header photo

Главная - Военное дело - Вооружение

Винников А.З., Цыбин М.В. Орнаментированный топорик из Воронежской области

Винников А.З., Цыбин М.В. Орнаментированный топорик из Воронежской области // Вопросы истории славян.Археология, этнография. Сборник научных трудов. Выпуск 12. Воронеж, издательство Воронежского гос. университета, 1998. c. 95-98.

В Воронежском областном краеведческом музее хранится орнаментированный железный боевой топорик, найденный около с. Землянск Семилукского района Воронежской области (номер хранения 4686/А 1137). Его фотографии без сколько-нибудь полного описания были приведены в работе А. А. Спицына1. Редкость находок такого рода топориков на территории Восточной Европы2 обусловливает необходимость более подробной публикации этой находки.
Топорик имеет следующие размеры: длина — 13,3 см, ширина лезвия — 7 см, ширина обуха — 3,2 см, размер втулки — 2,5 х 2,1 см (рисунок). Топорик изготовлен из двух сваренных железных полос с оставлением втулки3, на одной из сторон которой хорошо виден соединительный шов.

-95-



Рисунок.
Орнаментированный боевой топорик из Воронежской области

-96-


Обе плоскости топорика украшены цветочно-растительным орнаментом, представленным изображениями тюльпанов (см. рисунок). Орнамент выполнен штамповкой, так что листья и бутоны получились выпуклыми. По краям плоскостей топорика проходит бортик, отделяющий также часть орнаментальной композиции, расположенной на обухе.
Бутоны тюльпанов оконтуривают два медальона, расположенных на обеих плоскостях лезвия. Диаметр медальонов — 3,7 см. На одном из них выгравировано изображение головы человека в высоком головном уборе (чалме) и с длинными волосами (?) (см. рисунок, а). На другом медальоне также техникой гравировки изображено лицо человека с бородой, рядом с ним — крест, а выше — две короны, находящиеся одна над другой (см. рисунок, в).
Изображение бутона цветка выгравировано на верхней плоскости обуха (см. рисунок, б), а на его ударной части нанесены несколько линий (см. там же). Кроме того, на нижней части лезвия имеется небольшой выступ, возможно, от несохранившегося украшения в форме головки животного4.
Вопрос о месте изготовления и датировке рассматриваемого топорика достаточно сложен. По форме и орнаментации он очень близок орнаментированным топорикам, найденным на территории Волжской Болгарии5. Они украшены цветочно-растительным орнаментом, в котором есть и изображения тюльпанов. По мнению некоторых исследователей, такого рода топорики являлись продукцией болгарских мастеров6. Не противоречит предположению о восточном происхождении рассматриваемого топорика и изображение человека в чалме, встречающееся на предметах светского средневекового искусства стран ислама7.
Не исключено, что изображения на медальонах топорика относятся к более позднему периоду, чем время изготовления этого изделия. Особенно это можно предполагать для изображения на втором медальоне (см. рисунок, в). Складывается впечатление, что лицо человека с бородой, крест, две короны выгравированы поверх уже имевшегося на медальоне рисунка. Изображение креста и корон связано с традициями христианского искусства. Кресты и короны изображены, например, на древнерусских актовых печатях8.
А.А. Спицын отнес рассматриваемый топорик к XVI—XVII вв.9 Однако этот тонкий исследователь подметил, что его форма и техника орнаментации свойственны топорику, найденному в Болгаре и, видимо, относящемуся к XIV в. Решающее значение для датировки воронежского топорика имели клейма, которые, по мнению А.А. Спицына, являются, видимо, искажением западных гербов.
Нам представляется, что время изготовления топорика следует

-97-


определить XIII—XIV вв. Именно к этому периоду относит болгарские топорики с цветочно-растительным орнаментом А. П. Смирнов10. Изображения на медальонах, особенно на втором (см. рисунок, в) могли быть нанесены позже, возможно, в XVI—XVII вв.

1. См.: Спицын А. Декоративные топорики // ЗОРСА. 1915. Т. 11. С. 224. рис. 13,14.
2. См.: Корзухина Г. Ф. Ладожский топорик // Культура Древней Руси. М., 1966 С. 91—93.
3. См.: Колчин Б. А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси (домонгольский период) // МИА. 1953. № 32. С. 145.
4. См.: Валеев Ф. X. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975. С. 109, рис. 38, 1.
5. См.: Там же. С. 109, рис. 38, 1; 3, 4—6.
6. См.: Там же. С. 109; Смирнов А. П. Волжские булгары // Тр. ГИМ. 1951. Вып. 19. С. 112—11З.
7. См.: Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII—XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М., 1976. Табл. 38, 1; Пугаченкова Г. А. Искусство Туркменистана. М., 1967. Рис. 134.
8. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси. М., 1970. Т. 1. Табл. 4, 39; 12, 125; Т. 2.Та6л. 1, 376; 4, 403.
9. См.: Спицын А. Указ. соч. С. 224.
10. См.: Смирнов А. П. Указ. соч. С. 112.

-98-