header photo

Главная - Костюм и ткани - Текстиль

Федорович Е. Ф. Исследование средневековых тканей Самарканда

Федорович Е. Ф. Исследование средневековых тканей Самарканда // Из истории искусства Великого города. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1972 г.

Самарканд с давних времен был крупным ремесленным и торговым центром, на рынках которого можно было встретить местные изделия, а также товары из Ирана, Индии, Китая и других стран, в том числе изделия из металла, дерева, кожи, ковры, ткани и одежды. На рынках продавалось различное сырье, местное и чужеземное, использовавшееся местными ремесленниками. Об этом свидетельствуют и литературные источники. Однако технология ремесел различных периодов в них не освещена и мы не получаем такого ясного представления, какое нам дает экспериментальное исследование предметов материальной культуры.

Источниками получения древних и старых тканей являются предметы дворцового обихода в странах, имевших в прошлом многовековый династический строй; реликвии религий, имевших пышный церемониал, каковы, например, католичество и православие; материалы археологических раскопок. Так, в Японии сохранились шелковые художественные изделия V в. н.э.1 в музеях и церковных сокровищницах Европы много предметов из старинных тканей, в музеях СССР имеются коллекции исторической одежды XVII в. и более поздней.

Средняя Азия всегда была ареной войн и бурных политических событий: горели города и гибло население, имущественные ценности расходились по рукам победителей и менее всего сохранялись текстильные изделия. Кроме того, ислам, возникнув у кочевых народов, не был религией с пышным религиозным обиходом. Одежды его священнослу-

------
1. К. Науashi, T. Isaka, G. Sudzusino. Chemical identification of vegetable dyestuffs printed in ancient Japanese silk wares. Miscellaneous reports of Research Institute for Natural Resources, 1950, N 17—18 pp. 33—42.

-235-


жителей были просты, а украшением мечетей служила архитектурная орнаментация в виде резьбы и росписи. Лишь на полах мечетей расстилались ковры, со временем истиравшиеся, как и все бытовые изделия частого пользозания.

В свяязи с этим важным источником получения древних и средневековых среднеазиатских тканей служат материалы археологических раскопок.

Несмотря на предписания шариата, разрешавшего захоронение лишь в саванах из белого материала, дорогие ткани обнаруживаются, как показывает практика, в захоронениях знатных лиц, например, в самаркандских мавзолеях XV в. Ишратхана, Гур-Эмир, Шахи-Зинда. Ткани сильно разрушены, но при современных способах исследования их технология может быть восстановлена. Города Средней Азии славились и своими художественными текстильными изделиями — коврами, вышивками, тканями, которыми торговали с другими странами, где они, возможно, лучше сохранились. Примером могут служить согдийские ткани, обнаруженные в реликвариях Европы2, а также мервские ткани, найденные в Каире3.

Древние ткани могут быть обнаружены при археологических раскопках в странах, где существовал обычай мумифицирования умерших. Как известно, к самой Индии из-за обряда сожжения при захоронении индийских тканей не сохранилось, однако в Сирии Р. Пфистер на мумиях в коптских захоронениях обнаружил индийские ткани4.

Происхождение их было установлено на основании анализа окраски тканей и технологии ткачества. Вероятно, аналогичный случай обнаружения при археологических раскопках возможен и для среднеазиатских тканей.

В условиях захоронения лучше сохраняются шерстяные волокна. Шелк со временем становится хрупким и может превратиться в порошок. Хлопковые волокна исчезают, но рами (Boehmezia nivea) — священная индийская крапина, которую, по сообщению Б. Н. Кононова, применяют для погребальных покровов знатных лиц, отличается большой прочностью. Однако простые бытовые ткани из растительных волокон, в которые заворачивались кладики монет или небольшие предметы, сохраняются хорошо. Нам приходилось исследовать доставленные археологами ткани из лубяных волокон (кенаф) и хлопка.

------
2. А. М. Беленицкий, H. Б. Бентович. Из истории среднеазиатского шелкоткачества, «Советская археология», 1961, № 2, стр. 69 и сл.
3. В. А. Крачковская. О средневековых текстильных изделиях в Средней Азии (Мервские тканн IX—X вв.). Материалы Первой Всесоюзной конференции востоковедов в Ташкенте 4—11 нюня 1957 г., Ташкент, 1958, стр. 615—620.
4. P. Pfister. Textiles de Palmyre. Paris, 1934. Он же. Materiaux pour servir au classement des textiles egyptiens posterieure a la conquete arabe. Revue des arts asiatiques, t. X, 1936, N 1, pp. 1—16.

-236-


Рассмотрим ткани, найденные при археологических раскопках в Самарканде и его окрестностях, по времени их изготовления.

В лаборатории научно-художественной реставрации Института искусствознания нами исследовались ткани X в., найденные Ш. С. Ташходжаевым в 1968 г. на Афрасиабе. В них находился кладик монет, помещенный в керамический глазурованный кувшинчик. Монеты различного достоинства были завернуты в три небольших прямоугольных кусочка ткани и помещены в мешочек, завязанный шнурком. Мешочек по бокам был сшит швом вперед иглой стежками длиной 1,5 мм с расстоянием между ними 2 мм, низ мешочка разрушен. Размеры прямоугольных кусочков ткани таковы: № 1—10x14 см, № 2—5,5 X 11,7 см, № 3—8,0 X 10 см. Характеристика волокон и тканей следующая:

Кусочек ткани Число нитей на 1 см2 Диаметр нитей, мкр
основа уток основа уток
1 25 22 16—36 19—36
2 12 12 45—70 69—85
3 21 21 36—45 35—47
Мешочек 22 24 30—40 30—60

Примечание. Шнур диаметром 1,5 мм скручен из двух нитей.

Переплетение нитей во всех образцах полотняное. Ткань не окрашена. По микроскопической картине волокно типично хлопковое, извитость его сравнительно небольшая, напоминает местный хлопок гузу. Приводим для сравнения характеристику кустарной маты (1944 г.) и современного миткаля:

Ткань Число нитей на 1 см2 Диаметр нитей, мкр
основа уток основа уток
Мата 11 10 47-96 51-78
Миткаль 22 23 30-40 31-42

Сравнивая данные анализы, видим, что образцы 1, 3 и мешочек имеют фактуру, близкую к современному миткалю, я образец 2 напоминает кустарную мату.

Наибольшее число фрагментов тканей XV в. найдено в 1941 г. при раскопках в Гур-Эмире. Определение тканей производил В. Н. Кононов. Некоторые данные об этих тканях приводим по статье В. А. Шишкина5.

В захоронении Шахруха обнаружены остатки синего с белым шерстяного покрывала; такого же типа было покрывало на гробе Тимура,

------
5. В. А. Шишкин. Гур-Эмир. Научные труды ТашГУ, вып. 232, Археология и антропология. Ташкент, 1964, стр. 29—37.

-237-


оно было сделано из двух типов ткани — из черной шелковой, вышитой золотом, и шелковой гладкой черной; найдены фрагменты синей ткани на саркофаге Улугбека. Одежда Улугбека состояла из остатков рубашки, штанов из полушелковой ткани и шелкового пояса. Растительные волокна исчезли, видимо, они были хлопковыми.

Относительно цвета одежды В. Л. Шишкин сообщает, что рубашка имела золотисто-коричневый цвет и, по мнению В. Н. Кононова, первоначально была желтой; пояс был желтый с зеленым орнаментом; штаны якобы имели грязно-синий цвет, а первоначально зеленый, шелк в них был легким.

В. Н. Кононов показывал фрагмент ткани штанов автору данной статьи. По нашему мнению, зеленые нити основы толстые и, следовательно, шелк был плотным. В. Н. Канонов предположил, что зеленый цвет ткани объяснился разрушением индиго, первонанальный цвет штанов синий; видима, это ткань китайского происхождения. Растительные же волокна полушелковых тканей, возможно, действительно были хлопковыми. В. Н. Кононов отмечал также, что, судя по волокнам савана, он сделан из рами.

Великая Отечественная война прервала исследование тканей, начатое В. Н. Кононовым. Их детальное изучение следует продолжить.

В 1958 г. Б. Н. Kононов исследовал остатки савана из детского погребения в мавзолее XV в. Ишратхана6. Фрагмент исследованной ткани состоял из трех частей. Диаметр волокон шелка, из которых состояла нить, 8—10 мкр, ткань узорная, коричневого цвета. На основании характерных изменений ткани и отсутствия реакции на другие красящие вещества В. Н. Кононов предположил, что ткань по всей вероятности имела насыщенный розовый цвет, т. е. была окрашена сафлором7. Обследованную ткань В. Н. Kононов считал китайской по сходству с древними монгольскими тканями китайского производства, хранящимися в

------
6. В. Н. Кононов. Анализ ткани савана из детского погребения в склепе Ишратхана, в кн.: Мавзолей Ишратхана. Ташкент, 1958, стр. 139—141.
7. Лепестки цветков сафлора (Carthamus tinetorius) с глубокой древности использовались для окраски тканей в розовый цвет и для косметических целей. Ибн Cина упоминает о его медицинском применении. Несмотря на непрочность содержащегося в нем красителя картамина и его малое содрржание в лепестках (0,3—0,6%), сафлор пользовался большим успехом благодаря красивому розовому цвету и простоте способа крашения (окраска идет почти на ходу). Из-за дороговизны сафлором окрашивали преимущественно шелк. Сафлор культивировался в Средней Азии, Индии, Китае, Японии, Египте и многих других странах. Он прмиенялся также как масличное растение и с этой целью культивируется и в настоящее время. И. П. Петрушевский сообщает о нем только как о масличном растении (см. И. И. Петрушевский. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII—XIV вв., М, 1960, стр. 192), но иранские энциклопедии содержат много рецептов крашения сафлором. Плантации сафлора в настоящее время имеются под Ташкентом в ВИРе и на богарных землях Института земледелия (Галля-арал). Имеется также сорт гератского сафлара.

-238-


Государственном Эрмитаже, и по аналогии с тканями из археолсгических раскопок А. Н. Бернштама и Г. И. Сосновского в Казахстане.

В лаборатории Института искусствознания им. Хамзы исследованы ткани из мавзолея XV в. Эмира Бурундука из комплекса Шахи-Зинда8. Они были взяты из трех мест халатика захороненного ребенка и из слежавшихся влокон материала, которым он был покрыт. Образец № 1 с подкладки халатика представляет собой тонкую гладкую ткань коричневато-желтого цвета: № 2, с верхней части халатика, — фрагмент желтоватой просвечивающей ткани с вытканными узорчатыми полосками, состоящими из ромбиков, разделенных двумя черточками; № 3 — коричневая тонкая ткань из подшивки халатика; № 4 — волокна и нити из толстого пласта слежавшегося материала темно-желтого цвета.

Волокна всех образцов легко растворяются в 80%-ной серной кислоте, концентрированной соляной кислоте и щелочах. Следовательно, по растворимости они представляют собой шелк. При сожжении волокна плавятся, образуя характерный шарик на конце, свойственный шелку.

Ткань испытуемых образцов настолько минерализована, что после прокаливания при рассматривании золы в микроскоп она сохраняет решетку переплетенных волокон. Цвет золы при медленном прокаливании при невысокой температуре розоватый, переходящий в белый. Общее количество золы 10%. В ней имеются следы железа. В таблице даны результаты микроскопического исселедования тканей.

Таблица

Номер
образца
Переплетение нитейЧисло нитей на 1 см2Диаметр нитей, мкр
основ уток основ уток
1Полотняное 40 30 15-24 20-24
2 ? 35-37 37-39 20-24 20-27
3? 48 42-43 11-20 18-24
4Вытянутые параллельные нити, в некоторых местах пересеченные несколькими поперечными волокнами Нити разные

Для сравнения дадим характеристику образца кустарного ташкентского шелка (1944 г.): переплетение полотняное, число нитей (на 1 см2) основы — 36, yтка — 20, диаметр нитей (в мкр) основы — 45, утка — 25.

Как видим из приведенных данных, испытуемые образцы среднвековой шелковой ткани были тоньше кустарного шелка 1944 г.

-----
8. См. статью: Н. Б. Немцевой в данном сборнике.

-239-


Возможно, в образце № 4 поперечные нити растительных волокон исчезли, как это было в тканях Гур-Эмира, и остались только продольные нити частично разрушенного шелка.

При рассматривании в микроскоп внешнего вида волокон тканей образцы № 1, 2, 3 сильно отличались от пласта слежавшегося материала. Первые имели гладкое строение, а у второго канал был окаймлен толстыми неравными стенками. Судя по толщине пласта слежавшихся волокон, это не остатки обычных тканей, а скорее всего разрушившееся шелковое или полушелковое oдеяльце, заполненное шелком-сырцом или полусырцом вместо ваты.

Следующим этапом нашей работы было исследование красящих веществ на испытуемых волокнах. Прежде всего требовалось выяснить, были ли нити образцов № 1, 2, 3 первоначально окрашены в буровато-желтый и коричневый цвета или они стали такими от времени. Красильное сырье, которым окрашивали в эти цвета, было дешевым, и потому повсеместно эта окраска была символом отречения от мирских богатств. При исследовании захоронений знатных лиц следует тщательно проверить, не является ли буро-желтый или коричневый цвет ткани результатом изменения сафлора, пурпура пли даже кинсвари (сернистая ртуть), которая, несмотря на минеральное происхождение, может встречаться на китайских тканях. Примером может служить узорный шелковый тюль из Пазырыкских курганов. Ни для Средней Азии, ни для Ирана нет описания такого способа крашения. Испытуемые образцы были просмотрены в люминесцентном аппарате ЛЮМ-1 (лампа ПРК-8). Окрашенная киноварью ткань в ультрафиолетовых лучах имела бы черный цвет, в нашем же случае бурожелтые образцы приобрели желтовато-розовый, а коричневый образец — красноватый оттенки. При параллельном рассматривании в ультрафиолетовых лучах образцов шелка, окрашенных нами сафлором, их цвет становился ярким желтовато-розовым; наш образец напоминал загрязненный сафлор.

Для получения коричневого цвета могут быть использованы протравные красители: ореховый околоплодник по алюминиевой протраве, но это ценное сырье обычно употреблялось для получения красного цвета. При наличии на волокнах красящих веществ этих видов красильного сырья oни после кипячения с 2%-ной соляной кислотой для разрушения протравы извлекаются органическими растворителями: эфиром, бензолом, этилацетатом и др. Наши же испытуемые образцы тканей при кипячении с 2%-ной соляной кислотой не изменяли своего цвета, не окрашивали солянокислого раствора, и красители не извлекались органическими растворителями. Кроме этого обработанные соляной кислотой волокна только слегка темнели под влиянием щелочей и не приобретали фиолетового цвета того или иного оттенка. Следовательно, окраска мареной, кермесом и другими протравными красителями исключается.

-240-


Коричневый цвет, как мы это наблюдали на коптских образцах Эрмитажа, может явиться следствием частичного разрушения пурпура. Наши образцы № 1, 2, 3 были обработаны 10%-ным раствором аммиака с добавлением порошка гидросульфита (Na2S2O4) по способу, применявшемуся Р. Пфистером. Образцы светлели, раствор становился желтоватым, но погруженные в него пробные белые нити не окрашивались и не приобретали при извлечении на воздух ни синеватого, ни фиолетового цвета. Следовательно, испытуемые образцы не были окрашены пурпуром.

Учитывая свойство окрашенных сафлором тканей приобретать в условиях захоронения буро-желтый или коричневый цвет в зависимости от интенсивности первоначальной окраски, а также полученное нами изменение цвета в ультрафиолетовых лучах, мы исследовали наши образцы на присутствие на них красителя сафлора картамина.

Характерной реакцией на картамин является растворение его в 2%-ном растворе соды (Na2CO3) и обратное выделение красного красителя на погруженные в раствор волокна после добавления в него уксусной или лимонной кислоты. Эта реакция используется для крашения сафлором. Кроме того, сафлор извлекается с волокон 25%-ным растворам аммиака и дает красные растворы в концентрированной H2SO4. Картамин не растворяется в эфире, бензоле, этилацетате, он растворим в горячем этиловом спирте и пиридине.

Образцы № 1, 2 концентрированную серную кислоту окрашивали в оранжевый, а образец № 3 в желтовато-красный цвет. При нейтрализации этих растворов 10%-ным NaOH краситель извлекался пиридином. 25%-ный раствор аммиака и слабые растворы NaOH и Na2CO3 давали желтые растворы, незначительно изменяя окраску волокон. На промытой водой и спиртом остроконечной полоске фильтровальной бумаги (клин В. Н. Кононова10) при ее многократном погружении и высушивании удалось выявить две черточки — верхнюю желтую и нижнюю розовую. Последняя снова превращалась в желтую при помещении ее над парами аммиака и вновь становилась розовой при внесении в пары уксусной кислоты. Следовательно, хотя большая часть картамина необратима изменяется, все же удаётся уловить его следы. Эта реакция была отчетливой на сравнительно свежем раскопочном материале, но после хранения в шкафу в течение трех лет стала слабой.

На основании этой реакции и характерного изменения цвета испытуемых образцов в ултрафиолетовых лучах мы полагаем, что на них присутствовал картамин. Однако для окончательного решения, какого цвета была ткань — розового или оранжевого, надо выяснить, не было

------
10. Е. Ф. Федорович. Методика исследования археологических тканей, «Советская археология», 1965, № 4, стр. 124—133.

-241-


ли на ней каких-либо желтых измененных красителей, например, куркумина. Это требует дальнейшего изучения, так как характер изменения куркумина в условиях захоронения пока неизвестен. Если удастся установить, что коричневое нерастворимое вещество — продукт изменения только одного картамина, то ткань была розовая с узором вишневого цвета. Хотя превращенный картамин найден на многих древних тканях (пещеры Мертвого моря, египетские пирамиды и предположительно в Ишратхане), но его реакции и способы извлечения с тканей недостаточно изучены.

О рецептах крашения как одним сафлором, так и в смеси с куркумой (Curcuma sp.) имеются сообщения в энциклопедии таджикского автора XIX в. Ваджид-Али11, которые, несомненно, восходят к каким-то традиционным древним способам. О крашении сафлором среднеазиатскими красильщиками сообщается и в дореволюционных русских источниках.

Число рассмотренных нами фрагментов средневековых тканей невелико, но даже они дают представление о высоком уровне материальной культуры средневекового Самарканда. Для более полного изучения текстильного ремесла этого периода требуются исследования материала, имеющегося в различных местах, а также расширение археологических раскопок и поисков среднеазиатских тканей за рубежом.

------
11. Ваджид-Али. Восход наук. Персидск. текст. Литограф. изд., Канпур, 1889.