header photo

Главная - Библиотека - Изобразительные источники

Крымские татары в европейской миниатюре XVI-XVII вв.

Прокопенко Владимир (Velizariy)

Вступление

Вторая часть обзора иллюстративных источников изображающих татар. Тут собраны европейские миниатюры и гравюры XVI-XVII вв. Надо отметить, что ряд гравюр могли перепечатываться в разных книгах и существовать в нескольких, отличных друг от друга, вариантах, что вносит некоторую чехарду в поиск источника-оригинала. Поэтому, чаще всего я останавливался на источниках с лучшей доступной для меня версией изображения. Однако для некоторых гравюр пока что не удалось найти источник.

Первая часть обзора "Крымские татары в восточной миниатюре XVI-XVII вв." находится тут.


Использованные источники

Печатные издания
1. Восточная коллекция. № 2 (13), 2003.
2. Brzezinski R. Polish armies, 1569-1696 (2) — (Men-at-arms 188) Osprey . 1991.
3. Сокирко О. Лицарі другого сорту. Наймане військо Лівобережної Гетьманщини 1669-1726 рр. Київ. 2006.
4. Image of the Turks in the 17th Century Europe. Istambul, 2005.
5. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб. 1906.

Интернет-источники
1. Wikipedia: http://wikipedia.org/
2. Wikimedia Commons: http://commons.wikimedia.org/
3. Wikisource: http://wikisource.org/
4. British Museum: http://www.britishmuseum.org/
5. Вологодская областная универсальная научная библиотека: http://www.booksite.ru/
6. Воєнно-історичний форум Military Ukraine: http://forum.milua.org/
7. Подорож Ґійома Левассера де Боплана: http://boplan.pereplut.net/index.html
8. Banque d'images: http://www.banqueimages.crcv.fr/
9. MATEO - editio theodoro-palatina online: http://www.uni-mannheim.de/mateo/epo.html
10. http://www.larichesse.com/
11. Österreichische Nationalbibliothek: http://www.bildarchivaustria.at/
12. NYPL Digital Gallery: http://digitalgallery.nypl.org/
13. Welcome to Flickr - Photo Sharing: http://www.flickr.com/
14. annexe: http://zenonannexe.blogspot.com/
15. Історична правда: http://www.istpravda.com.ua/
16. Gallica digital library - Over a million books and documents accessible for free: http://gallica.bnf.fr/
17. Tipărituri vechi: http://tiparituriromanesti.wordpress.com/
18. UW Libraries Digital Collections: http://content.lib.washington.edu/
19. Музей редкой книги МГИМО — Университет: http://rarebook.mgimo.ru/
20. Российский общеобразовательный портал: http://historydoc.edu.ru/
21. Nogaylar Ногайцы: http://nogai.blogspot.com/


Список изменений материала

6.10.2012
Публикация материала.

21.10.2012
Добавлены рисунки из альбома Августина Мейерберга (Рис. 2-20).

05.01.2013
Добавлены гравюры Адама Олеария и Яна Стрейса (Рис. 2-21 - 2-24)


Именные изображения

Первый раздел зарезервирован под изображения для которых известно кого именно они изображают. И естественно его начать с крымских ханов. Портрет крымского хана Газы II Герай (д.пр. 1588-1607) опубликованный в "Atrium heroicum Caesarum. Augsburg" M. Manger, J. Praetorius, 1600-1602 г. (Рис. 1-1).


Рис. 1-1. Крымский хан Газы II Герай, 1599 г. [5].

Источники изображений хана Ислям III Герай (д.пр. 1644-1654) (Рис. 1-2 и 1-3) пока неизвестны.


Рис. 1-2. Крымский хан Ислям III Герай [10].


Рис. 1-3. Крымский хан Ислям III Герай [10].

Портреты хана Адиль-Герая (д.пр. 1666-1671) известны по двум изображениям. Первое — гравюра 1670-х годов (без четкого источника) (Рис. 1-4), другое — рисунок из "Царского титулярника" 1672 г. (Рис. 1-5).


Рис. 1-4. Крымский хан Адиль-Герай, 1670-е г. [6, 7].


Рис. 1-5. Крымский хан Адиль-Герай, 1672 г. [8].

До наших дней дошли и изображения государственных и военных деятелей Крымского ханства. Из альбома "Historia di Leonardo Cesare" известна гравюра Сеферказы-агы, визиря в период правления Ислям III Герая (Рис. 1-6).


Рис. 1-6. Сеферказы-ага, визирь в период правления Ислям III Герая, 1670-е г. [6].

Из посольской серии известна гравюра посла Нуралы Олан Мурзы 40-х годов XVII в. (без четкого источника) (Рис. 1-7).


Рис. 1-7. Посол Нуралы Олан Мурза, 1640-е г. [6, 9].

А также члены крымского посольства в Швеции 1650 г. (Рис. 1-8). Первый слева — глава посольства. Эти гравюры входят в состав портретного альбома "Theatrum Europaeum" VII, 1663.


Рис. 1-8. Члены крымского посольства в Швеции 1650 г., 1663 г. [2-4].

Европейские живописцы запечатлели также крымских военачальников и других членов семьи Гераев. Из полноценных картин известна робота Иржи Даниэля Шульца (Jerzy Daniel Schultz) "Крымский сокольник короля Яна II Казимира с его семьей" (1664 г.) (Рис. 1-9 и 1-10). На ней изображен старший сын (в европейском платье) крымского Аги Дедиша (Agha Dedesh (Dedis)) которого возвели в чин королевского сокольничего за поддержку короны его отцом во время российско-польской войны 1654-1667 г. Эта работа была написана во время визита Аги (на картине сидящий) в Варшаву после кампании на территории Левобережной Украины (1663-1664 гг). Стоит отметить, что к остальным костюмам татар (не европейским) надо отнестись с осторожностью, учитывая возможность влияния польской моды, в данном конкретном случае, как на одежду так и оружие (например польско-венгерская сабля у Аги Дедиша).


Рис. 1-9. Крымский сокольник короля Яна II Казимира с его семьей, 1664 г. [1].


Рис. 1-10. Детали картины [1].

Источник гравюры изображающей мирзу Али-Герая во время осады Вены 1683 г. (Рис. 1-11) неизвестен.


Рис. 1-11. Мирза Али-Герай под Веной 1683, 1684 [11,12].

Так—же как и в случае с гравюрой изображающей калгу-султана (Рис. 1-12).


Рис. 1-12. Калга-султан, 1685 г. [6].

Несколько больше известно о гравюре Ахмед-Герая (Рис. 1-13). Последний являлся сыном крымского хана Мехмед IV Герая (д.пр. 1641-1644 и 1654-1666) и во время второго периода правления отца занимал должность нуреддина. Источник гравюры — альбом "Historia di Leonardo Cesare".


Рис. 1-13. Ахмед-Герай, 1685 г. [6].

Использованные источники
1. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Daniel_Schultz_d._J._v004.jpg?uselang=ru
2. http://www.banqueimages.crcv.fr/search.aspx?...&query3=
3. http://www.banqueimages.crcv.fr/search.aspx?...&query3=
4. http://www.banqueimages.crcv.fr/search.aspx?...&query3=
5. Custos, Dominicus:Atrium heroicum Caesarum, regum, Pars 1-4.: http://www.uni-mannheim.de/mateo/desbillons/eico.html
6. http://www.larichesse.com/
7. http://www.bildarchivaustria.at/Pages/ImageDetail.aspx?p_iBildID=4595455
8. http://digitalgallery.nypl.org/nypldigital/dgkeysearchdetail.cfm?...&e=w
9. http://www.flickr.com/photos/63794459@N07/6536596125
10. Источник неизвестен
11. Зайцев И. Крымские ханы: портреты и сюжеты // Восточная коллекция. Весна 2003. С.86-93.
12. http://zenonannexe.blogspot.com/2007/03/art-de-larcherie-1.html


Отдельные миниатюры людей и быта

Второй раздел включает в себя общие зарисовки татар сделанные европейскими художниками. Надо сказать, что иногда довольно сложно разобраться видел ли автор тех кого рисовал, либо это были собирательные образы на основании более ранних рисунков и разных историй. Одно из самых ранних европейских изображений татар в XVI в. приписывается Альбрехту Дюреру (г.ж. 1471-1528) (Рис. 2-1). Правда, ни точной даты создания гравюры, ни четкого подтверждения авторства пока что найти не удалось.


Рис. 2-1. Татарин [11].

Также размытую датировку имеет и рисунок (Рис. 2-2) приписываемая школе Фредерико Зуккано (School of Federico Zuccaro) и датированный в широких рамках второй половины XVI в. Любопытно и то, что существует картина 1568 г. выполненная по этому эскизу (Рис. 2-3), но под названием "Тамерлан".


Рис. 2-2. Татарин, 1557-1609 г. [10].


Рис. 2-3. Тамерлан (?), 1568 г. [19].

Известный фламандский гравер Абрахам де Брюин (Abraham de Bruyn) (г.ж. 1540–1587) среди своих работ привел немало восточных типажей, а среди них и татар. Один из них находится в альбоме среди семидесяти шести всадников той эпохи (Illustrations de Diversarum gentium armatura equestris. Ubi fere Europae, Asiae atque Africae equitandi ratio propria ewpresaa est) (1575 г.) (Рис. 2-4)


Рис. 2-4. Татарский всадник, 1575 [16, 17].

Другой вместе с московитами опубликован в "Omnium poene gentium imagines, ubi oris totiusque corporis & vestium habitus in ordinis cuiuscunque ac loci hominibus diligentissime exprimuntur. Sculpsit Abrah. Bruynus" (1577 г.) (Рис. 2-5). Перевод надписей (слева направо): одеяние Московского магната, знатный московит, московит в воинском одеянии, татарин в своем туземном вооружении. Любопытно, что в последствии эта гравюра была использована для оформления переиздания книги Сигизмунда Герберштейна "Записки о Московии" (Herberstein S. Rerum Moscoviticarum comentarii), и стала прочно ассоциироваться именно с последней.


Рис. 2-5. Татарин в своем туземном вооружении (крайний справа), 1577 [1, 18].

Весьма значительная подборка восточных типажей была также опубликована датским художником Мельхиором Лорком (Melchior Lorck) (г.ж. 1526/1527 — 1583). Последний в 1555 году участвовал в посольстве императора Фердинанда I в Стамбул, где он провел три с половиной года и собрал материал для своих гравюр. В 70-80-х годах он стал работать над книгой о Турции, но смерть в 1583-м не позволила ему ее закончить. Впрочем осталось значительное количество миниатюр, в том числе касающихся татар (Рис. 2-6 — 2-12).


Рис. 2-6. Татарский лучник, 1576 г. [2].


Рис. 2-7. Татарский солдат, 1576 г. [3].

Надо отметить, что гравюра (Рис. 2-8) может изображать и не татарина. У того-же автора имеется гравюра с аналогичным профилем и шапкой, но спущенной на плечи, под названием "Отшельник". Аналогичный убор отмечен на гравюре сражения между турками и албанцами Скандербега. Возможно, тут изображен один из жителей Балкан.


Рис. 2-8. Татарин (?), 1582 г. [6].

В то же время, среди ряда гравюр есть одна лишенная подписи (Рис. 5-9). На ней изображен полный человек в шапке с меховым околышком. Учитывая распространение такого головного убора среди татар, можно предположить что на гравюре изображен татарин.


Рис. 2-9. Гравюра без подписи [20].


Рис. 2-10. Татарская вьючная лошадь, 1581 г. [4].


Рис. 2-11. Татарская повозка, 1579 г. [7].


Рис. 2-12. Татарка с двумя детьми, 1582 г. [5].

Еще одна женская фигура известна по изданию Hans Weigel's "Habitus Praecipuorum Populorum ... das ist Trachtenbuch", 1639 г. (Рис. 2-13). Подпись в углу гласит о том что гравюра была создана в 1577 г.


Рис. 2-13. Татарка, 1577, 1639 г. [8].

1645-1648 годами датируется цикл французских гравюр изображающих женские типажи востока. На одном из них изображена татарка (Рис. 2-14).


Рис. 2-14. Татарка, 1648 г. [9].

Ряд миниатюр связанных с татарами были сделаны французским инженером и военным картографом Ґийомом Левассер де Бопланом (г.ж. 1600-1673), который с 1630-х по 1648 г. пребывал на польской службе, по большей части на территории Украины, в его работе "Описание Украины" (1-е издание: "Description des contrées du Royaume de Pologne, contenues depuis les confins de la Moscowie, insques aux limites de la Transilvanie. Par le Sieur de Beauplan", 1651; 2-е дополненное издание: "Description d'Ukranie, qui sont plusieurs provinces du Royaume de Pologne. Contenues depuis les confins de la Moscovie, insques aux limites de la Transilvanie", Руан, 1660) (Рис. 2-15 — 2-17)


Рис. 2-15. Татарская юрта на арбе, 1651 г. [14].


Рис. 2-16. Тактика татарских всадников, 1651 г. [14].


Рис. 2-17. Переправа через реку, 1651 г. [14].

Известно еще одно изображение татар (предположительно) кисти Боплана. Оно находится среди фигур в правом углу у описания карты "Общий план Дикого поля, проще говоря Украины" (Delineatio generalis Camporum Desertorum vulgo Ukraina : cum adjacentibus provinciis / bono publico erecta per Guilhelmum le Vasseur de Beauplan, S. R. M'tis architectum militarem et capitaneum ; sculpt. Guilhelmus Hondius fecit, Gedani) 1648 (Рис. 2-18).


Рис. 2-18. Татарин с татаркой (в правом углу) (?), 1648 г. [15].

Также есть рисунок литовского татарина ("липки") на польской копии французского рисунка 1676 г. (Lipka z ryciny francyskiej kopii Chotomskiego, wl. Gustaw Soubiese-Bisier w Warszawie) (Рис. 2-19).


Рис. 2-19. Литовский татарин ("липка"), 1676 г. [12, 13].

Ряд изображений татар происходят из альбома Августина Мейерберга, главы имперского посольства в 1661-1662 г. Немало рисунков из этого альбома посвящено зарисовкам жителей Московского царства и их костюмов. Среди них есть и "инородцы" в подписях к которым можно разобрать слово "татары". Правда в этом случае, надо учитывать особенность западноевропейских художников называть под общим термином "татары" и других народов степей.


Рис. 2-20. Татары с гравюр Августина Мейерберга [21].

В 1635-1639 гг. немецкий путешественник Адам Олеарий принял участие в посольстве в Персию, и впоследствии опубликовал книгу "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно". В этом богато иллюстрированном издании оказалось и несколько миниатюр ногайских татар (Рис. 2-21, 2-22, 2-23).


Рис. 2-21. Черкесы (слева) и ногайцы (справа) с гравюры А. Олеария, 1630-1640-е гг. [22].


Рис. 2-22. Ногайцы в Астрахани с гравюры А. Олеария, 1630-1640-е гг. [22, 23].


Рис. 2-23. Низовья Волги и Астрахань с гравюры А. Олеария, 1630-1640-е гг. [25].

Во второй половине XVII ст. в Астрахани побывал еще один европейский путешественник, голландец Ян Янсен Стрейс, автор "Трех путешествий". На одной из гравюр изображающей Астрахань (Рис. 2-24) в нижнем правом углу можно отметить характерную татарскую арбу отмеченную ранее Олеарием и Бопланом.


Рис. 2-24. Астрахань с гравюры Яна Стрейса, 1682 г. [24].

Использованные источники
1. http://www.booksite.ru/enciklopedia/album/index.htm
2. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object...Page=4
3. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object...Page=5
4. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object...Page=4
5. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object...Page=2
6. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object...Page=2
7. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object...pages=10
8. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object...Page=5
9. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object...Page=6
10. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search_object...Page=1
11. http://pl.wikisource.org/w/index.php?title=Plik:Tatar_%28rys._A._D%C3%BCrera%29.jpg&filetimestamp=20110123164320
12. Зайцев И. Крымские ханы: портреты и сюжеты // Восточная коллекция. Весна 2003. С.86-93.
13. http://forum.milua.org/viewtopic.php?f=4&t=1579&start=30
14. Боплан. Опис України: http://boplan.pereplut.net/opys.htm
15. http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Beauplan_general_map.jpg
16. http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b2000007r
17. http://tiparituriromanesti.wordpress.com/2011/12/08/abrahamo-bruynus-diversarum-gentium-armatura-equestris-koln-1577/
18. http://content.lib.washington.edu/cdm-cmp/item_viewer.php?CISOROOT=/historicalbookarts&CISOPTR=512&CISOBOX=1&REC=1
19. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cristofano_dell%27altissimo,_tamerlano,_ante_1568.JPG
20. http://www.britishmuseum.org/research/search_the_collection_database/search...=10
21. Альбом Мейерберга: Виды и бытовые картины России XVII века: http://www.booksite.ru/fulltext/mej/erb/erg/index.htm
22. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб. 1906.: http://rarebook.mgimo.ru/book/177093/index.php
23. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15816&cat_ob_no=12752
24. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Astrakhan_in_XVII_engraving_from_book_1682.jpg
25. http://nogai.blogspot.com/2009/11/nogay-cadr-arabalar-ve-arabalar.html


Батальные и групповые сцены

Раздел посвящен групповым и батальным сценам с участием татар. Один из самых ранних из подобных сюжетов (на XVI век) был опубликован на титульном листе третьего издания «Трактата про две Сарматии» М. Меховского. 1521 г. в Кракове (Рис. 3-1).


Рис. 3-1. Бой с татарами, 1521 г. [5].

Барельеф на могиле Яна ІІ Казимири в Сен Жермен де Пре работы Ж. Тибо (J. Thibaund) (1672 г.) посвящен крупнейшей победе короля — битве при Берестечке (28 июня — 10 июля 1651 г.) (Рис. 3-2). Среди фигур есть и татарские всадники, союзники Б. Хмельницкого в том сражении.


Рис. 3-2. Фрагменты барельефа, 1672 г. [3, 4].

А полноцветная картина изображающая сражение с татарами принадлежит кисти Иоганна Филиппа Лемке (Johan Philip Lemke) "Стычка Карла X Густава с польскими татарами во время битвы под Варшавой, 29 июля 1656 г." (1684) (Рис. 3-3, 3-4). Ее сюжет описывает фрагмент битвы под Варшавой в 1656 г. в которой семь татар попытались захватить в плен шведского короля Карла X Густава. Картина была написана в 1684 г. по описанию Эрика Дальберга, шведского инженера принимавшего участие в этой кампании.


Рис. 3-3. Стычка Карла X Густава с польскими татарами во время битвы под Варшавой, 29 июля 1656 г., 1684 [1].


Рис. 3-4. Фрагмент картины [2].

Использованные источники
1. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Battle_of_Warsaw_1656.PNG
2. Brzezinski R. Polish armies, 1569-1696 (2) — (Men-at-arms 188) Osprey . 1991.
3. Сокирко О. Лицарі другого сорту. Наймане військо Лівобережної Гетьманщини 1669-1726 рр. Київ. 2006.
4. Король, звитяжець і абат. Французький меморіал Берестецькій битві: http://www.istpravda.com.ua/artefacts/2011/07/9/45277/
5. http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tatary3.JPG

Прокопенко Владимир (Velizariy)
Киев
06.10.2012