.
-177-
-178-
По его словам, «каспии были одеты в козьи шкуры и вооружены (своими) местными луками из камыша и персидскими мечами. . . Саранги же щеголяли пестро раскрашенными одеждами и сапогами до колен. Луки и копья у них были индийские. . . Пактии носили козьи шкуры, вооружены были местными луками и кинжалами... Ассирийцы в походе носили на голове медные шлемы. . . у них были щиты, копья и кинжалы. . . деревянные палицы с железными шишками и льняные панцири».15
По мнению Ксенофонта, халивы, мимо селений которых проходили греки, были самым мужественным из встреченных ими племен. «Халивы носили льняные панцири [доходившие] до живота. . . Они носили также поножи и шлемы, а у пояса нож вроде лаконского меча».16 «... Макроны (были,— Т. Р.) с плетеными щитами и копьями и в волосяных хитонах».17 Страбон при описании племен, обитавших в Закавказье, упоминает албан и имеретин, имевших одинакового типа кожаные панцири.18
Произведения торевтики того времени, надгробные статуи и рельефы, на фигурах которых воспроизведены панцири разных типов, как бы иллюстрируют приведенные описания. Так, изображение одежды, вытканной из волокон конопли,19 сохранилось на фигурах двух возниц серебряной вазы IV в. до н. э. (рис. 3), найденной в Болгарии вблизи г. Враца,20 а кожаного греческого панциря — на золотом гребне из кургана Солоха.21 Доспехи из сыромятной шкуры показаны на фигурах пленных воинов памятника, воздвигнутого в Добрудже в память о победах императора Траяна над восставшими против Рима варварами22 (II в. н. э.). На серебряной пластинке — аппликации первых веков н. э. — изображение фракийского всадника с копьем в руке в чешуйчатом панцире.23 Изображение чешуйчатых и кольчатых доспехов встречается также на фресках и надгробных рельефах северного Причерноморья в первые века н.э.24 Наконец, в погребениях родо-
------
15. Геродот, VII, 63, 67.
16. Ксенофонт, VII, § 15-16.
17. Там же, VII, § 3.
18. Страбон, VII, 4, § 4-5.
19. Геродот, IV, 74.
20. Данов X. Древна Тракия. София, 1969, табл. 115.
21. Манцевич Н. П. Золотой гребень из кургана Солоха. Л., 1962, таблицы; Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов. Прага—Л., 1966, табл. 147-150.
22. Flогеsсu F. В. Monumentul de la Adamklissi tropaeum Traiani. Bucuresti, 1959, fig. 177, metopa XLVI ect.
23. Цончева М. Художественото наследство на тракийските земи. София, 1971, табл. 104.
24. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись, т. II. Пгр., 1913, табл. LXXXIV.
-179-
племенной знати обитавших в Прикубанье племен находят остатки металлических панцирей разных типов.25
Так же давно возникла и стеганая одежда. Уже в глубокой древности научились люди закреплять мех, покрывая его стежками из жил животных; позже нитками из растительных материалов простегивали войлок, шерсть, кожу и пр. На Алтае в Пазырыкском кургане V в. до н. э. С. И. Руденко обнаружил одежду из простеганного меха. На Таманском полуострове с III в. до н. э., в Керчи с I в. н. э., в Добрудже со II в. н. э. на фигурах воинов появляются изображения стеганой рубахи, которая служила броней.
На стеле — полуфигуре воина III в. до н. э. — из Прикубанья показан стеганый доспех в виде плечевой одежды с горизонтальным вырезом ворота (рис. 5).26Передняя сторона его изображена изогнутой (оттопыривается), что отражало, очевидно, естественное состояние ворота (больших размеров), у которого не было ни вязок, ни застежек.27Поперек плеч и верхней части рукавов одежды проведены параллельные линии, показывающие, по всей видимости, линии стежков.
Костюм дополнен двойным поясом (широкий, а сверху узкий), овально-удлиненным плащом с большим грудным вырезом и оружием.
На памятнике II в. н. э. из Пантикапея встречается изображение стеганой плечевой одежды, ставшей уже ритуальной. На фигурах мальчиков-подростков надгробного рельефа, посвященного Аристиду и Пантонику, сыновья Апфа, и их матери Лаудике,28 воспроизведены прямые
------
25. Хазанов А. М. Очерки военного дела сарматов. М, 1973, рисунки.
26. Кобылина М. М. Скульптура Боспора. — Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1951, № 19, с. 183; табл. 8, 3;Сокольский Н. И. К вопросу о синдской скульптуре. — В кн.: Культура античного мира. М., 1966, рис. 1, 2, с. 145; Крушкол Ю. Древняя Синдика. М., 1971, рис. 27.
27. Туникообразные рубахи с длинными горизонтальным разрезом ворота с завязками еще в начале XX в. носили таджики верховьев Зеравшана (см. статью Р. Я. Рассудовой в настоящем сборнике).
28. Иванова А. Скульптура и живопись Боспора. Киев, 1961, рис. 85.
-180-
рубахи с прямыми длинными рукавами, покрытые строго параллельными линиями, вертикальными на стане, поперечными на рукавах, т. е. расположенными именно так, как традиционно располагаются линии стежков на среднеазиатской одежде. По краю подола рубах проходит кайма, напоминающая среднеазиатский джияк — обвязку или обшивку. Пояс на фигурах отсутствует, что могло быть связано как с юным возрастом изображенных, так и с этническими традициями. Ничтожное количество памятников, па фигурах которых имеется изображение стеганой одежды, говорит о том, что этот тип доспеха не был характерен для обитателей Боспорского царства и, следовательно, он не местный, а был привнесен извне представителями чуждого этноса, появившегося там в первых веках н. э. и, возможно, пришедшего в составе римских легионов.
Действительно, в Добрудже на колонне Траяна наряду с поверженными варварами изображены и римские легионеры, вербовавшиеся Римом часто из среды покоренных народов. На фигурах некоторых легионеров показан короткий прямой опоясанный кафтан, покрытый редкими, строго параллельными стежками, игравший, без сомнения, роль доспеха. 29
Таким образом, мы видим, что возникшая в седой древности стеганая рубаха длительное время служила доспехом у различных народов Европы и Азии. В тех местах, где была развита металлургия и появилась металлическая броня, стеганый доспех превратился в мягкий нижний панцирь, надевавшийся под металлическую броню, а с течением времени сделался обычным бытовым платьем. Там же, где металлургия отсутствовала и металлический панцирь был недоступен широким слоям населения, стеганый доспех сохранялся столетиями и дожил до нового времени.
------
29. Flогеsсu F. В. Monumentul de la Adamklissi..., fig. 174, metopa XLIII.
-181-