header photo

Главная - Военное дело - Вооружение

Восточный сабельный подвес — краткий очерк

Прокопенко Владимир (Velizariy)

Вступление

Сабельный подвес является одной из малоизученных тем истории оружия. Это связано как с его слабой сохранностью, так и относительно ограниченным количеством научных публикаций посвященных сабле. Но даже в существующих работах авторы часто обходят своим вниманием особенности подвеса, акцентируя свое внимание на более долговечных элементах. И это неудивительно, поскольку далеко не все, из дошедших до наших дней образцов, могут похвастаться полнотой комплекта. Потери застежек, ременных распределителей и фрагментов пояса значительно осложняет правильную реконструкцию подвеса. Во многом, отсутствие материальных артефактов компенсируются изобразительными источниками, которые нередко достаточно точно иллюстрируют и вид подвеса, и способ его ношения. Однако анализа миниатюр на данный момент проведено не будет (кроме обного исключения для более позднего времени). Эта часть работы будет отложена до момента формирования базы изобразительных источников. А пока мы постараемся объединить вместе доступные материалы по сабельному подвесу и провести первичный его анализ. Территориальные границы очерка включают в себя Османскую Империю, страны Восточной Европы, Среднюю Азию и Иран. Изначально временными рамками являлся период XVI-XVII вв., однако по факту они были расширены до XVIII-XIX вв.


Использованные источники

Иностранные языки
1. Robert Elgood The Arms of Greece and Her Balkan Neighbors in the Ottoman Period. 2009.
2. Holger Schuckelt Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden. 2010.
3. Temesváry Ferenc Fegyverkincsek, díszfegyverek. 1982.
4. 清宫武备 清宫博物院藏文物珍品大系. 2008.
5. Zdzisław Żygulski Odsiecz wiedeńska 1683. Krakow, 1988.
6. Hilmi Aydin Sultanlarin Silahlari. Ankara, 2012.
7. Unsal Yucel Islamic swords and swordsmiths. Istambul, 2001.
8. Gutowski J. Broń i uzbrojenie Tatarów. Warszawa. 1997.
10. Ред. Миллер Ю. Russian Arms and Armor. 1982.

Кириллица
1. Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. Москва, 1849-1853.
2. Аствацатурян Э.Г. Турецкое оружие. Санкт-Петербург, 2002.
3. Введенский Г.Э. Янычары. Санкт-Петербург, 2003.
4. Тихомирова Е.В., Мартынова Т.В Золотой век русского оружейного искусства: царское оружие и конское убранство XVII века. Москва, 1993.
5. Памятники традиционно-бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник Музея Антроп. и Этногр., выпуск 43. Л. 1989 г.
6. Лютов А. Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея. Сант-Петербург, 2006.

Интернет источники
1. Музеи Московского Кремля: http://imagesgallery.kreml.ru/
2. Czerny's International Auction House: http://www.czernys.com/
3. Sotheby's: http://www.sothebys.com/
4. Hermann Historica: http://www.hermann-historica.de/
5. Oriental-Arms: Antique Arms and Armors: http://oriental-arms.co.il/
6. Swords and Antique Weapons for Sale — International: http://www.swordsantiqueweapons.com/
7. Livrustkammaren: http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus
8. Wikipedia: http://www.wikipedia.org/
9. Військово-історичний фотомузей: http://museum.velizariy.kiev.ua/
10. Czehryński Pułk Kozaków Regestrowych: http://www.czernichowski.fora.pl/
11. Веб-альбомы Picasa: https://picasaweb.google.com/
12. Muzeum Narodowe w Krakowie: http://www.muzeum.krakow.pl/
13. Muzeum Wojska Polskiego w Warszawie: http://www.muzeumwp.pl/
14. Rusklad.com: http://rusklad.com/forum.html
15. Аукцион "ВИОЛИТИ": http://auction.violity.kiev.ua/
16. Staatliche Kunstsammlungen Dresden — Startseite: http://www.skd.museum/


Список изменений материала

06.08.2012
Публикация материала.


Сабельный подвес на плетеных шнурах

Одним из самых простых материалов для изготовления сабельного подвеса является плетеный шнур. Доступность и простота изготовления вместе с широкими возможностями для украшений определило как широкое использование последнего, так и множество вариантов вязки подвеса. Так, на (Рис. 1-1) представлены фотографии фрагментов ряда плетеных шнуров дошедших до наших дней и дающих представление о технике плетения и цветах.


Рис. 1-1. Примеры плетения шнуров используемых для сабельного подвеса.
(а) — Сабля князя Александра Ивановича Лобанова-Ростовского, начало XVII ст. (№ Ор-143/1-2 (2859396)) [1]; (б) — сабля Козьмы Минина, XVII ст. (№ Ор-63/1-3 (2755569)) [1]; (в) — персидская сабля, XIX ст. [2]; (г) — османская сабля, XIX ст. [3]; (д) — османский килидж, XIX ст. [3]; (е) — османская сабля, XIX ст. [4]; (ж) — иранский палаш, XVII ст. (№ Ор-196/1-2 (2817858)) [1]; (з) — турецкий палаш, XVII ст. (№ Ор-194/1-2 (2817856)) [1]; (и) — арабская сабля, XIX ст. [5]; (к) — османская сабля, XIX ст. [6]; (л) — персидская сабля, XIX ст. [7]; (м) — османская сабля [8].

Простейшим вариантом такого подвеса является вязка представленная на (Рис. 1-2). Цельный, длинный шнур вязали таким образом, чтобы получить два узла с отходящими петлями: две из них проходят через кольца ножен, а третья используется для крепежа длинного "пояса". Последним могли как опоясываться, так и пускать через плечо. Роль "застежки" мог играть простой узел или специальная "пуговица".


Рис. 1-2. Примеры вязки первого варианта подвеса.
(а) — Московская сабля, XVII ст. (№ 7437 (1883:a) и 7438 (1883:b)) [9]; (б) — османская сабля, XIX ст. [3].

Впрочем, несмотря на простоту первого варианта, до наших дней дошли сабельные подвесы с более сложным способом вязки. Так, сабля из собрания Оружейной палаты принадлежащая Козьме Минину (Рис. 1-3) имеет, помимо двух основных петель идущих к кольцам ножен, дополнительную третью — диагональную. Вполне возможно, что эта дополнительная "растяжка" делала конструкцию более "жесткой" и не давала сабле раскачиваться. Любопытно, что участки шнура, соприкасающиеся с кольцами на ножнах, зашиты в кожаный чехол предотвращающий его от истирания.


Рис. 1-3. Сабля Козьмы Минина, XVII ст. (№ Ор-63/1-3 (2755569)) [1].

Судя по всему, эта диагональная петля могла вязаться от любого узла (Рис. 1-4). А общая длинна петель зависела от способа ношения: более длинные петли для ношения через пояс, и более короткие — через плечо. Впрочем, последнее утверждение требует параллельного подтверждения при исследовании изобразительных источников.


Рис. 1-4. Примеры вязки второго варианта подвеса с диагональной петлей.
(а) — Балканская сабля, начало XIX ст. (№ BMA 32558) [10]; (б) — балканская сабля, начало XIX ст. (№ NHMA 1810) [10].

Судя по сохранившимся предметам, в XVIII-XIX вв. было весьма популярно ношение сабли в почти-что вертикальном положении, при сохранении расположения точек подвеса на ножнах с одной стороны (Рис. 1-5, 1-6).


Рис. 1-5. Примеры вязки третьего варианта подвеса с диагональной петлей.
(а) — Османская сабля, XIX ст. [6]; (б) — персидская (?) сабля (№ 7355 (2093:a) и7356 (2093:b)) [9].


Рис. 1-6. Примеры вязки третьего варианта подвеса с диагональной петлей.
(а) — Килидж, начало XIX ст. (№ BMA 5907) [10]; (б) — балканская сабля, XIX ст. (№ BMA 5867) [10].
(а) — Судя по расположению шнуров, возможно, изначально диагональная петля была перекинута через устье ножен.

Достигалось это небольшой "модификацией" второго варианта подвеса с диагональной петлей. Но тут она огибала ножны и выворачивала их в вертикальное положение. Хорошими иллюстрациями такого подвеса служат рисунки того времени (Рис. 1-7). Нередко узлы закрывались кожей или фигурными металлическими накладками, а шнур на некоторых участках прятали в тканую или кожаную обмотку для предотвращения перетирания.


Рис. 1-7. Вероятные изображения третьего варианта подвеса.
(а) — Автопортрет Луи Дюпре, 1821 г. [11]; (б) — мамлюк, 1816-1824 гг. [12].

Надо отметить, что вертикальное размещение сабли можно реализовать и другим путем. В XVIII-XIX вв. так подвешивали турецкие сабли-килиджи (Рис. 1-8, 1-9).


Рис. 1-8. Примеры вязки четвертого варианта подвеса - вертикального.
(а) — Турецкий килидж, XIX ст. [3]; (б) — турецкий килидж, XIX ст. [13].


Рис. 1-9. Примеры вязки четвертого варианта подвеса - вертикального.
(а) — Прорисовка килиджа с подвесом [14]; (б) — турецкий килидж, XIX ст. (№ SFA 0731) [10].

Особенность данного варианта заключается в том, что кольца подвеса расположены на одном уровне по разные стороны ножен. Подвес состоит из двух узлов с тремя петлями: двумя одинаковыми по длине, идущими к кольцам ножен, и одной для общего крепежа. Такой подвес обычно носится через плечо, и на (Рис. 1-10) представлена хорошая иллюстрация позволяющая рассмотреть его в деталях.


Рис. 1-10. Пример четвертого варианта подвеса килиджа [15].

Хотя данная конструкция подвеса прочно ассоциируется с килиджами, надо отметить, что в музейных собраниях хранится целый ряд различных сабель XVII-XVIII вв. имеющих аналогичное расположение колец на ножнах. Это наталкивает на мысль о более раннем и широком распространении данного варианта подвеса. Некоторые доказательства этого утверждения можно найти в османской миниатюре XVII ст.

Использованные источники
1. Музеи Московского Кремля: http://imagesgallery.kreml.ru/
2. Czerny's International Auction House: http://www.czernys.com/
3. Sotheby's: http://www.sothebys.com/
4. Shamshir: http://www.hermann-historica.de/auktion/hhm61.pl?f=NR_LOT&c=2671&t=temartic_W_D&db=kat61_w.txt
5. Arab Sword Shamshir: http://oriental-arms.co.il/item.php?id=1214
6. An silver-mounted Ottoman kilij with suspension: http://www.hermann-historica.de/auktion/hhm56.pl?f=NR&c=71781&t=temartic_P_GB&db=kat56_p.txt
7. A Persian kilij with silver inlay: http://www.hermann-historica.de/auktion/hhm63.pl?f=NR_LOT&c=2212&t=temartic_A_GB&db=kat63_a.txt
8. Swords and Antique Weapons for Sale — International: http://www.swordsantiqueweapons.com/s480_full.html
9. Livrustkammaren: http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus
10. Robert Elgood The Arms of Greece and Her Balkan Neighbors in the Ottoman Period. 2009.
11. Louis Dupré self-portrait: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Louis_Dupr%C3%A9_self-portrait.jpg
12. A Mamluk from Aleppo: http://en.wikipedia.org/wiki/File:A_Mamluk_from_Aleppo.jpg
13. Введенский Г.Э. Янычары. Санкт-Петербург, 2003.
14. Аствацатурян Э.Г. Турецкое оружие, Санкт-Петербург, 2002.
15. Сталева грань 5: http://museum.velizariy.kiev.ua/kiev/sg2010_5/index.html


Промежуточный вариант

На ряду с плетеным шнуром, для изготовления сабельного подвеса массово используются кожаные и тканые ремни. Надо отметить, что некоторые из дошедших до наших дней артефактов представляют собой кожаные (Рис. 2-1, а) или тканые (Рис. 2-1, б) ремешки связанные простыми узлами, без литой гарнитуры и застежек. Впрочем, сейчас пока еще сложно сказать, было-ли это результатом музейной "реконструкции", временной мерой или устоявшейся традицией.


Рис. 2-1. (а) — Простой подвес на кожаных ремешках: ножны сабель, XVII ст. (№ 7506 (1920:b)) [1];
(б) — на тесьме: турецкая сабля, XVI ст. (№ 5662 (1873:a) и 5663 (1873:b)) [1].

Использованные источники
1. Livrustkammaren: http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus


Сабельный подвес на кожаных или тканых ремнях — отдельные элементы

Среди дошедших до наших дней образцов сабельного подвеса, самыми массовыми являются сложные подвесы с пряжками, ременными распределителями и регуляторами длины ремня. Основным материалом для изготовления ремней являлась кожа, плетеная тесьма, а также комбинации этих материалов (тесьма усиленная кожаным ремнем (Рис. 3-1, з) и, предположительно, кожаный ремень внешне покрытый тканью (Рис. 4-2; 4-4; 7-3, б)). Наиболее часто отмечено использование в роли ремней тканой тесьмы. Некоторое представление о разнообразности текстур и рисунков последней можно получить при ознакомлении с рисунком 3-1.


Рис. 3-1. Примеры текстуры и рисунков тканых поясов сабельного подвеса.
(а) — Турецкая сабля, конец XVII ст. (№ VII 72) [1]; (б) — польская карабела, XVIII ст. (№ MNK V-43) [2]; (в) — сабля "большого наряда" царя Михаила Федоровича, начало XVII ст. (№ Ор-139/1-3 (2732166)) [3]; (г) — сабля "большого наряда", начало XVII ст. (№ Ор-138/1-3 (2732165)) [3]; (д) — турецкая сабля, конец XVI ст. [1]; (е) — турецкая сабля, конец XVI ст. [1]; (ж) — сабля князя Ф.М. Мстиславского, начало XVI ст. (№ Ор-205/1-3 (2732167)) [3]; (з) — турецкая сабля, XVII ст. (№ Ор-204/1-3 (2832435)) [3]; (и) — сабля Д.М. Пожарского, начало XVII ст. (№ Ор-62/1-3 (2755568)) [3]; (к) — московская сабля, 1618 (№ Ор-136/1-3 (163556)) [3]; (л) — сабля "большого наряда" царя Михаила Федоровича, начало XVII ст. (№ Ор-137/1-3 (2732162)) [3]; (м) — персидская сабля, начало XVII ст. (№ Ор-197/1-3 (2733749)) [3]; (н) — польская сабля, начало XVII ст. (№ Y 28) [1].

Сабельные подвесы рассмотренные в этом разделе характеризуются довольно сложной организационной структурой, и в зависимости от строения основного пояса, могут быть разделены на три группы, а в зависимости от строения непосредственно ремней подвеса — еще условно на четыре группы.

Также следует отдельно рассмотреть и другие элементы подвеса. Так, пряжки-застежки можно разделить на 4 группы. К первой относятся горизонтальные крючки (Рис. 3-2, I). Последние могут быть как рамочными (Рис. 3-2, I:а), так и представлять собой накладку с горизонтальным крючком (Рис. 3-2, I:б,в). Любопытно отметить, что в данном случае противоположная сторона ремня с отверстиями под крепление может усиливаться накладками (Рис. 4-1) (впрочем, это верно и в случае промежуточных рамочных пряжек (Рис. 3-3, II:д)). А сама структура пояса часто довольно простая (Рис. 4-1 и 4-3). Вертикальный рамочный крючок относится ко второй группе. Тут, для застегивания, на другом конце ремня необходима еще одна рамка с отверстием для продевания крючка (Рис. 3-2, II). Пряжки третьей группы представляют собой две рамки, крепящиеся к разным концам пояса и соединяющую их S-образную застежку. С одной стороны окончание застежки поджато, а с другой свободно (Рис. 3-2, III). Для двух последних групп характерно наличие дополнительных элементов регулирования длинны основного ремня. К четвертой группе относятся рамочные пряжки (Рис. 3-2, IV). Относительно немногочисленная группа, встречающаяся в простых по структуре поясах.


Рис. 3-2. Примеры основных застежек.
I — Горизонтальный крючок: (а) — венгерская сабля, начало XVI ст. (№ 55.3236) [4]; (б) — сабля князя Ф.М. Мстиславского, начало XVI ст. (№ Ор-205/1-3 (2732167)) [3]; (в) — сабля-чечуга из собрания Бэйпин Гугун, XVIII ст. [5];
II — вертикальный крючок: (а) — польская сабля, конец XVII ст. [6]; (б) — сабля Д.М. Пожарского, начало XVII ст. (№ Ор-62/1-3 (2755568)) [3]; (в) — сабля царя Петра Алексеевича (Петра I), конец XVII ст. (№ Ор-4431) [7]; (г) — польская сабля [8]; (д) — турецкая оправа меча, начало XVII ст. [9];
III —S-образная застежка: (а) — турецкая оправа меча [10]; (б) — сабля "большого наряда" царя Михаила Федоровича, начало XVII ст. (№ Ор-139/1-3 (2732166)) [3]; (в) — московская сабля, 1618 (№ Ор-136/1-3 (163556)) [3]; (г) — туркменская сабля (ГМЭ, № 5910-125:6) [11]; (д) — туркменская сабля (ГМЭ, № 6847-6/а—б) [11]; (е) — среднеазиатская сабля [12];
IV — рамочная пряжка: (а) — сабля-трофей Густава II Адольфа (№ 17142 (1872:a)) [13, 14]; (б) — "сабля казацкой старшины" [15].

Для регулирования длинны как основного, так и поясов подвеса используются рамочные пряжки. Их можно разделить на три группы. Первая группа (Рис. 3-3, I) это простые однорамочные пряжки. Отмечены, в рамках обзора, по большей части, в образцах московского происхождения. Вторая имеет две рамки (Рис. 3-3, II): через внешнюю продевается ремень, а на внутренней крепится язычок и через нее проходит другой конец ремня. Отмечены, по большей части, на предметах турецкого происхождения. Третью группу представляют двухрамочные симметричные пряжки (Рис. 3-2, IV:а и 4-4)


Рис. 3-3. Примеры дополнительных рамочных пряжек.
I — одинарная рамочная пряжка: (а) — сабля "большого наряда", начало XVII ст. (№ Ор-138/1-3 (2732165)) [3]; (б) — сабля "большого наряда" царя Михаила Федоровича, начало XVII ст. (№ Ор-137/1-3 (2732162)) [3]; (в) — сабля "большого наряда" царя Михаила Федоровича, начало XVII ст. (№ Ор-139/1-3 (2732166)) [3]; (г) — московская сабля, 1618 (№ Ор-136/1-3 (163556)) [3]; (д) — персидская сабля, начало XVII ст. (№ Ор-197/1-3 (2733749)) [3]; (е) — сабля Д.М. Пожарского, начало XVII ст. (№ Ор-62/1-3 (2755568)) [3]; (ж) — польская карабела, XVIII ст. (№ MNK V-43) [2, 17];
II — двойная рамочная пряжка: (а) — турецкая сабля, XVII ст. (№ Ор-204/1-3 (2832435)) [3]; (б) — турецкая сабля, конец XVI ст. [1]; (в) — турецкая оправа меча, начало XVII ст. [9]; (г) — турецкая оправа меча, конец XVI ст. [9]; (д) — турецкая оправа меча [9].

В точках крепежа к основному поясу ремней идущих к кольцам ножен находятся ременные распределители. Последние представляют собой круглые накладки с обратной стороны которых находятся дужки для продевания ремней (Рис. 3-4 и 3-5). Их конструкция может быть разной: это может быть три небольших стержня служащие основой для кольца (Рис. 3-4, г, д; 3-5, в, г) или треугольника (Рис. 3-5, а, б), либо три дужки расположенные под углом (Рис. 3-4, б).


Рис. 3-4. Примеры ременных распределителей.
(а) — Персидский шамшир, XIX ст. [16]; (б) — польская карабела, XVIII ст. (№ MNK V-43) [2, 17]; (в) — турецкая оправа меча, начало XVII ст. [10]; (г) — сабля "Стефана Батория", конец XVI ст. [18]; (д) — польская сабля [8].

На рисунке 3-5 представлены находки ременных распределителей сделанные частными поисковиками при помощи металлоискателей. Для них нет ни точной географической, ни хронологической привязки, что значительно усложняет использование подобных предметов в научных работах. Однако эти фотографии могут быть полезны с точки зрения реконструкции, так как дают общее представление об особенностях их конструкции.


Рис. 3-5.
Случайные находки ременных распределителей.
(а) — [19]; (б) — [20]; (в) — [21]; (г) — [22].

Использованные источники
1. Holger Schuckelt Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden. 2010.
2. Rapcie do szabli: http://www.czernichowski.fora.pl/dodatki-do-strojow,4/rapcie-do-szabli,81.html
3. Музеи Московского Кремля: http://imagesgallery.kreml.ru/
4. Temesváry Ferenc Fegyverkincsek, díszfegyverek. 1982.
5. 清宫武备 清宫博物院藏文物珍品大系. 2008.
6. Zdzisław Żygulski Odsiecz wiedeńska 1683. Krakow, 1988.
7. Тихомирова Е.В., Мартынова Т.В Золотой век русского оружейного искусства: царское оружие и конское убранство XVII века. Москва, 1993.
8. Музей Війська Польського: http://museum.velizariy.kiev.ua/poland/mvp/index.html
9. Hilmi Aydin Sultanlarin Silahlari. Ankara, 2012.
10. Unsal Yucel Islamic swords and swordsmiths. Istambul, 2001.
11. Ботяков Ю.М., Янборисов В.Р. Холодное оружие туркмен // Памятники традиционно-бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник Музея Антроп. и Этногр., выпуск 43. Л. 1989 г.
12. Національний музей історії Узбекістану (Ташкент): http://museum.velizariy.kiev.ua/uzbek/tashkent/index.html
13. Livrustkammaren: http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus
14. Альбом sasa: http://picasaweb.google.com/alexander.lemeshko/Shared#
15. Переяслів-Хмельницький історичний музей: http://museum.velizariy.kiev.ua/kiev_obl/pereyasliv_ist/index.html
16. Shamshir mit Gehänge: http://www.hermann-historica.de/auktion/hhm57.pl?f=NR&c=75892&t=temartic_A_GB&db=kat57_a.txt
17. Karabela z pochwą: http://katalog.muzeum.krakow.pl/pl/work/MNK-V-43-Karabela-z-pochw%C4%85
18. Szabla Stefana Batorego: http://www.muzeumwp.pl/emwpaedia/szabla-stefana-batorego.php
19. http://rusklad.com/habar-f8/konina-interesnie-nahodki-t814-45.html
20. http://auction.violity.kiev.ua/148074-remennoj-raspredelitel
21. http://auction.violity.kiev.ua/151832-remennoj-raspredelitel
22. http://auction.violity.kiev.ua/148352-remennoj-raspredelitel


Сабельный подвес на кожаных или тканых ремнях

Классификация подвеса по особенностям конструкции основного пояса

Классификация подвеса можно начать с рассмотрения особенностей конструкции основного пояса. Тут можно выделить три группы.

К первой группе можно отнести цельные пояса без дополнительных элементов регулирования длинны. Хорошими примером здесь является сабля князя Ф.М. Мстиславского из собрания Оружейной палаты Московского Кремля (Россия) (Рис. 4-1) и "сабли казацкой старшины" хранящиеся в собрании музея в Переяслав-Хмельницком (Украина) и Артиллерийском музее (г. Санкт-Петербург, Россия) (Рис. 4-2).


Рис. 4-1. Сабля князя Ф.М. Мстиславского из собрания Оружейной палаты Московского Кремля (№ Ор-205/1-3 (2732167))
(а) — [1]; (б) — [2].

Как можно видеть, изменение длины ремня осуществляется, в первом случае, застежкой-крючком, и двухрамочной пряжкой, в другом случае. Соответственно и нет необходимости в дополнительных средствах регулировки. Любопытно отметить ремни подвеса "сабель казацкой старшины": они довольно толстые и снаружи покрыты тканью, возможно внутри находится кожаная основа. Аналогичные ремни имеет и подвес сабли-трофея шведского короля Густава II Адольфа (Рис. 4-4).


Рис. 4-2. "Сабли казацкой старшины" [3].

В рамках данной группы можно выделить и отдельный вариант. Его основное отличие заключается в дискретности (не цельности) основного пояса. Так, под каждым ременным распределителем пояс разрывается и фиксируется. По сути, ремень состоит из трех отдельных частей, внешне кажущихся цельными (Рис. 4-3). Часто этот момент довольно сложно проследить (как в случае с подвесом (Рис. 7-4)), однако наличие швов (Рис. 3-1, д; 3-4, а) и обрывы отдельных фрагментов (Рис. 7-1, а) позволяют судить о определенной распространенности такого подхода.


Рис. 4-3. Сабля-чечуга из собрания Бэйпин Гугун, XVIII ст. [4].

В некоторых случаях ременные распределители могли быть заменены на простые кольца (Рис. 4-4). Возможно это могло быть связано с довольно крупным сечением ремня.


Рис. 4-4. Сабля-трофей Густава II Адольфа (№ 17142 (1872:a)).
(а) — [5, 6]; (б) — [7].

Ко второй группе относится сабельный подвес с цельным основным поясом и имеющий дополнительный элемент регулирования длинны. Необходимость в последнем обусловлена невозможностью регулировки длины ремня основной пряжкой. Этот "недостаток" характерен для второго и третьего типа застежек (Рис. 3-2). В данном случае, эта группа представлена одним единственным экземпляром из коллекции Национального музея в Кракове (пол. Muzeum Narodowe w Krakowie) — польской карабелой XVIII ст. (Рис. 5-1). Тут пояс идет от одной половинки застежки, проходит через оба ременных распределителя, заворачивается на второй половинке застежки и оканчивается простой рамочной пряжкой. Последняя может фиксироваться в нескольких позициях на ремне, тем самым изменяя его общую длину.


Рис. 5-1. Польская карабела, XVIII ст. (№ MNK V-43).
(а) — [8]; (б) — [9].

Третья, самая многочисленная, группа представляет подвес в котором основной пояс состоит из двух отдельных ремней. В данном случае основной пряжкой является застежка второго и третьего типа (Рис. 3-2), а дополнительная регулировка осуществляется при помощи простых рамочных пряжек (Рис. 3-3). Последние обычно одинаковы как в составе основного пояса, так и в ремнях подвеса. В данном случае, ремень от одной из половинок застежки идет через ременные распределители и оканчивается рамочной пряжкой. Тут-же располагаются шлевки для фиксации другой части пояса. Последний, с другой половинкой застежки, оканчивается отверстиями для фиксации в рамочной пряжке. Ряд сабель с таким подвесом представлены на рисунках 6-1, 6-2, 6-3.


Рис. 6-1. (а) — Сабля "большого наряда", начало XVII ст. (№ Ор-138/1-3 (2732165)) [2]; (б) — сабля "большого наряда" царя Михаила Федоровича, начало XVII ст. (№ Ор-139/1-3 (2732166)) [2].


Рис. 6-2. Московская сабля, 1618 (№ Ор-136/1-3 (163556)). (а) — [1]; (б) — [10].

Надо отметить, что многие подвесы дошли до наших дней в поврежденном или неполном состоянии (Рис. 6-3, б). Поэтому первое впечатление о характере подвеса может быть неверным, в силу утрат и неправильной последующей реконструкции. Также стоит отметить наличие в этой группе "дискретных" поясов, аналогичных рассмотренным выше во второй группе. О его наличии иногда можно судить по имеющимся фотографиям изнанки ременных распределителей и отсутствию некоторых элементов пояса.


Рис. 6-3. Турецкие оправы старых мечей,XVI-XVII вв. [11].
Данные портупейные комплекты древних мечей были созданы в XVI-XVII вв. по аналогии с бытовавшими в то-же время сабельными. Это и было причиной включения их в эту работу.

Классификация подвеса по особенностям конструкции ремней подвеса

Подвес можно также классифицировать согласно конструктивным особенностям ремней подвеса. Правда здесь ситуация не столь четкая и требуются дополнительные исследования и расширение базы артефактов.

К первой группе относятся цельные ремни, с рамочной пряжкой и шлевками, которые проходят через кольца ножен, петли ременного распределителя и застегиваются сами на себя. К этой группе относятся ремни большинства рассмотренных выше подвесов (Рис. 4-1, 4-3, 5-1, 6-1, 6-2, 6-3).

Вторую группы составляют ремни состоящие из двух частей. Первая, короткая, крепится к кольцам подвеса ножен и оканчивается рамочной пряжкой. А вторая, длинная, отходит от ременного распределителя и имеет отверстия для фиксации пряжки (Рис. 7-1 и условно 7-2). К сожалению, в большинстве случаев, до наших дней дошли лишь ножны с короткими элементами (Рис. 7-1, б, в, г)


Рис. 7-1. (а) — Сабля, начало XVII ст. (№ 13807 (5676:c), 13679 (5676:a), 13680 (5676:b)) [6]; (б) — сабля (№ Y 159) [12]; (в) — турецкая оправа меча [13]; (г) — турецкая сабля, XVI ст. (№ Y 0078) [14].

Третью условную группу составляют предметы у которых на ножнах вместо двух колец подвеса имеется четыре — собранные попарно (Рис. 4-2, 7-2, 7-3). Учитывая характер распространения подобной детали, можно предположить его венгерское происхождение. Однако тут-же сталкиваемся с ограниченностью объема обработанного материала, что заставляет нас пока остановится на простом выделении данной группы без ее детального разбора.


Рис. 7-2. Сабля "Стефана Батория", конец XVI ст. [15].


Рис. 7-3. (а) — Турецкая сабля, XVI ст. (№ Y 53) [12]; (б) — венгерская сабля, XVI ст. (№ Y 106) [12].

К четвертой группе можно отнести нестандартные варианты подвеса, как-то вариант представленный на рисунке 7-4.


Рис. 7-4. Польская или венгерская сабля, XVII ст. (№ 5659 (1854:a), 5661 (1854:e), 5660 (1854:b)) [6].

Использованные источники
1. Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. Москва, 1849-1853.
2. Музеи Московского Кремля: http://imagesgallery.kreml.ru/
3. Переяслів-Хмельницький історичний музей: http://museum.velizariy.kiev.ua/kiev_obl/pereyasliv_ist/index.html
4. 清宫武备 清宫博物院藏文物珍品大系. 2008.
5. Gutowski J. Broń i uzbrojenie Tatarów. Warszawa. 1997.
6. Livrustkammaren: http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus
7. Альбом sasa: http://picasaweb.google.com/alexander.lemeshko/Shared#
8. Rapcie do szabli: http://www.czernichowski.fora.pl/dodatki-do-strojow,4/rapcie-do-szabli,81.html
9. Karabela z pochwą: http://katalog.muzeum.krakow.pl/pl/work/MNK-V-43-Karabela-z-pochw%C4%85
10. Ред. Миллер Ю. Russian Arms and Armor. 1982.
11. Hilmi Aydin Sultanlarin Silahlari. Ankara, 2012.
12. Holger Schuckelt Die Türckische Cammer: Sammlung orientalischer Kunst in der kurfürstlich-sächsischen Rüstkammer Dresden. 2010.
13. Unsal Yucel Islamic swords and swordsmiths. Istambul, 2001.
14. Säbel mit Scheide und Gehänge: http://skd-online-collection.skd.museum/de/contents/showSearch?id=287018
15. Szabla Stefana Batorego: http://www.muzeumwp.pl/emwpaedia/szabla-stefana-batorego.php


"Среднеазиатский" подвес

Данный подвес мною условно назван "среднеазиатским" хотя, скорее всего, он был характерен для значительно более широкого региона, включающего помимо Средней Азии, Иран и Закавказье.


Рис. 8-1. (а) — Кавказская или иранская сабля [1]; (б), (в) — туркменская сабля, XIX ст. [1, 2].

Для данного подвеса характерно ношение портупеи не на поясе а через плечо. Так, в данном случае, кожаные или тканые ремни, идущие от колец ножен, сходились вместе в одной точке, где были связаны специфическим узлом (Рис. 8-1) или сгруппированы иным способом под крупным ременным распределителем (Рис. 8-2). От узла или распределителя шли два ремня разной длинны оканчивающиеся застежкой третьего типа (Рис. 3-2, д, е) (это верно лишь для рассмотренных предметов). Портупея перебрасывалась через правое плечо и застежка оказывалась на груди. Хотя ремни двойные на большей части своей длины, ничего нельзя сказать о наличии или отсутствии системы регулирования их длины. Для этого варианта подвеса характерно богатое украшение ремней: как декоративными шлевками, так и различными накладками.


Рис. 8-2. (а) — Узбекская сабля, XIX ст. [1]; (б), (в) — туркменская сабля, XIX ст. [1, 2].

Использованные источники
1. Лютов А. Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея. Сант-Петербург, 2006.
2. Ботяков Ю.М., Янборисов В.Р. Холодное оружие туркмен // Памятники традиционно-бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник Музея Антроп. и Этногр., выпуск 43. Л. 1989 г.


Прокопенко Владимир (Velizariy)
Киев
6.08.2012