Краткая история застёжек-крючков на Востоке (часть I)
Прокопенко Владимир (Velizariy)
Вступление
Исследование истории развития застёжек-крючков на данный момент похоже на огромную мозаику в которой, к сожалению, количество доступных кусочков значительно уступает количеству белых пятен. Причин возникновения этих прорех множество: малый интерес к этой теме исследователей, ошибочные атрибутирования, ограниченность археологических исследований отдельных регионов и периодов, а также многое другое. Учитывая наличие таких значительных пробелов, автор не ставит перед собой задачу полномасштабного исследования темы с выделением цепочек эволюции и регионов распространения отдельных типов застёжек. А это весьма непростая задача, требующая как вычитки значительного количества литературы, так и пристального анализа опубликованных и неопубликованных (коих значительно больше) археологических артефактов. Цель же данного обзора — первичный анализ темы, нахождение ключевых точек, первое знакомство с конструкций и вариаций форм, грубая оценка массовости, социальной градации и регионов распространения. Структурно обзор состоит из двух частей, первую из которых вы сейчас читаете, разделённых по географическому признаку. Здесь будут рассмотрена истории развития застёжек-крючков на территориях Китая, Монголии и Восточной Сибири, Центральной Азии. А внутри разделов деление будет проходить согласно конструктивным особенностям застёжек.
Со второй частью обзора можно ознакомится тут.
Список изменений материала
9.08.2014
Изменены Рис. 1-7, 2-2, 3-12.
19.04.2014
Дополнены все разделы и добавлены новые источники. Изменены Рис. 1-1, 1-2, 1-5, 1-12, 2-2, 2-5, 3-10, 3-11, 3-12.
30.03.2013
Обновлён 2 и 3 раздел.
18.03.2013
Публикация материала.
Китай
Горизонтальный крючок-накладка
История развития застёжек-крючков в Китае насчитывает далеко не одно тысячелетие, так-же как и научные исследования темы ведутся уже не одно десятилетие. Однако несмотря на это, белых пятен все равно много, поскольку значительная часть работ оказалась разделена между античными бронзовыми крючками и нефритовыми застёжками. На данном этапе работы я не буду приводить ссылки на китайские работы (что связано со сложностями поиска и перевода последних), а ограничусь популярными заметками из китайского сегмента сети, которые относительно легко можно перевести и использовать в процессе написания обзора [1-5, 20, 21-23].
Китайские поясные крючки прошли долгий путь развития и эволюции. Китайские учёные предполагают что ранние их образцы появились ещё 4000 лет назад, а свою привычную форму они обрели в начале периода Весны и Осени (722 — 481 гг. до н. э.), однако расцвет их развития пришёлся на последующие эпохи Сражающихся Царств и Хань. Крючок условно состоял из двух частей: собственно крючка, цеплявшегося за отверстия в поясе и тела застёжки (щитка) с грибовидным штырьком на обратной стороне, при помощи которого он фиксировался на другой стороне пояса (Рис. 1-1). Надо также отметить, что форма штырька-крепежа могла меняться, однако принцип крепежа на ремне оставался неизменным весьма долгое время.
Рис. 1-1. Схема устройства и крепежа застёжки-крючка:
(а) — [6]; (б) — [23].
В качестве материалов для изготовления таких крючков широко использовали золото, серебро, бронзу и нефрит. Последние два материала наиболее широко. Поверхность крючков часто богато украшалась. Это могла быть и изящная отливка в виде сложного узора, изображений животных, людей и целых сцен. Нередко узоры создавались по методике тауширования (вколачивание в прорезанные канавки проволоки различных металлов), а также украшались различными минералами.
В период Сражающихся Царств эти застёжки получили мощнейший импульс развития и как результат, до наших дней дошло множество великолепных образцов античного китайского искусства поражающих современников своей красотой и изяществом. Некоторые примеры, которые дадут представление о разнообразии внешнего вида таких крючков, представлены на рисунках (Рис. 1-2 - 1-4)
Рис. 1-2. Пример разнообразия форм китайских античных застёжек-крючков [23].
Рис. 1-3. Пример разнообразия форм китайских античных застёжек-крючков [8].
Рис. 1-4. Примеры застёжек-крючков с территории северного и северо-восточного Китая [9, 21]:
(а) — 5-4 в. до н.э (№ 2002.201.198); (б) — 4-3 в. до н.э (№ 2002.201.164); (в) — 5 в. до н.э (№ 2002.201.47); (г) — 3-1 в. до н.э (№ 2002.201.168); (д) — 3-1 в. до н.э (№ 2002.201.165); (е) — 3-2 в. до н.э (№ 2002.201.167).
Как было отмечено ранее, двумя наиболее распространёнными материалами для изготовления была бронза и нефрит. Оба материала широко использовались на протяжении всего времени бытования таких застёжек, однако у каждого из них были свои периоды наибольшей популярности. В период Сражающихся Царств и династии Хань это была бронза. Об этом можно судить по общему массиву находок, который весьма значителен. И хотя большинство из представленных в данном обзоре предметов являлись собственностью людей со значительным социальным статусом, на что указывает богатый и сложный декор, есть множество крючков сделанных в простом исполнении. Пока ещё сложно говорить насколько они были распространены среди простого населения, и были ли они маркерами социального положения владельца. Однако один любопытный факт позволяет говорить о широком их использовании. Как известно терракотовые солдаты из мавзолея первого китайского императора Цинь Ши-хуан-ди (г.ж. 259—210 гг. до н. э.) достаточно точно и детально отображают внешний вид солдат той эпохи. А мастера их изготавливавшие изобразили достаточно много индивидуальных деталей, в числе которых оказались и пояса с застёжками-крючками, которые массово отмечены как на фигурах солдат, так и на фигурах слуг (Рис. 1-5).
Рис. 1-5.Пояса с застежками-крючками на солдатах терракотовой армии первого китайского императора Цинь Ши-хуан-ди:
(а) — фотографии [5, 10]; (б) — прорисовки [21].
В III-IV в. усилился натиск северных кочевых народов, что привело не только к возникновению новых династий, но и к значительными изменениями в китайском костюме. Одним из нововведений той эпохи стала привычная нам рамочная пряжка, которая также прошла через целый ряд изменений, прежде чем принять привычный нам вид. В это неспокойное время довольно сложно отследить судьбу застёжек-крючков, однако очевидно что их популярность постепенно уменьшалась. В то-же время, на передний план вышли нефритовые застёжки. Как показывают археологические исследования они известны, так-же как и бронзовые, с эпохи Весны и Осени, однако вероятно с эпохи династии Сун (960 — 1279 гг.) начался их «ренессанс», который непрерывно продолжался до династии Цин (1616 — 1912 гг.). Вероятно, они сохранились и получили новый толчок в развитии благодаря высокому социальному статусу их владельцев. А те изменения которые происходили с ними на этом пути можно наглядно увидеть на примерах с рисунка (Рис. 1-6) и (Рис. 1-7).
Рис. 1-6. Нефритовые застёжки-крючки [4]:
(а) — эпоха Сражающихся царств; (б) — династия Хань; (в) — династия Юань; (г) — династия Мин; (д) — династия Цин.
Надо отметить, что с ростом размера зацепа крючка уже сложно было реализовать зацеп непосредственно в отверстия на противоположной стороне ремня. Миниатюра эпохи династии Юань (Рис. 1-7, в) и крючок эпохи династии Сун (Рис. 1-7, г) показывают решение этой проблемы. Так, такие крючки цеплялись за кольцо, которым оканчивался пояс с другой стороны, а не за отверстия в ремне. Тут-же (Рис. 1-7, а,б) представлены и другие юаньские крючки, на которых любопытно отметить отличия в креплении на поясе. Так в отличие от классического грибовидного штырька тут используется петелька с рамкой через которую проходит ремень (Рис. 1-7, а).
Рис. 1-7. (а), (б) — Нефритовые застёжки-крючки эпохи династии Юань [1, 9]; (в) — миниатюра эпохи династии Юань [1]; (г) — крючок-застёжка эпохи династии Сун [26].
Как было отмечено ранее, благодаря высокому социальному статусу владельцев исследователи получили возможность исследовать историю развития нефритовых застёжек на всем протяжении времени их использования. Однако для их металлических аналогов обстоятельства сложились не столь удачно. По сути, нам ничего не известно об их бытовании в средневековом Китае, и лишь материалы Нового Времени позволяют говорить об использовании горизонтальных крючков в роли застёжек поясов саадачных комплектов, см. рисунки (Рис. 1-8) и (Рис. 1-9). Впрочем доподлинно неизвестно, являлись ли эти крючки генетическими потомками античных образцов рассмотренных выше, либо они были заимствованы в этом виде у соседних кочевых народов.
Рис. 1-8. Императорские саадачные комплекты эпохи династии Цин [11].
Рис. 1-9. Китайский колчан с поясом из собрания музея Войска Польского в Варшаве [12].
Парный горизонтальный крючок
Начиная с династии Юань, в обиход входит ещё один вид горизонтальных застёжек-крючков. Их отличие, от рассмотренных выше образцов, заключается в том что застёжка состояла из парных элементов: накладки с крючком и накладки с петлей за которую цепляется крючок (Рис. 1-10). Пластины накладок зачастую богато украшались, а крепёж к поясу мог быть осуществлён как при помощи грибовидного штырька (Рис. 1-10, б), так и при помощи петель (Рис. 1-11).
Рис. 1-10. Нефритовые пряжки:
(а) — династия Юань [13]; (б) — династия Мин [5]; (в) — династия Цин [14].
Рис. 1-11. Пряжка эпохи династии Цин [15].
Застёжка с крючком-замком
Особенностью данного варианта застёжек является принцип застегивания, от которого они получили как специфическую форму элементов, так и название (данное удачное название было использовано Гореликом М.В. в работе [24]). Эта парная застёжка, однако ее элементы значительно отличаются друг от друга. Так, один из них (замок) выполнен в виде диска с прорезью, размер которой достаточен для того чтобы в него под углом входил второй элемент (ключ), представляющий собой короткий штырек с выступающей пуговицей. При выпрямлении, пуговица фиксируется и уже не может выскользнуть со своего места даже при горизонтальном изгибе. Примеры таких застёжек изображены на рисунках (Рис. 1-12 и 1-13) и дают достаточное представление как о деталях конструкции, так и о разнообразии форм, размеров, методов крепежа и материалов для изготовления последних. А в целом, идея реализованная в этой застёжке весьма близка к принципу застегивания обычной плоской пуговицы.
Рис. 1-12. Застёжки эпохи династии Ляо и Цзинь:
(а), (б) — предположительно эпоха династии Ляо (?) [16, 17]; (в) — Красноярское городище (чжурчжэни, кон. XII — нач. XIII в.) [24]; (г) — Шайгинское городище (чжурчжэни, кон. XII — нач. XIII в.) [24, 25].
История их развития всё ещё довольно туманна и в ней немало белых пятен. Так, на (Рис. 1-12, а, б) изображены застёжки найденные частными поисковиками и атрибутированные ими как относящиеся к эпохе династии Ляо (907 — 1125 гг.). В научной литературе первые упоминания о таких застежках связано с памятниками чжурчжэней (кон. XII — нач. XIII в.) (Рис. 1-12, в, г). Стоит отметить, что приведенные застёжки имеют широкие рамки для крепежа, что в наводит на мысль об их использовании в виде поясной пряжки. Основной же массив находок застёжек-замков связан с исследованием артефактов эпохи династии Мин (1368-1644 гг.). Так, на рисунке (Рис. 1-13) представлены некоторые из их. Изготовленные из золота, серебра и нефрита они дошли до наших дней в составе богатых погребальных комплектов этой династии, что и позволило чётко их атрибутировать.
Рис. 1-13. Застёжки-замки эпохи династии Мин [18].
В этот период застёжки-замки широко использовались в роли одёжных застёжек, что подтверждается как находками текстиля (Рис. 1-14), там и многочисленными изобразительными источниками (Рис. 1-15). Кроме того, фигурки слуг (Рис. 1-15, е,ж,з) указывают и на широкое использование подобного типов крючков среди людей более низкого социального статуса.
Рис. 1-14. Костюмы с застёжками-замками эпохи династии Мин [19].
Рис. 1-15. Изобразительные источники и скульптура эпохи династии Мин [18].
Использованные источники
1. 中国古代玉带具沿革: http://www.cchmi.com/tabid/224/Default.aspx
2. 宋元明清玉雕带钩的发展: http://www.bjww.gov.cn/2012/10-31/1351647699812.html
3. 我国古代的带钩与服饰文化研究: http://www.whysb.net/yyzt/2009/0306/article_35.html
4. 玉带钩的演变及特征: http://www.sssc.cn/a/20120626/134069602373158.shtml
5. Пояса в истории костюма: https://my.classicbelt.ru/about_belts/history/index.php
6. David Chen Illustration Ancient Chinese Armour. Shanghai. 2008.
7. Bunker E.C. Nomadic Art of the Eastern Eurasian Steppes: The Eugene V. Thaw and Other Notable New York Collections. 2002.
8. 搜艺搜--古董搜索: http://www.findart.com.cn/jinyintongqi/daigou/
9. The Metropolitan Museum of Art: http://www.metmuseum.org/
10. 秦始皇陵兵马俑图片: http://www.ivsky.com/tupian/qinshihuangling_bingmayong_v12338/
11. 清宫武备 清宫博物院藏文物珍品大系. 2008.
12. Gutowski J. Broń i uzbrojenie Tatarów, Warszawa, 1997.
13. http://www.pgm.org.cn/Pgm_Collection/findCollectById?collect.Id=26966
14. http://museum.ustb.edu.cn/plus/view.php?aid=2330
15. http://www.findart.com.cn/jinyintongqi/show/72381/
16. http://www.gucn.com/Service_CurioStall_Show.asp?Id=4226801
17. http://www.findart.com.cn/jinyintongqi/show/67419/
18. http://www.douban.com/photos/album/45373519/?start=0
19. http://202.67.159.234/forum/redirect.php?tid=7745&goto=lastpost
20. 带钩: http://baike.baidu.com/view/466245.htm
21. Bunker E.C. Nomadic Art of the Eastern Eurasian Steppes: The Eugene V. Thaw and Other Notable New York Collections. 2002.
22. 秦始皇陵兵马俑坑一号坑发掘报告1974-1984(上). 陕西省考古研究所始皇陵秦俑坑考古发掘队. 1988.
22. 王仁湘 古代带钩用途考实 // 文物 1982 — 10
23. 王仁湘 带钩概论 // 考古学报 1985 — 3: http://www.ddhty.com/index.php?m=content&c=index&a=show&catid=750&id=5890
24. Горелик М.В., Дружинина И.А. Уникальное погребение воина золотоордынского времени на реке Белой // БАТЫР. Традиционная военная культура народов Евразии. № 1. 2011 (№ 2). М., 2012. С. 39-63.
25. Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.: Наука. 1990. 282 с.
26. http://lyldfgzs.blog.163.com/blog/static/1090535242011112744811731/
Монголия, Алтай и Восточная Сибирь
Горизонтальный крючок-накладка
В результате раскопок кочевнических могильников с территорий Алтая, Монголии и Восточной Сибири было обнаружено множество крючков, многие из которых исследователи традиционно соотносят с колчанами. Однако в дальнейшем их мнение об месте таких элементов в саадачном комплекте разнятся. Впрочем, авторы последних работ склоняются всё-же в сторону атрибутирования таких предметов именно как поясных застёжек.
Рис. 2-1. Элементы саадачного пояса с застёжкой-крючком и его реконструкция (Алтай, мог. Талдуаир I, к. 6) [7].
Так, из всего массива находок, в зависимости от особенностей конструкции, можно выделить несколько базовых групп застёжек-крючков. К одной из основных групп можно отнести горизонтальный застёжку-крючок с основанием в виде щитка к которому при помощи шпеньков крепится ремень (Рис. 2-1 — 2-5). Учитывая частые находки таких крючков вместе с колчанами, логично предположение об их использовании в роли основной застёжки в саадачном поясе, что достаточно хорошо коррелируется с поздним материалом (Рис. 2-5). В ряде случаев, пояс состоит также из трёх тройников, составляющих подвес колчана и налуча. Реконструкция такого пояса, на примере комплекта с Алтая (мог. Талдуаир I, к. 6), представлена на (Рис. 2-1). Тут также надо отметить и то, что часто наряду с застёжками-крючками часто находят и обычные рамочные пряжки, используемые в портупейном поясе, что может говорить о некотором устоявшемся разделении сфер использования последних. Впрочем, всё это это не исключает возможности использования таких крючков и в роли застёжек обычных поясов.
Рис. 2-2. Железные горизонтальные крючки-накладки:
(а), (б) — Памятники монголов (Монголия) [3]; (в) — мог. Ундугун (Восточное Забайкалье) [4]; (г) — мог. Зугмара (Восточное Забайкалье) [4]; (д) — мог. Уландрык III, к. 5 (Алтай) [7]; (е) — мог. Джолин I, к. 9 (Алтай) [7]; (ж) — мог. Бике I, к. 9 (Алтай) [7]; (з) — тюрки Саяно-Алтая, мог. Курай IV, к. 1 (VIII-IX в.) [12]; (и) — тюрки Саяно-Алтая, мог. Кокэль (VII-VIII в.) [12]; (к) — тюрки Саяно-Алтая, мог. Катанда II (VIII-X в.) [12]; (л), (м) — памятники шивєй (Восточное Забайкалье) [13]; (н) — памятники монголов [13]; (о) — памятники ингодинской группы (Восточное Забайкалье) [8]; (п), (р) — памятники мохэ [17]; (с), (т) — памятники аскизской культуры XIII-XIV в. из колл. О.Б. Згерского-Струмилло (ГИМ №49439) (№ 542 и 62) [18]; (у) — памятники аскизской культуры XI-XII в., мог. Хара-Хая II (Хакасско-Минусинская котловина) [19]; (ф), (х), (ц) — памятники енисейских кыргызов, мог. Эйлиг-Хем III (Центральная Тува) [20]; (ч), (ш) — памятники кыргызов кыштымов XI-XIV в. (Тунчжух (к. 2), Ах-хол (к. 11)) (Минусинская котловина) [24]; (щ-ю) — памятники енисейских кыргызов XII-XIII в. (мог. Часовенная гора в г. Красноярске, Урбюн I в Туве и Быстрая в Минусинской котловине ) [26].
В основном своем объёме такие крючки изготавливались из железа, однако известны образцы из цветных металлов (Рис. 2-3). И здесь можно отдельно выделить крючки (Рис. 2-3, а,б). Их особенностью является крюк вывернутый на угол близкий к прямому и оканчивающийся ярко выраженным шариком. Датируются такие предметы серединой I тысячелетия и относятся к памятникам древних тюрок.
Рис. 2-3. Горизонтальные крючки-накладки из цветных металлов:
(а) — тюрки, погребение ДА II-6 [9]; (б) — тюрки, мог. Усть-Бийке-III, к. 5 (Горный Алтай, V-VI в.) [16]; (в) — тюрки, мог. Кудыргэ (Алтай, VI-VII в.) [6, 12].
Археологически горизонтальные застёжки-крючки начинают фиксироваться на памятниках региона со второй половиной I тысячелетия и до периода монгольских завоеваний включительно. В дальнейшем к сожалению, нехватка фактического материала усложняет возможность оценки эволюции данного типа застёжек вплоть до этнографического времени. Впрочем, широкое использование застёжек-крючков на поздних саадачных комплектах из Монголии и Тибета (последний в то время был под сильным влиянием монголов) (Рис. 2-4) говорит о неразрывности традиции на протяжении по меньшей мере тысячелетия.
Рис. 2-4. Саадачные комплекты с плоским колчаном использующие застёжку-крючок:
(а) — Монголия или Тибет, XV-XVII в. [1]; (б) — Тибет, XVII-XVIII в. [1]; (в) — Монголия, XVIII-XIX в. [2].
Рамочный горизонтальный крючок
Особенностью застёжек-крючков данной группы является его рамочный крепёж. Причём, ремень может проходить как непосредственно через рамку (Рис. 2-5, в) так и фиксироваться на пластинке соединённой шарнирно с рамкой крючка (Рис. 2-5, а,б).
Рис. 2-5. Рамочные горизонтальные крючки:
(а) — мог. Калбак-Таш (Алтай) [7]; (б) — мог. Кудыргэ, мог. 7 (Алтай), VII в. [6, 21]; (в) — Узкое Место, мог. 1 (Забайкалье) [13].
Надо отметить, что в монгольских захоронениях также находят довольно простые крюки типа (Рис. 2-6). Как и выше рассмотренные, исследователи относят их к колчанным крюкам, что часто связано с их находками возле колчанов. Зачастую такие крюки цельные (выгнуты из одного длинного прутка), однако встречаются и образцы с подвижной кольцевой рамкой (Рис. 2-6, е) и (Рис. 2-7, б,в). Любопытно отметить находку такого крюка с двумя остатками кожаного ремня (Рис. 2-6, б), что наводит на мысль о возможности их использования на поясе и в роли дополнительных подвесных крюков.
Рис. 2-6. Рамочные горизонтальные крючки:
(а), (б) — Монголия [3]; (в) — мог. Чиндант (Восточное Забайкалье) [4]; (г), (д) — памятники монголов [13]; (е) — кург. гр. Солнечный-1 (Кемеровская область) [15].
Некоторым подтверждением этой гипотезы также являются находки рамочных крючков с металлическими обоймами для крепежа пояса (Рис. 2-7) относящиеся к культуре енисейских кыргызов в Центральной Туве. В случае (Рис. 2-7, а) чётко видно что крючок располагался перпендикулярно поясу, однако крючки (Рис. 2-7, б,в) содержат по одной обойме и неясно была ли там вторая (в захоронении также были найдены разорванные остатки обойм), оставляя таким образом открытым вопрос об их месте на поясе.
Рис. 2-7. Рамочные горизонтальные крючки с обоймами для крепежа пояса:
(а), (б), (в) — памятники енисейских кыргызов, мог. Эйлиг-Хем III (Центральная Тува) [20].
Следует также отметить, что крючки с подвижной кольцевой рамкой (их находки в захоронениях часто парные) (Рис. 2-6, е) вероятнее всего использовали как элемент костюма — т.н. поножи, крючки для фиксации сапог [22, 23].
Крючки с перекладиной
В археологических памятниках региона довольно часто встречаются рамочные крючки крюк которых оканчивается широкой перекладиной или разогнутой вилкой. Исследователи относят такие крючки к колчанным, однако остаётся немало вопросов об их возникновении и использовании именно в роли поясной застёжки. Так или иначе, но данный момент требует дополнительных исследований. Хронологически их возникновение соотносят с III-IV в., а верхняя граница их использования пока не ясна, но вероятно это был конец I тысячелетия. Любопытно отметить и то, что хотя большинство таких крючков используют рамку для системы фиксации ремня, существуют варианты с металлической накладкой и шпеньками (Рис. 2-8, л). Также стоит отметить и то, что отдельные находки таких крючков известны значительно западней, например близ с. Кызыл-Адыр в Оренбургской области (Рис. 2-8, в). Более подробно подобные предметы рассмотрены в обзоре [25].
Рис. 2-8. Крючки с перекладиной:
(а) — Балыктыюльское могильное поле, мог. 227 (Пазырык) [10]; (б) — мог. Дарасун, к.4 (Забайкалье) [11]; (в) — с. Кызыл-Адыр в Оренбургской области (IV-V в.) [11]; (г)-(з) — памятники шивєй (Восточное Забайкалье) [13]; (и) — мог. Верх-Уймон, к. 32, 35 (Алтай) [14]; (к), (л) — мог. Кудыргэ (Алтай) [5].
Крючки с рамочной пряжкой
Несколько обособленно от всех выше рассмотренных образцов стоят крючки щитки которых оканчиваются рамочной пряжкой (Рис. 2-9). Как можно видеть по остаткам шпеньков, щитки крючков крепились к основе, однако одновременное использование двух типов застёжек в одном предмете делает как их атрибутирование, так и реконструкцию использования несколько затруднительной. Помимо этого известен экземпляр с парным щитком и петлёй для зацепа крючка (Рис. 2-9, в). В целом, можно предположить что подобные предметы могли использоваться в роли точек подвеса, однако для точного установления их роли, в составе комплекта костюма, необходимы дальнейшие исследования и изучение расположения таких предметов в погребениях. Любопытно также отметить и аналогичные крючки в которых крюк располагается в одной плоскости с пластиной [19, 20]. Последние в данном обзоре не рассмотрены, поскольку с высокой вероятностью использовались в роли точек подвеса на поясе или других элементах костюма, а не в роли застёжек.
Рис. 2-9. Крючки с рамочной пряжкой:
(а), (б) — памятники енисейских кыргызов, мог. Эйлиг-Хем III (Центральная Тува) [20]; (в) — памятники аскизской культуры XIII-XIV в. из колл. О.Б. Згерского-Струмилло (ГИМ №49439) (№ 65) [18].
Использованные источники
1. Donald LaRocca Warriors of the Himalayas: Rediscovering the Arms and Armor of Tibet. 2006.
2. A Mongolian embroidered quiver: http://www.hermann-historica.de/auktion/hhm60.pl? f=NR_LOT&c=2683&t=temartic_M_GB&db=kat60_m.txt
3. Jan Bemmann Steppenkrieger: Reiternomaden des 7.-14. Jahrhunderts aus der Mongolei. 2012.
4. Немеров В. Ф. Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIII—XIV вв. // Советская археология. 1987. № 2. С. 214—215.
5. Илюшин А.М. Могильник Кудыргэ и вопросы древнетюркской истории Саяно-Алтая // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск: 2000. С. 157-169.
6. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. М.-Л., 1965.
7. Кубарев Г.В. К вопросу о саадачном или «стрелковом» поясе у древних тюрок Алтая // Древности Алтая (известия лаборатории археологии №3). Горно-Алтайск. 1998. С.190-197.
8. Ковычев Е.В. К вопросу о древних связях племён Восточного Забайкалья с тюркоязычными соседями в I тыс. н.э. // Археология Северной Азии. Новосибирск. 1982. С. 148-156.
9. Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках. // Свердловск: УрГУ. 1990.
10. Сорокин С.С. Погребения эпохи великого переселения народов в районе Пазырыка. // АСГЭ, вып. 18. Л. 1977. С. 57-67.
11. Николаев Н.Н. Поясные наборы могильника Кокэль. // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура. Сборник статей к 60-летию М.Л. Подольского. СПб. 2000. С. 70-84.
12. Степи Евразии в эпоху средневековья. / Серия: Археология СССР. Отв. ред. тома С.А. Плетнёва. М. 1981.
13. Худяков Ю.С. Вооружение центральноазиатских кочевников в эпоху раннего и развитого Средневековья. Новосибирск. 1991.
14. Соёнов В.И. Комплекс вооружения населения Верхней Катуни в гунно-сарматскую эпоху // Снаряжение кочевников Евразии. Барнаул. 2005. С. 52-55.
15. Сулейменов М.Г. Cредневековый комплекс вооружения кочевников Кузнецкой котловины (по материалам курганной группы Солнечный-1) // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул. 2008. C. 93-96.
16. Горбунов В.В., Тишкин А.А., Хаврин С.В. Изучение тюркских поясов по результатам рентгенофлюоресцентного анализа // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул. 2008. C. 165-168.
17. Деревянко Е.И. К вопросу о вооружении мохэского воина // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирск. 1975. С. 192-203.
18. Кызласов И.Л. Курганы средневековых хакасов XIII—XIV вв. (Аскизская культура в монгольское время) // Советская археология. 1978. № 1. С. 122—141.
19. Кызласов Л.Р. Курганы средневековых хакасов (аскизская культура) // Первобытная археология Сибири. Л. 1975. С. 193-211.
20. Грач А.Д., Савинов Д.Г., Длужневская Г.В. Енисейские кыргызы в центре Тувы (Эйлиг-Хем III как источник по средневековой истории Тувы). М. 1998.
21. The State Hermitage Museum: Digital Collection: http://www.hermitagemuseum.org/
22. Адамов А.А. О назначении парных крючков из погребений первой половины II тыс. н.э. Лесостепного Приобья // Источники этнокультурной истории Западной Сибири. Тюмень, 1991. С. 164–168.
23. Адамов А.А. Новосибирское Приобье в X–XIV вв. Тобольск-Омск: Изд-во ОГПУ, 2000. 256 с. (57-59)
24. Худяков Ю.С., Ким С.А. Вооружение кыргызских кыштымов // Вопросы военного дела и демографии Сибири в эпоху средневековья. Новосибирск: 2001. С. 50-76.
25. Матренин С.С. Колчанные крюки кочевников Алтая хуннуско-сяньбийско-жужанского времени (II в. до н.э. – V в. н.э.): классификация и типология // Известия Алтайского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2011. - № 4/2. - С. 141-149.
26. Савинов Д.Г. Археологические памятники завершающего этапа культуры енисейских кыргызов. // Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной Азии. Новосибирск: 1990. С. 114-131.
Центральная Азия
Горизонтальный крючок-накладка
Горизонтальные крючки-накладки, в роли поясной застёжки, в материалах Центральной Азии известны по большей части в составе казахских и афганских поясов этнографического времени (Рис. 3-1), (Рис. 3-2) и (Рис. 3-3). Любопытно, что зачастую эти пояса представляют собой часть снаряжения стрелка из мушкета, о чем можно судить по наличию сумочек для пуль и мерных пороховых зарядов (чаще отмечаются на афганских образцах (Рис. 3-3, а,в,г)). Простые пояса с крючками в роли застёжки встречаются реже (Рис. 3-1, в).
Рис. 3-1. Казахские пояса XIX в.: (а), (б), (в) — из собрания Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника [6]; (г), (д) — из собрания Омского государственного университета [14].
Рис. 3-2. Казахские пояса XIX в. из собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого [5]: (а) — № 403-10; (б), (в) — № 439-15.
Рис. 3-3. Афганские пояса XIX в. стрелков из мушкета: (а), (б) — [7]; (в), (г) — [8].
Известны также и одиночные находки горизонтальных крючков, таких как (Рис. 3-4). Однако их аукционное происхождение не позволяет точно определить датировку и регион находки.
Рис. 3-4. Крючок, предположительно Иран XVIII-XIX в. [9].
Среди археологического материала горизонтальные застёжки-крючки встречаются в комплектах с колчанами в захоронениях кыпчатского периода XII-XIV в. (Рис. 3-5).
Рис. 3-5. Горизонтальные крючки-накладки:
(а) — крючок из фондов АОИКМ (Западный Казахстан, XII-XIV в.) [16]; (б) — мог. Целинный-1, к. 63 (Западный Казахстан, XII-XIV в.) [16].
Рамочный горизонтальный крючок
В результате раскопок согдийской крепости на горе Мог (сов. Согдийская область Республики Таджикистан) было найдено множество предметов материальной культуры древнего Согда относящихся к периоду VII-VIII в. В число этих находок вошла и рамочная застёжка-крючок (Рис. 3-6). Впрочем надо заметить, что данная находка вполне могла относится к более позднему периоду. Для более точного атрибутирования необходимо как более точное описание обстоятельств находки, так и более глубокое изучение истории распространения подобных застёжек в регионе. Общая её длина 5 см, ширина рамки 1.8 см, длина рамки 3 см.
Рис. 3-6. Крючок из числа находок на горе Муг (Согд, VII-VIII в. (?)) [4].
Парный горизонтальный крючок
В собрании Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (г. Санкт-Петербург) в составе коллекции казахских мужских поясов хранится один образец с редким видом застёжки (Рис. 3-7). Последняя представляет собой два симметричных щитка, один из которых имеет горизонтальный крючок, а другой кольцо в которое цепляется крюк. Ремень проходит через узкие прорези в щитках.
Рис. 3-7. Казахский пояс XIX в. из собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (№ 1287-19) [5].
Парная застёжка с вертикальным S-образным крючком
В этнографический период значительную популярность в роли портупейной застёжки получила пряжка с вертикальным S-образным крючком (Рис. 3-8). Она состояла из двух симметричных рамок расположенных на разных сторонах ремня и соединяющего их S-образного крючка, один конец которого был поджат, а другой мог свободно заходить и при необходимости вытягиваться из колечка второй рамки. Любопытно отметить, что достаточно часто окончаниям таких S-образных крючков придавали зооморфные черты (Рис. 3-8, д,е).
Рис. 3-8. (а) — Туркменская сабля из собрания Российского этнографического музея (XIX в.) (№ 5910-125 а,б) [12]; (б) — туркменская сабля из собрания Российского этнографического музея (XIX в.) (№ 12-90 а,б) [12]; (в) — пряжка от портупейного пояса из собрания Национального музея истории Узбекистана (Ташкент) [13]; (г) — пряжка от портупейного пояса [9]; (д) — пряжка от портупейного пояса (№ 5910-125 а,б) [10]; (е) — пряжка от портупейного пояса (№ 6847-61/а-б) [10].
Надо отметить, что отдельные образцы этого типа застёжек фиксируются с XV в. и связаны с находками в Центральной Азии эпохи Тимуридов (Рис. 3-9). Они характеризуются массивными прямоугольными щитками с прорезным узором и зооморфными S-образными крючками. Как на таких щитках фиксировался ремень пока неясно, пояс мог быть зафиксирован как при помощи заклёпок которые видны по периметру щитка, так и через узкие прорези в левой части.
Рис. 3-9. (а) — Афганистан или Иран (XV-XVII в.) [11]; (б) — Иран (XV-XVI в.) [11]; (в) — Афганистан (XIV-XV в.) [9].
Застёжка с крючком-замком
В Центральной Азии отмечено также использование застёжек с крючком-замком (Рис. 3-10 и 3-11). Т. е. пряжек состоящих из двух частей: замка и крючка-ключа. Ключ под углом вставляется в прорезь замка и при выпрямлении фиксируется в нем. Такие находки локализованы по большей части в Обь-Иртышском междуречьи (Восточный Казахстан и Сибирь), и связываются с памятниками рубежа I-II тысячелетий. На данный момент описано 32 экземпляра подобных застежек [18] и исследователи склоняются к мнению что они являли собой застежки на верхней одежде, аналогично их китайским аналогам.
Рис. 3-10. Застежки с крючком-замком :
(а) — г. Семипалатинск (IX-X в.) [1, 18]; (б) — мог. Еловский (Приобье, XI-XII в.) [2]; (в) — урочище Басандайка близ г. Томска [3]; (г), (д) — урочище Ближние Елбаны (Алтайский край) [15]; (е) — урочище Ближние Елбаны (Алтайский край) [17].
Рис. 3-11. Застежки с крючком-замком (Казахстанское Прииртышье) [18]:
(а) — кур. 145а Зевакинского мог.; (б) — кур. 3, мог. 8 у с. Иштан; (в) — находка у с. Тюп; (г) — кур. у с. Белокаменка; (д) — из коллекции Г.Ф. Миллера; (е) — находка в окрестностях Барнаула.
Также, стоит отметить и “закрытые” застежки с крючком-замком (Рис. 3-12). Это исключительно поясные пряжки, для поясов которых характерны крупные, богато украшенные бляхи. Одной из них и является замок застежки: двухслойная бляха имеющая на задней стороне прорезь для ключа. Последний представлял собой рамку с Т-образным шпеньком который и фиксировался в прорези замка. Таким образом, рабочие элементы застежки были скрыты под декорированной наружной частью бляхи. Возникновение и распространение подобных застежек связывают с монгольскими завоеваниями.
Рис. 3-12. Закрытые застежки с крючком-замком:
(а), (б) — находка в Акмолинской губ. (возможно Крым, 2-я пол. XIV в.) [19-21]; (в) — частное собрание Д.Н. Халили (Китай, Центральная Азия или Улус Джучи, XIII в.) [19, 22].
Использованные источники
1. Кочевники Евразии на пути к империи. Каталог выставки. СПб: «Славия». 2012. 272 с.
2. Степи Евразии в эпоху средневековья. / Серия: Археология СССР. Отв. ред. тома С.А. Плетнёва. М. 1981.
3. Басандайка. Сборник материалов и исследований по археологии Томской области. / Труды ТГУ им. В.В. Куйбышева (том 98), ТГПИ. Томск. 1947.
4. Бентович И.Б. Находки на горе Муг // Материалы и исследования по археологии СССР. № 66. 1958. С. 358-383.
5. Курылев В.П. Казахские кожаные мужские пояса в собраниях МАЭ // Памятники традиционно-бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник Музея Антроп. и Этногр., выпуск 43. Л. 1989. С. 85-98.
6. Музей Заповедник: http://www.e-vko.gov.kz/museum/ReserveMuseum.aspx
7. http://www.hermann-historica.de/auktion/hhm57.pl?f=NR&c=76248&t=temartic_A_GB&db=kat57_a.txt и http://www.hermann-historica.de/auktion/hhm59.pl?f=NR_LOT&c=3727&t=temartic_A_GB&db=kat59_a.txt
8. http://oriental-arms.co.il/item.php?id=5041 и http://oriental-arms.co.il/item.php?id=1219
9. Islamic Art: http://www.anahitagallery.com/islamic-art
10. Ботяков Ю.М., Янборисов В.Р. Холодное оружие туркмен // Памятники традиционно-бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник Музея Антроп. и Этногр., выпуск 43. Л. 1989. С. 49-60.
11. Bashir Mohamed The Arts of the Muslim Knight: The Furusiyya Art Foundation Collection. 2008.
12. Лютов А. Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея. Сант-Петербург. 2006.
13. Військово-історичний фотомузей: http://museum.velizariy.kiev.ua/uzbek/tashkent/index.html
14. Казахские мужские пояса: http://turkestan-costume.blogspot.com/2011/10/blog-post_1595.html
15. Абдулганеев М.Т., Горбунов В.В., Казаков А.А. Новые могильники 2 половины I тысячелетия н.э. в урочище Ближние Елбаны // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово. 1995. С. 243-252.
16. Бисембаев А.А. Археологические памятники кочевников Западного Казахстана. Уральск. 2003.
17. Грязнов М.П. Археологическое исследование территории одного древнего посёлка // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 40. М.-Л. 1951. С. 105-113.
18. Cборник трудов Ф.Х. Арслановой «Очерки средневековой археологии Верхнего Прииртышья» (III том серии «Материалы и исследования по археологии Казахстана»). Астана. 2013. 409 с.
19. Горелик М.В., Дружинина И.А. Уникальное погребение воина золотоордынского времени на реке Белой // БАТЫР. Традиционная военная культура народов Евразии. № 1. 2011 (№ 2). М., 2012. С. 39-63.
20. Крамаровский М.Г. Золото Чингизидов: Культурное наследие Золотой Орды. СПб. 2001. 364 с.
21. Эрмитаж: http://www.tforum.info/forum/index.php?app=gallery&image=17635
22. http://www.lacma.org/khan/5/8.htm
Прокопенко Владимир (Velizariy)
Киев
18.03.2013