header photo

Главная - Костюм и ткани - Одежда и обувь

Майтдинова Г.М. Значение костюмного комплекса для исследования этногенеза (по археолого-этнографическим данным Средней Азии)

Майтдинова Г.М. Значение костюмного комплекса для исследования этногенеза (по археолого-этнографическим данным Средней Азии) // Древняя и средневековая культура Сурхандарьи. Сборник научных статей, посвященных археологическим исследованиям в Сурхандарьинской области Республики Узбекистан. Ташкент-2001. с. 81-90.

Традиционная одежда народов Средней Азии хранит в себе немало следов древних напластований и служит ключом к раскрытию их этногенеза, позволяет увидеть их исторические корни и межэтнические связи. При ретроспективном исследовании этногенетической проблематики важнее всего остановиться на традиционном этнографическом костюмном комплексе: верхняя одежда (типа халата-кафтана) и рубаха туникообразных покроев, штаны и головной убор-башлык, бытовавшие у многих евразийских народов в древности. Она несет в себе реликты архаической одежды, и является, тем самым, генетическим фондом, отражающим исторические судьбы.
Традиции классического этнографического костюмного комплекса прослеживаются в одежде из погребения в памятнике "Курган" (в Старом Термезе), вскрытом в 1974-75 гг. и доисследованном в 1980 г. отрядом Сурхандарьинского областного краеведческого музея под руководством В.А. Козловского. В 1983-1984 гг. автором этих строк под руководством сотрудника ВНИИР А.К. Елкиной исследованы и реставрированы ткани и одежда, извлеченные из "Кургана". В 1988 г. было исследовано еще одно детское захоронение в одежде. Среди найденных в "Кургане" образцов древнейших изделий имеются четыре рубахи, три пары штанов, чулок, фрагменты обуви, два куска полотна, части нагрудников из орнаментированных путем перевязки красных и голубых тканей, фрагменты одежды, крашенные в красные, зеленые, голубые цвета, украшения и монеты. [Среди монет, определенных Е.В. Зеймалем, есть термезские локального чекана, эфталитская, драхма сасанидского царя Пероза (457/459-484). По нумизматическим данным, термезские находки датируются не ранее конца V в.].
Вся одежда из "Кургана" сшита из хлопчатобумажных тканей, декоративные ленточки шелковые. В процессе реставрации из сохранившихся остатков одежды удалось собрать и реконструировать две большие, две детские рубахи, трое штанов.
Рубаха 1. Сшита из неокрашенной ткани. Покрой туникообразный -одна полоса ткани, перегнутая пополам, образовывала стан рубахи; на уровне плеча пришиты рукава. Длина рубахи 102 см, ширина плеч 62 см, подола 98 см, длина рукава 58 см, ширина рукава у плеча 32 см, у запястья - 12 см, ширина ворота 13 см, глубина выреза горловины 8 см, высота стоячего воротника 2 см. На левом плече дополнительный разрез. Здесь ткань

-81-


сдублирована шириной в 11 см вдвое, видимо, место застежки. Сбоку рубахи, с двух сторон, вставлены клинья высотой 52 см, на которых разрезы длиной 32 см, обшитые тканью в 2 см; угол разреза плотно обверложен толстыми нитками. Подол и рукава обшиты тканью шириной 2 см. Перед рубахи усыпан беспорядочно расположенными мелкими дырочками (оттянутые нити), видимо, следы некогда украшавших нашивок.
Рубаха 2. Сохранилась хуже. Покрой туникообразный - через плечи перекинуто цельное полотнище шириной 118 см. Рукава собраны из различных кусков рубашечной ткани. От уровня груди, под мышками имеются вставки общей шириной переда 138 см. Ширина рукава у плеч -48 см. Вставка-клин на рукаве соединена с основой рубахи на уровне 54 см от плеч. Клинья на обеих рукавах соединяются с полотнищем стана на разных уровнях, возможно, выполняя роль вытачек на уровне груди. Ворот косой. Глубина выреза горловины 8 см, ширина ворота 18 см, высота стоячего воротника 2 см, слева ворот имеет запах глубиной 25 см, который зашит на высоту 10 см, ширина запаха - 5,5 см. Ткань запаха сдублирована вдвое. Косой ворот был обработан длинной полосой ткани другого вида, служившей застежкой и украшением. Эта лента перекидывалась через плечо и пристегивалась за две петельки, находящиеся сзади, на уровне 6 см вниз от ворота. Расстояние между ними 7 см. Они представляют собой два обметанных шнурочка, пришитых параллельно друг другу и плотно прилегающих к ткани. От обшивки ворота сохранились на рубахе следы шва, остатки шелковой ткани красного, зеленого, желтого цветов, на передней части рубахи заметны следы случайно разбросанных проколов - раздвижек на ткани, как от тупой толстой иглы. Эти следы встречаются в виде полосы на груди от ворота вниз, шириной 30 см, длиной 70 см.
Детская рубаха 1. Туникообразного кроя из неокрашенного полотна. Длина 70 см, ширина плеч 56 см, ширина подола 80 см, сбоку вставлены клинья высотой 27 см, шириной 12 см. Длина рукавов 26,5 см, ширина у плеч 21,5 см, ширина у запястья 11,5 см. На месте ворота ткань просто разрезана на ширину 13 см и глубину 4,5 см. Ни ворот, ни рукава, ни подол не обшиты и не подвернуты. Видны проколы-раздвижки нитей, неравномерно разбросанные по полотну. Уловить какой-либо ритм в этих проколах не удается. Можно приблизительно обозначить границы , размещения отверстий: сначала идет сверху широкая полоса, затем она резко сужается и спускается до самого низа рубахи ровной полосой. На рукавах, ближе к плечам, имеются единичные отверстия.
Детская рубаха 2. Сшита из светлой ткани. Покрой туникообразный. Длина рубахи 58 см, ширина плеч 60 см, ширина подола 85 см, длина рукава 28 см, ширина рукавов у плеч 25 см, ширина ворота 18 см, глубина выреза горловины 7 см. Вырез обшит полоской светлой ткани шириной 1 см, конец обшивочной ткани у правового плеча сзади обмотан нитками на ширину 1,2 см. Конец обшивки расширяется на 0,5 см и выступает из обмотки на 1 см. Обшивка образует стоячий воротник. На правом плече разрез. Заднее

-82-



Рис.1.
Одежда из Кургана в Старом Термезе.

-83-


полотнище у разреза подшито на 2 см кромкой полотняной ткани, а переднее полотнище у плеча сдублировано вдвое шириной на 6 см. На расстоянии 1,8 см от основания правого рукава на плечевой разрез пришита полоска ткани шириной 2,5 см, сохранившейся длиной 15 см. Этот клапан прикрывал витую петельку, расположенную в 6 см от основания рукава и на 2 см ниже плечевого сгиба. Петелька пришита к шву дублировочной ткани и имела высоту 1 см, ширину 1,5 см. Видимо, "отросток" обшивки ворота закреплялся этой петелькой к одежде. Перед рубахи украшал нагрудник из орнаментированной (орнамент получен путем перевязки) голубой в белый кружочек ткани. Ткань декора заходила за разрез на правом плече и, видимо, была съемной. По мере надобности пришивалась. К ней были пришиты две светлые шелковые ленточки. Первая сохранилась на ширину 3 см и длину 9-10 см, вторая - на ширину 4 см и длину 7 см. Первая лента лежала на расстоянии 22 см от подола, а вторая - на 10 см выше первой, т.е. лента могла быть приблизительно 36-40 см. Декоративная ткань лежала большей частью на расстоянии 33 см от подола (хотя мелкие кусочки найдены у подола сбоку, на плечевом разрезе, в области груди). Возможно, она имела высоту 25 см. Нагрудник частично сдублирован на белое полотно, отличающееся от основной рубашечной ткани по фактуре. Края нагрудника кое-где обшиты белыми нитками. Под мышками сохранились остатки вставных клиньев: в правом рукаве основание клина 5,5 см, высота сохранилась на 8 см, а в левом рукаве две вставки - высотой 1,5 и 2 см, и сохранившимися сторонами 4 см, 2,5, 3 см. Внизу рукава подогнуты на 1 см и подшиты. По бокам к стану пришиты по два клина со сторонами 21 см и основаниями 7 и 5,5 см. Высота клиньев от подола рубахи 22 см. Клинья образуют талию для опояски. Подол рубахи подрублен на 1,5 см и аккуратно подшит. Рубаха была одета с напуском на штаны и опускалась до середины бедер.
Штаны 1. Найдены в комплексе со второй детской рубахой. Сшиты из неокрашенной ткани. Длина 7 см, ширина на уровне талии 68 см, ширина штанины 33 см, длина штанины до мотни 46 см. Мотня спереди состоит из двух частей: первая вставка треугольная из двух клиньев с средней высотой 18 см, основанием 10 см и длиной боковой части 20-19 см (клинья пришиты швом наружу); вторая часть - четырехугольная, с основанием 30 см, высотой 6 см и со сторонами 10 см (конструктивные швы заделаны вовнутрь). Мотня сзади из двух прямоугольников (со сторонами 10 и 25 см и основанием 30 см и двух боковых треугольных вставок со сторонами 22 и 38 см. Они соединены швом вовнутрь). Верх штанов подшит на 2,5 см швом вовнутрь, а низ обработан.
Штаны 2. Видимо, были в комплексе с детской рубахой 1. Сшиты из неокрашенного полотна. Длина 85 см, ширина на уровне талии 54 см, ширина штанины 27 см. На расстоянии 30 см от уровня талии вставлена четырехугольная мотня со стороной 26 см. Длина штанины до мотни 30 см. Сбоку, на бедре, двухсторонние разрезы длиной 24,5 см. Видимо, заднее

-84-


полотнище штанов прикрывалось передним и на талии перетягивалось шнурком или пояском. Края штанов и разрезы не подшиты.
Штаны 3. Сохранились не полностью. Неизвестна длина. Сшиты из неокрашенной ткани. Покрой аналогичен набедренной одежде 2. Ширина штанов на талии 60 см. Ширина штанины 30 см. На расстоянии 38 см от талии вшита прямоугольная мотня шириной 21 см. Длина боковых разрезов 38 см. Разрез подвернут на 2 см и подшит. Штаны в верху разреза сужаются на 0,5 см, по талии обшиты тканью.
Таким образом, характер рассмотренных видов одежды традиционен. Туникообразные рубахи, расширяющиеся книзу за счет клиньев, и штаны из двух прямых полотнищ со вставкой-мотней для шага. Отличие рубах в оформлении ворота и боковой вставки в зависимости от размера рубахи и возраста ее обладателя (детские рубахи доходят до середины бедер и не имеют боковых разрезов).
Варьируются размеры рубах: в одном случае (рубаха 1) с вставкой бокового клина к стану примерно от уровня талии, а в другом (большая, женская рубаха) - к прямому стану, под рукавами, пришивается боковина, расширяющаяся к подолу. Во всех случаях рукава не имеют вырезной проймы, сужаются к запястью. В зависимости от размера рубахи ширина рукава вверху варьируется от 21,5 до 48 см, но ширина у запястья и на детской, и на взрослой рубахах примерно одинакова - 11,5 - 12 см.
В покрое рубахи и штанов также отразился единый принцип кроя -максимальная экономия ткани, косые клинья выкраиваются из прямоугольного куска, разрезанного по диагонали. В женской (и во второй детской) рубахе для экономии ткани участки под рукавами собраны из мелких кусочков. Потому, видимо, и вставки для шага в штанах собраны из нескольких кусочков. Этот же принцип соблюден на покрое штанов, найденных в хуннских погребениях, в ноинулинских курганах (Сев. Монголия), которые датируются рубежом новой эры (Руденко, 1962, с. 39-40). Термезские штаны сходны по крою с ноинулинскими. Одни штаны из Ноин-улы изготовлены из шерстяной ткани, клин и набедренная часть кое-где сшиты из треугольных кусочков ткани. В отличие от термезской, ноинулинская набедренная одежда по низу присборена и обшита полоской ткани.
Рубаха, сходная с термезскими по крою, обнаружена и при раскопках гуннского могильника (долина Таласа, Киргизия), датируемого рубежом новой эры (Бернштам, 1940, табл. XXXI). Она туникообразного покроя, боковые вставки с клиньями, воротник-стойка и сужающиеся к запястьям рукава.
В комплексе гуннского костюма из могильников, как показали исследования, наряду с одеждой, аналогичной термезской, встречаются халаты и островерхие головные уборы, характерные также и для костюма согдийцев и бактрийцев рубежа новой эры (Майтдинова, 1987, с. 114-132). Подобная одежда согдийцев была характерна и для парфян (Шлюмберже, 1985, илл. 47, 92, 95, 96, 119, 120). Халат, схожий со среднеазиатским и ноинулинским, обнаружен в погребении 1 в. до н.э. в

-85-



Рис.2.
Бактрийско-тохаристанский костюм.

-86-


уезде Миньфэн (Синьцзян) (Мэн Чи, 1975, №7). Судя по исследованиям Н.В. Дьяконовой - хотанской одежды II—III вв. (Дьяконова, 1980, с. 180-181), термезская одежда идентична восточно-туркестанской.
Аналоги термезской одежде мы встречаем и в современной национальной одежде многих центральноазиатских народов, народов Восточной Европы. Подобного кроя рубахи и набедренные одежды встречаются в мужской и женской одежде каракалпаков (Каракалпаки, 1962, т. 1, с. 477, 479), казахов (Захарова, 1964, с. 37), таджиков, туркменов, киргизов, таджиков Афганистана и персов Ирана, в традиционной одежде уйгуров и таджиков Синьцзяна (Люшкевич, 1978, с. 126), у народов Поволжья (Гаген-Торн, 1960). Однако внутри каждого ареала наблюдаются существенные различия в форме одежды.
Ретроспективный анализ одежды среднеазиатских народов, сходной с термезской находкой, позволяет проследить ее непрерывное развитие на протяжении всех исторических периодов. Судя по изображениям на миниатюрах, и в XII—IX вв. рубахи туникообразного кроя с прямым воротом сохраняются в комплексе одежды народов Ближнего и Среднего Востока (Горелик, 1972, с. 37-49). Эти одежды нашли отражение в раннесредневековом изобразительном искусстве Тохаристана и Согда. Она бытовала у всех народов, входивших в состав кушанской империи (Елкина, Майтдинова, 1986, с. 59-60). Менялись лишь ткани и декор. Крой оставался единым.
По мнению Е.Е. Кузьминой (по результатам реконструкции погребального костюма), подобный костюмный комплекс сформировался во второй половине II тыс. до н.э. в среде носителей андроновской культуры. Варианты этой этно-культурной общности распространились от Волги до Сибири и юга Средней Азии (Кузьмина, 1977, с. 83-84). На протяжении тысячелетий на этих территориях бытовала сходного кроя одежда, удобная для верховой езды, приспособленная к подвижному быту и климатическим условиям. Сохранение общности костюмного комплекса у народов региона в течение многих веков не может не подтверждать их единые генетические корни.
Наиболее раннее изображение одежд, сходных термезскому, запечатлено на рельефах Персеполя (V в. до н.э.) в изображении дрангианцев, арахозцев, парфян, индийцев, саков, бактрийцев. Для них характерны глухие рубахи и пояса с "узлом Геракла". Отличались головные уборы, способ ношения набедренной одежды и обувь. Штаны преобладали широкие и очень широкие, особенно у бактрийцев (Горелик, 1985, с. 39). Не касаясь вопроса этнического родства этих народов (это не входит в нашу задачу), подробно остановимся на Бактрийском комплексе. Бактрийский костюм состоял из головной повязки, туникообразной рубахи с длинными, сужающимися к запястью рукавами и чуть удлиненным боковым подолом, широких штанов, заправленных в высокие сапоги (складки штанов горизонтально драпируются на коленях). Этот костюм и был внешним этническим признаком бактрийца в ту эпоху. Одежда была характерна, как указывали выше, для населения Бактрии начала нашей эры. Наиболее детально этот

-87-


костюмный комплекс запечатлен в живописи Дильберджина (Сев. Афганистан) в V-VI вв (Кругликова, 1979, с. 132).
Персонажи дильберджинскои живописи одеты в те же широкие штаны, драпирующиеся на коленях, заправленные в сапоги, туникообразные рубахи с зауженными у запястья рукавами. Иногда набедренную одежду носили навыпуск, штанины спускаются до щиколоток. Головные повязки украшены лотосовидными цветами.
Комплекс одежды полностью повторяет древнебактрийский. Отличаются рубахи боковыми, чуть скошенными вниз разрезами и декором: ворот, рукава у запястья, подол и боковые разрезы обшиты красочной тканью. Обшивался и низ набедренной одежды. Костюмы по покрою аналогичны термезским. В археологической одежде 1 лишь отсутствует декорировка цветными тканями. Это связано, видимо, с социальным положением носителей одежды: на дильберджинскои живописи изображена знать, а термезская принадлежала рядовым горожанам. Наряду с рубахами, "дильберджинцы" носили кафтаны с правосторонними отворотами. Одевали, видимо, их поверх рубах. Подобная одежда запечатлена на монете с изображением правителя с бактрийской надписью "Правитель хионов"(Ртвеладзе, 1987, с. 138-139). Кроме того, на эфталитских монетах имеются и костюмы правителя и характерные головные повязки (?) с лотосовидными цветами по бокам (Gobi, 1967, р. 88-91). Следовательно, дильберджинские и термезские костюмы принадлежали хионитам-эфталитам. Но в хионитско-эфталитской одежде отразились древнебактрийские традиции, имеющие автохтонные истоки. Обладатели одежды - хиониты-эфталиты были, вероятно, народностью, издавна проживающей в Бактрии-Тохаристане. Эти выводы перекликаются с выводами исследователя Северной Бактрии Э.В. Ртвеладзе. На основе анализа погребального обряда, материальной культуры, антропологического типа эфталитов он пришел к выводу о тесной связи народов Сев. Бактрии как в этническом, так и культурном отношении еще с эпохи бронзы (Ртвеладзе, Сагдуллаев, 1986, с. 93-94). Китайские источники сообщают, что язык совершенно отличен от жужаньского, гаогюйского и тюркского (Трофимова, 1968, с. 188).
Палеоантропологический материал из термезского "Кургана" подтверждает вышеизложенные выводы. Исследования показывают, что захоронение совершило городское население Старого Термеза. Антропологические признаки соответствуют скотоводческому населению юга Средней Азии рубежа нашей эры. По основным расово-диагностическим признакам серия черепов из Старого Термеза европеоидная. В мужской группе превалируют черты, переходные от восточносредиземноморского к типу Среднеазиатского Двуречья. Женская группа характеризуется восточносредиземноморским типом.
У населения Старого Термеза бытовал обычай искусственного деформирования головы. Судя по материалам, чаще (71,5%) он практиковался среди мужской части населения, реже (11,2%) у женской.

-88-


На черепах женщин отмечено в двух случаях иной типа деформации -затылочная. Обычай лобно-затылочной и затылочной деформации головы был широко распространен у скотоводческого населения Северной Бактрии и части городского и земледельческого. Жители городов и оазисов практиковали иной тип деформации головы - кольцевой (Ходжайов, 1980, с. 138, 146-147, 152). Лобно-затылочная и затылочно-теменная преднамеренная деформация распространилась среди кочевого населения Средней Азии в последних веках до нашей эры. Наиболее ярко они были выражены у скотоводов Вахшской и Бишкентской долины. Чуть позже подобная деформация появилась у населения отдельных городских центров и земледельческих оазисов Северной Бактрии. Возможно, она характерна для скотоводческого населения Средней Азии и распространение ее у горожан и земледельцев Северной Бактрии указывает на внедрение в их среду местного скотоводческого населения (Ходжайов, 1980, с. 165).
Кстати, лобно-затылочная деформация черепа представлена и в Кенкольском могильнике (Трофимова, 1968, с. 188), где обнаружена сходная термезской рубаха. Исследование современного населения юго-востока Средней Азии и сопоставление результатов с антропологическими данными раннего средневековья и античности свидетельствуют об их генетической связи. Они принадлежали к южнотаджикскому и северотаджикскому варианту расы Среднеазиатского Двуречья, которая распространилась в Ферганской и Зарафшанской долинах, Хорезмском оазисе, Южной Туркмении и Южном Узбекистане.
Потому в ареале распространения расы Среднеазиатского Двуречья, видимо, и был распространен сходный термезскому костюмный комплекс, с его характерным декором, так как в этнографической одежде этого региона хорошо прослеживаются почти все его архаические традиции.

Литература

Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962, с. 22.
Бернштам А.Н. Кенкольский могильник. Л., 1940, табл XXXI.
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Часть II М.-Л., 1950, с. 268.
Васильева Г.П. Туркмены - нохурли. - В сб. Среднеазиатский этнографический сборник. М., 1954, с. 157, рис. 16; с. 160, рис. 18.
Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). Чебоксары, 1960.
Горелик М.В. Ближневосточная миниатюра XII—XIII вв. как этнографический источник /Опыт изучения мужского костюма/. СЭ, 1972, ; 2, с. 37-49; Его же. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах XV-XIX вв. В сб. Костюм народов Средней Азии. М., 1979, с. 49-69.
Горелкин М.В. К этнической идентификации персонажей, изображенных на предметах Амударьинского клада. В сб. Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985, с. 39.

-89-


Globle R. Dokumente zur geschichte der iranisehen hunnen in Baklrien und Jndien. Bd. Ill Wisbaden, 1967, Jofel 88-91.
Дьяконова Н.В. К истории одежды в Восточном Туркестане II—VII вв.
Елкина А.К., Майтдинова Г.М., Козловский В.А. Одежда V века из Старого Термеза. В сб. "Кара-тепе", вып. 6; Майтдинова Г.М. К истории одежды населения Средней Азии. ОНУ, 1986, № 10, с. 59-60, рис. 1.
Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда. XIX - начало XX века Алма-Ата, 1964, с. 37, рис. 2; с. 42, с. 82, рис. 16.
Каракалпаки. В кн.: Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1962, т. 1, с. 477,479.
Costumes of the Minorify peoples of China 1980, page 202, 204.
Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Африсиаба. M., 1977, с. 83-84.
Кругликова И. Т. Настенные росписи Дильберджина. В кн.: Древняя Бактрия. М., 1979, с. 122, рис. 2; с. 132, рис. 19.
Люшкевич Ф.Д. Одежда таджикского населения Бухарского оазиса в первой половине XX в. - В кн. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Ленинград, 1978, с. 126.
Люшкевич. Ф.Д. Указ. соч., с. 126.
Майтдинова Г.М. Отражение в женских костюмах Тохаристана и Согда культурных взаимосвязей раннего средневековья. - ИМКУ, вып. 21. Ташкент, 1987, с. 114-132.
Мэн Чи. Цун Синьцзян лиши вэньу кань ханъдай цзай сиюй ды чжэнчжи цоши хэ цзинцзи цзеньшэ (Политические мероприятия и экономическое строительство в Западном крае в эпоху Хань, по данным памятников материальной культуры Синьцзяна), - Вэньу. 1975, № 7, табл. 1.
Руденко СИ. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.-Л., 1962, с. 39-40, рис. 32, 33.
Руденко СИ. Указ. соч., стр. 43, рис. 36;.с. 42.
Ртвеладзе Э. В. Древние монеты Средней Азии. Ташкент, 1987, с. 138-139, №41.
Ртвеладзе Э.В., Сагдуллаев. Памятники минувших веков. Ташкент, 1986, с. 93-94.
Таджики. - В кн.: Народы Средней Азии. с. 600, цв. вклейка; Широкова З.А. Традиционная и современная одежда женщины горного Таджикистана, Душанбе, 1976, стр. 21, рис. 1; с. 39, рис. 10; с. 67, рис. 12; Андреев М.С. Таджики долины Хуф. 1958, с.399, рис. 83; с. 409.
Трофимова Т.А. Изображения эфталитских правителей на монетах и обычай искусственной деформации черепа у населения Средней Азии в древности. М., 1968, с. 188.
Ходжайов Т.К. К палеоантропологии древнего Узбекистана. Ташкент, 1980, с. 138, 146-147, 152.
Ходжайов Т.К. Указ. соч. с. 165.
Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М., 1985. Илл. 47, 92, 95, 96,119,120.

-90-