header photo

Главная - Военное дело - Вооружение

Прокопенко В. Сабельный портупейный подвес с крючком-застежкой. Восточная Европа, Османская Империя — XVI - начало XVIII в.

Прокопенко В. Сабельный портупейный подвес с крючком-застежкой. Восточная Европа, Османская Империя — XVI - начало XVIII в. // Історія давньої зброї. Дослідження 2014. К. 2014. c. 180-191.

В период Позднего Средневековья и Нового Времени сабля стала основным видом длинноклинкового оружия в Восточной Европе. Впрочем, несмотря на широкое распространение и популярность, в научной литературе этот вид оружия изучен недостаточно [2, 6, 7, 8, 10, 16, 17, 20, 25, 26]. Основное внимание в этих работах уделяется непосредственно сабельному лезвию и оправе: форме, особенностям строения и декору клинка, рукояти, гарды и ножен. Описание же сабельного подвеса обычно опускается. Подобное положение вещей связано с относительно слабой сохранностью портупейных комплектов. Впрочем, и среди дошедших до наших дней образцов далеко не все могут похвастаться полнотой. Потери застежек, ременных распределителей и фрагментов поясов осложняет как описание, так и правильную реконструкцию подвеса.
Свежие научные исследования, музейные каталоги и электронные базы музеев позволили ввести в научный оборот целый ряд образцов длинноклинкового оружия с сохранившимися

-180-


портупейными подвесами. На иллюстративном материале из этих источников и основывается данный обзор. В ряде случаев, малочисленность артефактов можно частично компенсировать изобразительными источниками. Однако, к написанию данной работы последние привлекались фрагментарно, что связано с их значительным количественным и качественным разнообразием.
Рассматривая доступный массив материала *, можно отметить, что основным вариантом сабельного портупейного подвеса, бытовавшим на территории Восточной Европы и Османской Империи XVI – начала XVIII в., являлся подвес из тканных или кожаных ремней с двумя ременными распределителями и основной застежкой–крючком. Начальному знакомству с последним и посвящена данная работа.
Вначале следует рассмотреть отдельные элементы сабельного подвеса. Так, в качестве материала для изготовления ремней использовалась тканная тесьма, кожа, а также комбинации этих двух материалов. Наибольшую популярность получила тканная узорная тесьма (кат.: 1-1, 2-1, 2-2, 2-3, 3-1 – 3-5, 3-7, 3-9, 3-12 – 3-16, 4-1, 4-2, 4-4, 4-5), богатство текстур и рисунков которой значительно украшало пояс, гармонично дополняя элементы прибора. Кожаных поясов сохранилось намного меньше (кат.: 1-2, 3-11), мало отмечено и комбинированных ремней, у которых тканная тесьма лежит на кожаной подложке (кат.: 3-6, 3-8) ** .
Основные застежки-крючки можно разделить на пять характерных групп. К первой относятся горизонтальные крючки-накладки, представляющие собой плоскую (или несколько выпуклую, иногда с заметным ребром) пластинку с горизонтальным крючком, крепящиеся при помощи заклёпок к поясу (рис. 1, а) (кат.: 1-1, 1-2). Ко второй – застежки с горизонтальным крючком и рамочной основой, через который может проходить ремень (рис. 1, б) (кат.: 4-3). Горизонтальные крючки-застежки имеют достаточно долгую историю использования на просторах Евразийской степи и сопредельных территорий. По большей части, они использовались в поясах саадачных комплектов *** , однако на-

------------------
* К сожалению, нередки случаи когда доступные фотографии не позволяют точно определить конструкцию и особенности строения сабельных портупей. Образцы, для которых подтверждено наличие застежки-крючка, были вынесены в отдельный раздел каталога (кат.: 4-1 – 4-5). Другие же были исключены [20, c. 76, 82; 23, 53, 55, 57, 92, 116]. Надеемся, что дальнейшие работы по описанию сохранившихся портупейных сабельных комплектов смогут закрыть «белые пятна» в этой теме.
** Часто доступные фотографии не позволяют детально рассмотреть изнанку поясов, поэтому в дальнейшем, при более детальном осмотре дошедших до наших дней образцов, возможно и увеличение доли подобных комбинированных ремней.
*** На данный момент в научной литературе отсутствуют обзорные работы, посвященные как истории развития крючков-застежек в целом, так и саадачным комплектам в частности. Однако для начального ознакомления с историей вопроса можно воспользоваться следующими источниками [3; 4, c. 109-156, 193-203; 5, 214-221, 359-362; 9; 11; 12, c. 98-100, ил. XVI, XVII; 13, c. 123-132; 14, ил. 123-129; 15; 21, c. 186, 187; 23, c. 64, 113, 128, 148; 28, рис. 194; 29].

-181-



Рис. 1. Элементы металлического прибора сабельного подвеса: (а) — горизонтальный крючок-накладка; (б) — горизонтальный рамочный крючок; (в) — рамочная застежка с вертикальным крючком; (г) — рамочная застежка с S-образным вертикальным крючком; (д) — застежка-щиток с вертикальным крючком; (е) — изнанка ременных распределителей; (ж) — прямоугольная однорамочная пряжка; (з) — прямоугольная двухрамочная пряжка; (и) — запряжник; (к) — ременной наконечник.

стоящее исследование позволяет по новому взглянуть на сферу их использования и в сабельных портупеях * .
К третьей группе относятся рамочные застежки с вертикальным крючком. Последние состоят из двух симметричных рамок, на одной из которых расположен вертикальный крючок, а на противоположной – кольцо для продевания и фиксации крючка (рис. 1, в) (кат.: 2-1, 2-2, 3-6, 3-8, 3-16, 4-1, 4-2). Ремни продеваются в рамки и могут свободно скользить в них. Четвертая группа во многом схожа с предыдущей, однако отличается наличием крючка в виде отдельного элемента. Застежка состоит из двух идентичных рамок с горизонтальными кольцами
и S-образного вертикального крючка. Крючок, с одной стороны, вдет в кольцо одной из рамок и подогнут таким образом чтобы не выскочить, а с другой стороны имеет достаточно

------------------
* Здесь уместно отметить и рисунок, сделанный итальянским художником Антонио Пизанелло во время визита византийского императора Иоанна VIII Палеолога во Флоренцию в 1437-1439 г. (хранится в собрании Чикагского Института Искусства, инв. ном.: 1961.331R [32]). На ряде подробных иллюстраций были запечатлены император со свитой, а также разнообразные детали вооружения византийцев – в том числе и сабля с подвесом, где основной застежкой служил горизонтальный крючок. Качество доступного изображения не дает возможности точно соотнести застежку с первым или вторым вариантом, однако наличие горизонтального крючка бесспорно.

-182-


свободы для манипуляций с противоположной рамкой (рис. 1, г) (кат.: 3-2, 3-5, 3-13, 3-14, 4-4, 4-5). К сожалению, потери элементов прибора часто осложняют реконструкцию и классификацию подвеса. В некоторых случаях эти потери незначительны, как например потеря S-образного крючка (кат.: 3-2, 4-4), однако чаще теряются целые фрагменты поясов и портупея остается с одной половиной рамочной застежки (кат.: 3-1, 3-3, 3-6, 3-7, 3-11, 3-15). В этих случаях можно лишь констатировать изначальное наличие в комплекте вертикального крючка, без уточнения к какой из групп (третьей или четвертой) относится застежка. К пятой группе относятся застежки, состоящие из двух симметричных щитков, имеющих с изнанки припаянную широкую петлю для ремня. Вертикальный крючок расположен так же, как и в третьем типе (рис. 1, д) (кат.: 2-3, 3-4, 3-12) * .
Для подвеса к основному поясу ремней, идущих к кольцам ножен, используются ременные распределители ** . Они представляют собой круглые, часто богато украшенные, пластинки, с обратной стороны которых находятся петли для продевания ремней. Конструкция петель различается: это могут быть три коротких стержня, служащие основой для круглой (кат.: 1-2, 2-2, 3-7, 3-11, 4-1) или треугольной рамки (кат.: 2-3) (рис. 1, е), либо три плоских дужки, расположенные под углом (кат.: 2-1).
Для регулирования длины как основного, так и поясов подвеса используются прямоугольные рамочные пряжки. Их можно разделить на две группы.
К первой относятся однорамочные пряжки (рис. 1, ж) (кат.: 2-1, 3-1 – 3-8), а вторые имеют две прямоугольные рамки (рис. 1, з). Через внешнюю продевается и фиксируется одна сторона ремня, а на внутренней крепится язычок и через нее проходит другой конец ремня с отверстиями (рис. 1, з)(кат.: 3-11, 3-12, 3-15, 3-16). В комплекте с рамочными пряжками всегда используются запряжники (рис. 1, и) *** , прямоугольные или фигурные накладки с припаянной плоской дужкой. Запряжники располагаются позади пряжки и фиксируют окончание ремня, вдетого в пряжку. Также в состав прибора портупейного комплекта входят наконечники ремней (рис. 1, к). Они состоят из двух частей: внешней накладки с бортиком и тонкой пластины, подпаянной к бортикам с изнанки. Бортики формируют внутренний объем наконечника, в который вкладывают окончания ремня. Последний фиксируется сквозной заклепкой.
Портупейный сабельный подвес удобно классифицировать по особенностям конструкции основного пояса. Можно выделить три характерные группы (рис. 2), которые и легли в основу

------------------
* Подобные застежки широко использовались в роли поясных пряжек в гражданском костюме [1, c. 88, 89, табл. 3.27; 22, c. 287-292]. А особую популярность и разнообразие форм они получили в составе женского костюма.
** В литературе такие ременные распределители также называют наугольниками [12, c. 65] или наузольниками [2, 87].
*** Термин запряжники известен в литературе при описании поясов сабельных и саадачных комплектов [2, c. 87; 12, c. 65, 98-100].

-183-


разделения рассмотренных сабельных портупей (см. приложение) * .
К первой группе относятся простые цельные пояса без дополнительных элементов регулирования длины (рис. 2, а) (кат.: 1-1, 1-2). Для них характерны горизонтальные крючки-застежки первого или второго типа, а изменение длины осуществляется путем смены положения крючка в отверстиях на противоположном конце ремня. Последние могли быть дополнительно усилены металлическими накладками с отверстиями для продевания крючка ** . Учитывая то, что большинство ремней представляли собой тканную тесьму, подобная мера являлась отнюдь не излишней. Расположение крючка на ремне могло варьироваться: он мог располагаться как на левом окончании пояса (кат.: 1-1), так и на правом (кат.: 1-2). C чем связано подобное различие в расположении крючков пока неясно, однако любопытно отметить, что в саадачных поясных комплектах крючки-застежки расположены на правом окончании ремня. Говоря о «целостности» пояса, также необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что в ряде случаев отмечено разрезание пояса и фиксирование его концов на ременных распределителях. По сути, такой ремень состоит из трех отдельных частей, внешне кажущихся цельными. Данную особенность довольно сложно проследить, однако наличие фотографий обратной стороны распределителей и обрывы отдельных фрагментов позволяют судить об определенной распространенности таких поясов (кат.: 1-2, 3-11, 3-13, 3-16, 4-5).
Ко второй группе относится сабельный подвес с цельным основным поясом, имеющим дополнительный элемент регулирования длины (рис. 2, б) (кат.: 2-1 – 2-3). Необходимость в последнем обусловлена невозможностью регулировки длины ремня основной пряжкой. Этот «недостаток» характерен для всех застежек с вертикальным крючком (третий, четвертый и пятый тип), требующих наличие двух симметричных рамок (или щитков) на противоположных сторонах ремня. Одна половинка застежки с кольцом располагается на левом окончании ремня, идущий от нее пояс проходит через два ременных распределителя, разворачивается внутрь на рамке второй половинки застежки и оканчивается простой рамочной пряжкой. Последняя может фиксироваться в нескольких позициях на ремне, тем самым изменяя его общую длину.
В третью группу входят подвесы, в которых основной пояс состоит из двух отдельных ремней (рис. 2, в) (кат.: 3-1 – 3-16). В данном случае, основной пряжкой является застежка с вертикальным крючком (третий, четвертый и пятый тип), а соединение и дополнительная регулировка длины ремней осуществляется при помощи простой рамочной пряжки. Как и в предыдущем варианте, половинка застежки с кольцом располагается на левом окончании ремня, идущий от нее пояс проходит через два ременных распределителя и оканчивается рамочной пряжкой. Перед рамочной пряжкой, располагаются запряжники,

------------------
* В каталог включено ряд мечей из собрания МДТ (кат.: 3-12 – 3-16). Основная причина этого заключается в их оправе. В XVI в. она была полностью заменена, в результате чего они приобрели характерные для сабель того периода оформление и подвес.
** В литературе такие элементы на сабельных и саадачных поясах также называют проймами [2, c. 87; 12, c. 98-100].

-184-


роль которых заключается в фиксации второго ремня. Последний имеет на своем левом окончании наконечник и отверстия для регулирования длины, а на правом располагается вторая половинка основной застежки с вертикальным крючком. Надо отметить, что многие подвесы дошли до наших дней в поврежденном или неполном состоянии (кат.: 3-1, 3-3, 3-4, 3-6, 3-7, 3-11, 3-12, 3-15). Поэтому первое впечатление о конструкции подвеса может быть неверным в силу утрат и неправильной последующей реконструкции.
Классификацию сабельных портупей можно дополнить еще двумя группами ремней подвеса, осуществляющих связь поясного ремня и ножен. Так, к первой относятся цельные ремни, с рамочными пряжками, запряжниками и наконечниками, которые проходят через кольца ножен, петли ременных распределителей и застегиваются сами на себя (рис. 2, а, б) (кат.: 1-1, 2-1 – 2-3, 3-1 – 3-5, 3-7, 3-8, 3-9) * . Вторую группу составляют ремни состоящие из двух частей. Первая крепится с одной стороны к кольцам подвеса ножен, проходит через запряжники и оканчивается рамочной пряжкой. А вторая часть одним концом фиксируется в петле ременного распределителя, имеет отверстия для возможности регулирования длины подвеса и оканчивается наконечником (рис. 2, в) (кат.: 3-10, 3-12 – 3-16, 4-4, 4-5). В рамках данной группы можно условно выделить подгруппу, в которой на ножнах имеется 4 кольца для подвеса собранных попарно (кат.: 3-11, 4-3). Соответвено, от ножен идут четыре ремешка с рамочными пряжками, а два идущих от распределителей ремня раздваиваются еще надвое. Вероятно, эта особенность является характерной для сабельного подвеса венгерских сабель.
Подводя краткий итог проделанной работы, можно сказать, что в процессе написания статьи был рассмотрен ряд сабель и мечей с сохранившимися портупейными комплектами (26 образцов), изучены металлические элементы их приборов, предложены подходы к классификации как некоторых отдельных элементов, так и типов подвеса. Вцелом, несмотря на ограниченность выборки, можно предположить, что самыми ранними являются цельные основные пояса первого типа с горизонтальными крючками. А конструктивно более сложные – второй и третий варианты, с вертикальными крючками, появились в XVI в. и смогли существенно потеснить своего предшественника. Рассматривая же ремни подвеса, можно отметить некоторые региональные отличия. Так, подвес первого типа широко использовался в государствах Восточной Европы, а второй тип являлся основным в Османской Империи и Венгрии.

------------------
* Любопытно отметить, что в одном из случаев ремни подвеса зафиксированы по длине (кат.: 1-2). Они имеют запряжники и наконечники ремней, однако вместо рамочных пряжек стоят накладки жестко скрепляющие ремни.

-185-



Рис. 2. Варианты сабельного подвеса: (а) — первый тип с цельным ремнем, ремни подвеса первого типа; (б) — второй тип с цельным ремнем и дополнительным элементом регулирования длины, ремни подвеса первого типа; (в) — третий тип с поясом состоящим из двух частей, ремни подвеса второго типа.

-186-


Таблица 1. Каталог сабельных портупейных подвесов с крючком-застежкой

No
Описание подвеса
Источники

Цельный пояс с регулировкой длины при помощи основной пряжки-застежки
1-1 Килич. Египет/Османская Империя — XVI в.
Принадлежал боярину князю Федору Михайловичу Мстиславскому.
Подвес без утрат. Материал — узорная тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Горизонтальный крючок-накладка расположен на левом окончании ремня.
ОПМК. Инв. ном.: Ор-205/1-3.
[2, с. 85-89; 5, с. 140-143, 331-332; 13, с. 82-83; 14, ил. 88, 89; 29]
1-2 Сабля-чечуга. Северный Кавказ — XVIII в.
Подарок циньскому императору Цяньлуну от калмыцких феодалов, откочевавших с Волги на берег Или в начале 70-х гг. XVIII в.
Подвес без утрат. Материал — кожа. Ремни подвеса первого типа, однако без рамочной пряжки — их длина зафиксирована, а запряжники и наконечники играют декоративную роль. Горизонтальный крючок-накладка расположен на правом окончании ремня.
МГ. Инвентарный номер неизвестен.
[4, с. 281-283; 19, с. 142-143]

Цельный пояс с регулировкой длины при помощи вспомогательной рамочной пряжки
2-1 Польская карабела. Польша — XVIII в.
Подвес без утрат. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Крючок-застежка третьего типа.
НМК. Инв. ном.: MNK V-43.
[31]
2-2 Польская карабела. Польша — XVII в.
Оружие периода битвы под Веной 1683 г.
Подвес без утрат. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Крючок-застежка третьего типа.
МВП. Инвентарный номер неизвестен.
[28, рис. 150]
2-3 Сабля. Османская Империя — XVII в.
Подвес без утрат. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Крючок-застежка пятого типа.
МЗГК. Инв. ном.: KP NT 58.
[30]

Пояс, состоящий из двух частей, с регулировкой длины при помощи рамочной пряжки
3-1 Сабля «большого наряда». Россия — XVII в.
Подвес с утратами. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Отсутствует правая половинка основной застежки — третьего или четвертого типа.
ОПМК. Инв. ном.: Ор-138/1-3.
[5, с. 154-157, 336-337; 15; 29]
3-2 Сабля «большого наряда». Россия — первая половина XVII в.
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу.
Подвес с незначительными утратами. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Отсутствует S-образный вертикальный крючок основной застежки — четвертого типа.
ОПМК. Инв. ном.: Ор-139/1-3.
[5, с. 152-153, 335-336; 15; 29]
3-3 Сабля «большого наряда». Россия — первая половина XVII в.
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу.
Подвес с утратами. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Отсутствует правая часть основного пояса. Крючок-застежка третьего или четвертого типа.
ОПМК. Инв. ном.: Ор-137/1-3.
[5, с. 148-151, 334-335; 15; 29]
3-4 Сабля «большого наряда». Иран — первая половина XVII в.
Подарена царю Алексею Михайловичу князем Яковом Куденетовичем Черкасским в 1646 г.
Подвес с утратами. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Отсутствует правая половинка основной застежки — пятого типа.
ОПМК. Инв. ном.: Ор-197/1-3.
[5, с. 158-161, 337-338; 29]

-187-


No
Описание подвеса
Источники
3-5 Сабля. Россия — 1618 г.
Принадлежала царю Михаилу Федоровичу.
Подвес без утрат. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Крючок-застежка четвертого типа.
ОПМК. Инв. ном.: Ор-136/1-3.
[5, с. 144-147, 333-334; 13, с. 112-113; 14, ил. 116; 15; 29]
3-6 Сабля. Россия/Иран — XVI-XVII в.
Принадлежала князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому.
Подвес с утратами. Материал — тканная тесьма/кожа. Сохранился лишь основной пояс с правой половинкой застежки — третьего типа, а также рамочной пряжкой и тремя запряжниками.
ОПМК. Инв. ном.: Ор-62/1-3.
[13, с. 84; 14, ил. 90; 29]
3-7 Сабля. Россия — XVII в.
Подвес с утратами. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Отсутствует правая часть основного пояса. Крючок-застежка третьего или четвертого типа.
ОПМК. Инвентарный номер неизвестен.
[13, с. 86; 14, ил. 92]
3-8 Сабля со штыковым острием. Россия/Иран — вторая половина XVII в.
Принадлежала царю Петру Алексеевичу (Петру I)
Подвес без утрат. Материал — тканная тесьма/кожа. Ремни подвеса первого типа. Крючок-застежка третьего типа.
ОПМК. Инв. ном.: Ор-4431.
[15]
3-9 Сабля. Персия — XVII в.
Из собрания графа С.Д. Шереметева.
Подвес, вероятно, без утрат. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Крючок-застежка третьего или четвертого типа — на фотографии скрыта правая часть застежки.
ГЭ. Инв. ном.: Ор-62/1-3.
[12, с. 73, ил. VIII]
3-10 Венгерская сабля. Венгрия — XVI в.
Подвес вероятно без утрат, доступная фотография не позволяет рассмотреть детали. Ремни подвеса второго типа. Крючок-застежка третьего или четвертого типа.
ОПВ. Инвентарный номер неизвестен.
[20, с. 77]
3-11 Венгерская сабля. Венгрия — приблизительно 1560 г.
Традиционно приписывается Стефану Баторию. Была преподнесена королю Августу Сильному в подарок одним из приближенных.
Подвес с утратами. Материал — кожа. Ремни подвеса второго типа, подтип с четырьмя кольцами подвеса. Отсутствует правая часть основного пояса. Крючок-застежка третьего или четвертого типа.
МВП. Инв. ном.: 337.
[8, с. 187; 27, с. 102-103; 33]
3-12 Меч. Аравия/Османская Империя — VII в./оправа — XVI в.
Принадлежал сподвижнику пророка Мухаммада Аз-Зубайр ибн аль-Авваму.
Подвес с утратами. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса второго типа. Отсутствует правая часть основного пояса. Крючок-застежка третьего или четвертого типа.
МДТ. Инв. Ном.: 21/140.
[18, с. 209; 25, с. 35]
3-13 Меч. Аравия/Османская Империя — VII в./оправа — XVI в.
Принадлежал книжнику пророка Мухаммада Абу Хасану.
Подвес без утрат — неправильная реконструкция. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса второго типа. Крючок-застежка четвертого типа.
МДТ. Инв. Ном.: 21/141.
[18, с. 198; 25, с. 36]
3-14 Меч. Аравия/Османская Империя — VII в./оправа — XVI в.
Принадлежал неизвестному сподвижнику пророка Мухаммада.
Подвес без утрат — неправильная реконструкция. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса второго типа. Крючок-застежка четвертого типа.
МДТ. Инв. Ном.: 21/142.
[18, с. 210-211; 25, с. 37]
3-15 Меч. Аравия/Османская Империя — VII в./оправа — XVI в.
Принадлежал сподвижнику пророка Мухаммада Халид ибн аль-Валиду.
Подвес без утрат — неправильная реконструкция. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса второго типа. Крючок-застежка третьего типа.
МДТ. Инв. Ном.: 21/146.
[18, с. 204-205; 25, с. 44-45]

-188-


No
Описание подвеса
Источники
3-16 Меч. Аравия/Османская Империя — VII в./оправа — XVI в.
Принадлежал сподвижнику пророка Мухаммада Халид ибн аль-Валиду.
Подвес без утрат. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса второго типа. Крючок-застежка третьего типа.
МДТ. Инв. Ном.: 21/147.
[18, с. 201-203; 25, с. 46-47]

Портупейные комплекты с крючком-застежкой, для которых оценка типа подвеса затруднена
4-1 Польская карабела. Польша — первая половина XVIII в.
Подвес вероятно без утрат — оценка типа подвеса затруднена. Основной пояс относится, вероятно, к третьей группе. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Крючок-застежка третьего типа.
МВП. Инв. ном.: 24361.
[27, с. 60]
4-2 Армянка. Польша — конец XVII в.
Подвес вероятно без утрат — оценка типа подвеса затруднена. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса первого типа. Крючок-застежка третьего типа.
МВП. Инв. ном.: 24362.
[27, с. 62-63]
4-3 Сабля. Венгрия — 1514 г.
Принадлежала Фердинанду II.
Подвес с утратами. От портупеи остался лишь металлический прибор полноту которого оценить сложно. В его состав входит крючок-застежка второго типа, два ременных распределителя, четыре наконечника и целый ряд накладок-запряжников (?). Судя по всему, ремни подвеса относились ко второму типу, подтипу с четырьмя кольцами подвеса.
НМВ. Инв. Ном.: 55.3236.
[20, с. 72; 24, с. 48, ил. 8]
4-4 Меч. Аравия/Османская Империя — VII в./оправа — XVI в.
Принадлежал второму праведному халифу Умар ибн аль-Хаттабу.
Подвес вероятно с незначительными утратами — оценка типа подвеса затруднена. Материал — тканная тесьма. Ремни подвеса второго типа. Крючок-застежка четвертого типа.
МДТ. Инв. Ном.: 21/132.
[25, с. 22]
4-5 Сабля.
Принадлежала Зейн аль-Абидини внуку Али ибн Абу Талиб.
Подвес без утрат — оценка типа подвеса затруднена. Ремни подвеса второго типа. Крючок-застежка четвертого типа.
МДТ. Инв. Ном.: 21/139.
[25, с. 34]

Список сокращений

ГЭ — Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург, Россия.
МВП — Музей Войска Польского, г. Варшава, Польша.
МГ — Музей Гугун. Императорский Запретный Город, г. Пекин, Китай.
МДТ — Музей дворца Топкапы, г. Стамбул, Турция.
МЗГК — Музей земли Гессен Кассель, г. Кассель, Германия.
НМВ — Национальный музей Венгрии, г. Будапешт, Венгрия.
НМК — Национальный музей в Кракове, г. Краков, Польша.
ОПМК — Оружейная палата Московского Кремля, г. Москва, Россия.
ОПВ — Оружейная палата Художественно-исторического музея, г. Вена, Австрия.
ТПД — Турецкая палата (часть Оружейной палаты Дрездена), г. Дрезден, Германия.

-189-


Список источников и литературы

1. Акчуріна-Муфтієва Н. М. Декоративно-прикладне мистецтво кримських татар ХV – першої половини ХХ ст. (етапи розвитку, типологія, стилістика, художні особливості: дис... д-ра мистецтвознав. – Львів, 2009.
2. Аствацатурян Э. Г. Турецкое оружие в собрании Государственного исторического музея. – Спб., 2002. – 336 с.
3. Афоньков Н. Н. Стрелковый пояс и кошель золотоордынского времени из курганного могильника у с. Усть-Курдюм // Археологическое наследие Саратовского края. Вып.10. – Саратов, 2012. – С. 158-163.
4. Бобров Л. А., Худяков Ю.С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени (XV-первая половина XVIII в.). – Спб., 2008. – 776 с.
5. Государева оружейная палата. Сто предметов из собрания Российских императоров. – Спб., 2002. – 407 с.
6. Денисова М. М., Портнов М. Э., Денисов Е. Н. Русское оружие. Краткий определитель русского боевого оружия XI–XIX вв. – М., 1953. – 168 с.
7. Квасневич В. Польские сабли. – Спб., 2005. – 224 с.
8. Квасневич В. Лексикон холодного и метательного оружия. – Спб., 2012. – 280 с.
9. Кубарев Г. В. К вопросу о саадачном или «стрелковом» поясе у древних тюрок Алтая // Древности Алтая (известия лаборатории археологии No3). – Горно-Алтайск, 1998. – c.190-197.
10. Курмановский В. С. Сабельные клинки в России XVI-XVII вв.: морфология и конструктивные особенности: дис... канд. ист. наук. – М., 2010.
11. Курылев В. П. Казахские кожаные мужские пояса в собраниях МАЭ // Памятники традиционно-бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник Музея Антроп. и Этногр. Выпуск 43. – Л., 1989. – С. 85-98.
12. Ленц Э. Э. Опись собрания оружия графа С. Д. Шереметева. – СПб., 1895. – 197 с.
13. Солнцев Ф. Г. Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя. – М., 1853. – 186 c.
14. Солнцев Ф. Г. Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I. Отделение III. Альбом. – М., 1853. – 147 л. ил.
15. Тихомирова Е. В., Мартынова Т.В. Золотой век русского оружейного искусства: царское оружие и конское убранство XVII века. – М., 1993. – 176 с.
16. Тоїчкін Д. В. Козацька шабля XVII-XVIII ст.: історико-зброєзнавче дослідження. – К., 2007. – 368 с.
17. Тоїчкін Д.В. Клинкова зброя козацької старшини XVI – першої половини ХІХ ст.: проблеми атрибуції та класифікації. – К., 2013. – 464 с.
18. Aydin H. Sultanlarin Silahlari: Topkapi Sarayi Silah Koleksiyonu. – Istanbul, 2007. – 228 p.
19. Gugong Bowuyuan Cang Wenwu Zhenpin Quanji 56: Qing gong wu bei. The Complete Collection of Treasures of the Palace Museum, Beijing 56: Armaments and Military Provisions. Palace Museum, Beijing – Hong Kong, 2008. – 264 p.

-190-


20. Kalmár J. Régi magyar fegyverek. – Budapest, 1971. – 430 p.
21. Miller Y.A. Kaukasiske Vaben fra Eremitagemuseet, Skt. Petersborg. Caucasian Arms from the State Hermitage Museum, St. Petersburg. – Næstved, 2004. – 356 p.
22. Petrasch E. et al. Die Karlsruher Türkenbeute. Die Türckische Kammer des Markgrafen Ludwig Wilhelm von Baden-Baden. – Munchen, 1991. – 479 p.
23. Schuckelt H. Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden. – Dresden, 2010. – 384 p.
24. Temesváry F. Fegyverkincsek, díszfegyverek. – Budapest, 1982. – 112 p.
25. Yucel U. Islamic swords and swordsmiths. – Istambul, 2001. – 174 p.
26. Zablocki W. Cięcia prawdziwą szablą. – Warszawa, 1989. – 348 s.
27. Żygulski Z. Stara Broń w Polskich Zbiorach. – Gdańsk, Warszawa, 1984. – 284 s.
28. Żygulski Z. Odsiecz Widenska 1683. – Kraków, 1988. – 202 p.
29. Музеи Московского Кремля. Галерея изображений. – Режим доступа: http://imagesgallery.kreml.ru/
30. Katalog der Osmanischen Waffen der Museumslandschaft Hessen Kassel. – Режим доступа: http://turcica.museum-kassel.de/200349/
31. Muzeum Narodowe w Krakowie. The collections and the online catalog. – Режим доступа: http://katalog.muzeum.krakow.pl
32. Sketches of the Emperor John VIII Palaeologus, a Monk, and a Scabbard. The Art Institute of Chicago. – Режим доступа: http://www.artic.edu/aic/collections/artwork/113568
33. Szabla Stefana Batorego. Muzeum Wojska Polskiego w Warszawie. – Режим доступа: http://www.muzeumwp.pl/emwpaedia/szabla-stefana-batorego.php.

-191-