header photo

Главная - Костюм и ткани - Традиционный костюм

Абдулвахабова Б.Б. Традиционная мужская одежда вайнахов в ХVI-начале ХIХ вв.

Абдулвахабова Б.Б. Традиционная мужская одежда вайнахов в ХVI-начале ХIХ вв. // Культура Чечни: история и современные проблемы. Москва, 2002. С. 126-143.

Археологические и этнографические сведения, данные изобразительного искусства и другие источники свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в общем процессе развития мужского костюма других народов Кавказа уже в XVII в. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду у всех кавказских народов в мужской одежде заметны сходные черты, т.е. сформировалась так называемая мужская одежда кавказского типа. На фоне общих черт в вайнахской мужской одежде обозначенного периода, как показывают сохранившиеся при археологических раскопках реалии, четко выделяются отличительные признаки, выражающиеся в комплексе одежды, в форме головных уборов, в манере ношения, в способе украшения и отделки костюма и т.д. Особая роль мужчины в вайнахском обществе — воина-всадника, землепашца, скотовода — обусловила то, что для его одежды характерны простота конструкции, строгий силуэт, сдержанный колорит. Одежда надежно защищала его при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде, на крутых горных тропах, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца.
Традиционно принято подразделять одежду на верхнюю и нижнюю (по способам ношения различается шитая и несшитая, плечевая и поясная), а по назначению — на праздничную, будничную и обрядовую. Имеющиеся в наличии образцы и фрагменты мужской одежды из склеповых погребений позволяют рассмотреть ее именно по принятому принципу. Мы стремились в большей степени опираться на подлинный материал, который собирался при непосредственном участии автора данной статьи. Мы не взяли на себя решение вопроса специального рассмотрения обрядовой одежды, так как эта сторона недостаточно обеспечена источниками, анализ которых позволил бы показать ее в хронологических рамках XVI - начала XIX в. Но в перспективе такая работа необходима.
Основными элементами нательной одежды чеченцев и ингушей были туникообразного покроя рубаха и длинные штаны с широким шагом 1 (рис. 1). Их нередко фиксировали в средневековых
склеповых погребениях кавказоведы Л.П. Семенов, Е.И. Крупное и некоторые другие 2 . В ходе археологических раскопок за период 1980-1990 гг. 3 нами также были извлечены целые образцы и фрагменты мужских нательных рубах и штанов.
Мужские нательные рубахи шились до начала XIX в. из тканей домашнего производства: холщовой ткани, крашенины, полотна и

-126-



Рис. 1.
Мужская нательная одежда:
а — туникообразная рубаха (Чечня); б — штаны с узким шагом (Чечня); в - штаны с широким шагом (Ингушетия); г — короткие штаны из войлока (Чечня)

некоторых других. Правда, зажиточные семьи использовали и покупные материалы. Нательные рубахи мужчин были двух типов:
1) туникообразного покроя с перекидным плечом, прямыми рукавами с ромбовидными или треугольными ластовицами под мышками и боковыми клиньями. Ворот был горизонтальный, с центральным пазушным разрезом и завязывался шнурками — завязками под головой;
2) туникообразная рубаха с выкройной проймой и вшивными длинными рукавами, зауженными книзу, с центральным или боковым (на левой стороне) пазушным разрезом.
До конца XVII в. воротник не был характерен для нательной рубахи, ее шили наподобие древнерусских "голошеек". Подол подшивался. Ворот нередко застегивался на пуговицы из крученых ниток на воздушные петли. Использовались и пуговки из бронзы, меди, серебра, причем самых разных форм. Многочисленные находки в средневековых погребальных сооружениях свидетельствуют о широком бытовании пуговиц в одежде вайнахов с древности 4. Описанный тип рубахи наиболее древний в традиционной одежде не только вайнахов, но и многих народов мира 5. Вайнахские нательные рубахи мало отличались по покрою и материалу, но локальные особенности проявлялись в форме ворота и способах его застегивания. Для

-127-


чеченцев были характерны в основном рубахи с пазушным разрезом сбоку, для ингушей - рубахи с осевым разрезом посередине ворота. В отличие от нательных рубах соседних народов, в частности дагестанских, вайнахи никогда не заправляли их в штаны, а носили на выпуск. И только в конце XIX в., когда нательные рубахи намного укоротились, мужчины начали носить их поверх нижнего белья, заправляя в брюки.
Традиционные мужские штаны чеченцев и ингушей можно отнести к общекавказскому варианту. Как и рубахи, их шили вручную из местных и привозных тканей, а также из шкур животных. В покрое мужских штанов можно проследить половозрастную специфику: пожилые носили штаны с широким шагом. В горной Чечне поверх нательных длинных штанов в холодную пору носили укороченные (типа шортов) войлочные штаны (рис. 1,г). По бокам на каждую штанину пришивались в виде воздушных петель застежки из кожаных ремешков для закрепления на них войлочных или суконных ноговиц. Образцы таких штанов были нами обнаружены в башнеобразном склепе Коротха (горная Чечня). Аналогии этим штанам встречаются только у некоторых народов Дальнего Востока 6.
Для молодежи были характерны штаны, более зауженные в шагу. Описание данного вида одежды, выделяя его во второй тип, дает Е.Н. Студенецкая 7. Археологические источники подтверждают широкое бытование в эпоху позднего средвековья у вайнахов описанного типа штанов.
В отдельный тип, на наш взгляд, можно выделить кожаные штаны, которые носила военная прослойка. Их образец можно увидеть на воине, изображенном на рисунке Я. Потоцкого (рис. 2,6). В исследуемый период кожаные, а точнее, овчинные штаны были распространены среди пастухов, покрой их не отличался от обычных традиционных штанов. Они были характерны для многих народов мира.
Археологический и этнографический материалы дают очень интересные образцы мужской одежды вайнахов XVI — начала XIX в.: платье, рубаха, черкеска, суконная накидка, бурка, шуба, тулуп, шелковый халат. Некоторые из названных видов одежды сегодня совершенно забыты. К таковым относится мужская нераспашная верхняя одежда туникообразного покроя, платья-рубахи. Фрагменты таких рубах были обнаружены нами в ходе археолого-этнографических исследований в горной Чечне. Часть этих материалов сильно фрагментированы, не поддаются полной реконструкции, но сохранились относительно хорошо рубахи, по которым можно судить об этом типе одежды.
На основе анализа 16 фрагментов и относительно целых образцов мужских рубах по покрою, форме ворота и декоративной отделке выделяются несколько типов таких рубах с внутренней вариацией.

-128-



Рис. 2.
Военная одежда кавказских горцев конца XVIII в.:
а — ингуши (по Я. Потоцкому); б — чеченцы (по Я. Потоцкому); в — ингуши (по X. Гейслеру)

-129-


Первый тип представлен несколькими вариантами:
1. Рубаха туникообразного покроя, рукава длинные, прямые, шов идет от подмышек до кисти руки. Ворот круглый, с пазушным разрезом сбоку. Края ворота отделаны шелком коричневого цвета, ворот застегивается (завязывается) шнурочками из крученых комбинированных (красно-зеленых) хлопчатобумажных ниток.
Рубахи с пазушным разрезом сбоку встречаются у многих народов, но вряд ли вайнахами такая форма заимствована: встречаются самые разные варианты бокового ворота, что, видимо, свидетельствует о древней традиции его бытования в вайнахской одежде.
2. Этот вариант, как и первый, представлен фрагментом из материалов Коротха. Покрой рубахи, по всей вероятности, туникообразный. Ворот с пазушным разрезом сбоку. К рубахе пришит простеганный воротник-стойка, застегивающийся у горловины с помощью тканых шнурков. Края осевого разреза отделаны вертикальной строчкой (в три ряда) красными шелковыми нитями. По обеим сторонам бокового разреза горизонтально пришиты застежки из широкой тесьмы: с одной стороны - пуговки, с другой - петельки.
3. Фрагмент рубахи из наземного склепа Цой-Педе (горная Чечня). Рубаха была сшита из синей крашенины. Ворот боковой, с острым "язычком", от которого до пояса идет вертикальный разрез. Края разреза отделаны желтым шелком. Застегивался ворот коричневыми застежками, расположенными горизонтальными парами (5 пар — 10 штук) на определенном расстоянии. На правой стороне ворота вдета иголка (оберег). Видимо, в прошлом это имело какой то магический смысл. До настоящего времени в народе сохранилось поверье, будто бы иголка может оберегать человека от злого духа, болезней и сглаза.
4. Рубаха из материалов Цой-Педе была сшита из синей крашенины с подкладкой из домотканой холстины без окраски. На манжетах сделаны разрезы, вышитые по краям в несколько рядов линейным орнаментом. У кисти руки рукава завязывались на завязки из крученых ниток. Ворот имел круглую форму с пазушным разрезом сбоку. Края разреза также отделаны строчкой из красных ниток в два ряда. Как отмечают некоторые исследователи, "расположение вышивки не случайно, так как, по древним поверьям, вышивка была магическим оберегом от зла, болезней и располагалась в одежде там, где открывался доступ к телу" 8. Ворот у горловины застегивался воздушной петлей на пуговицу из крученых ниток. На передце нашиты горизонтальные застежки (58 парных штук). А на фрагменте рубахи такого же типа насчитывалось около 70 горизонтальных застежек. Эти нашивки выполняли роль условных застежек. Застегнутые пуговки оказывались внутри вдоль разреза, образуя тем самым изящный рельефный контур. Иногда пуговиц вообще не пришивали, а с обеих сторон нашивали тонкую тесьму, сложенную вдвое, перегибы обращали к разрезу рубах. Между этими петельками пришивали

-130-


тесемочки, которые завязывались вдоль разреза ворота. Нужно отметить, что подобные застежки-украшения свидетельствуют о довольно старинном типе одежды, восходящем к раннему средневековью. Наряду с металлическими нагрудными украшениями они бытовали в вайнахской традиционной одежде до конца XIX в., дольше, чем у других народов Северного Кавказа. Подобными условными застежками в XVI—XVII вв. на Руси украшали царскую одежду 9. По всей видимости, горизонтальные нашивки были характерной особенностью одежды состоятельных людей. Как мы уже отмечали, на Руси ими украшались царская, боярская и княжеская одежда, а вайнахские платья-рубахи с соответствующей отделкой носили мужчины, достигшие определенного возраста и имевшие влияние среди сородичей,возможно старейшины.
5. Вариант данного типа также представлен фрагментом рубах из склепов Цой-Педе. Рубахи шились из крашенины, имели круглый ворот, отделанный красной тесьмой, сбоку переходящей в застежку. Вдоль разреза на груди пришиты застежки из красного сутажа. По анализу общего погребального комплекса, где обнаружены данные рубахи, их можно датировать XVI-XVII вв.
У второго типа мужских рубах есть также несколько вариантов. Основной отличительный признак рубах второго типа - необычная форма ворота.
Первый вариант этого типа представляет собой длиннополую рубаху со стоячим воротником. Образец взят из наземного склепа Цой-Педе. Рубаха сшита из белого холста. Круглый ворот имеет разрез сбоку. Около ворота рубаха присборивалась мелкими сборками, закрепленными обшивкой горловины. Воротник, отделанный шелком, был простеган горизонтальной строчкой. На воротнике-стойке сбоку пришиты застежки, такие же и по краям пазушного разреза. Рукава длинные, вшитые в пройму с большой ромбовидной ластовицей под мышкой. В центре ромбической ластовицы пришита (поменьше такой же формы) ластовица из другой ткани. Таким образом, рукав в области плеча расширялся, а к запястью сужался. Края рукавов были окаймлены коричневым шелком. Строчки на плечах подчеркнуты полоской из синей хлопчатобумажной ткани (рис. 3,а).
Образец второго варианта данного типа взят из склеповых материалов Коротха. Рубаха туникообразного покроя сшита из белого холста. Воротник-стойка из синей крашенины, пришивной и простеган горизонтально. Пазушный разрез сбоку неглубокий. Воротник завязывался шнурочками из хлопчатобумажных ниток. Для прочности в верхней части спинки с изнанки нашита треугольником подкладка.
Следующий фрагмент рубахи из материалов Цой-Педе выделен нами в третий вариант. Рубаха сшита из белого холста, ворот присборенный, воротник-стойка. Сбоку с левой стороны от воротника

-131-



Рис. 3.
Мужская рубаха - тип 2:
а — вариант 1 (из Цой-Педе); б — вариант 3 (горная Чечня)

идет глубокий разрез на груди до пояса. Края разреза и воротника на подкладке из домотканого полотна. От ворота вниз по краям разреза пришиты горизонтальные застежки из тканого шнура. Рукава длинные и заужены к кисти руки, с ромбовидной ластовицей подмышкой.
Несомненно, описанная выше вайнахская одежда - это наиболее древняя форма рубахи. Судя по покрою и декоративному оформлению такие рубахи имели свои ареалы и среду бытования: они были характерны для населения горной Чечни. По-видимому, их носили служители культа, старики, старейшины, т. е. люди, имеющие особый статус в семье, роде и вообще в этнической общности вайнахов. Данную одежду шили в основном из белого холста (белый цвет почитался средневековыми вайнахами как цвет благородства, языческие жрецы выходили на культовые праздники в белом одеянии). Но встречаются рубахи и из окрашенных в другие цвета тканей.
Так, в склепах горной Чечни была обнаружена мужская двухслойная одежда, типичная только для чеченцев. Нижний слой ее состоял из рубахи, сшитой из синей крашенины и на подкладке. Покрой ее идентичен пятому варианту первого типа мужских верхних рубах: туникообразных, с круглым воротом и глубоким пазушным разрезом. Все горизонтальные застежки сохранились: их 11 (три нижние застегнуты). Петли — на левой, пуговки — на правой стороне, сделаны они из тканого шнура. Разрез на груди подчеркнут узорной строчкой. Рукав длинный, обшлаг отделан узорной строчкой в три ряда. Застегивался рукав точно такими же застежками, что и на вороте.Второй, верхний слой одежды состоял из накидки типа халата с отложным воротником; украшена вышивкой и тесьмой. Покрой прямой, спереди - сплошной разрез. Вместо рукавов - короткие треугольные "крылышки". Чуть ниже воротника пришита одна

-132-



Рис. 4.
Двухслойная мужская верхняя одежда из наземного склепа Цой-Педе (туникообразная рубаха и накидка с ременным поясом)

горизонтальная застежка с пуговкой. По бокам до подола глубокие разрезы. Длина накидки короче нижнего слоя одежды. Хорошо сохранился ременной пояс, изготовленный из сыромятной кожи, с железной рымчатой пряжкой. На поясе висели ножны из той же сыромятины (рис. 4). Другая накидка, обнаруженная в том же погребальном комплексе, отличается от первой только тем, что на груди от ворота до пояса нашиты 7 пар горизонтальных застежек. Отмечалась такая же накидка и в детской одежде. Пока неясны истоки подобного одеяния в вайнахской мужской одежде. На территории Ингушетии мужские накидки не встречаются.
Традиционным для вайнахов в исследуемый период был тип распашной одежды - бешмет ("гIовтал"), часто фиксируемый в погребальном комплексе склепов. Бешмет - одна из древнейших форм верхней одежды не только у чеченцев и ингушей, но и у многих народов мира. Он был как повседневной, так и праздничной одеждой мужчин, женщин и детей. Исследуя склеповые погребения в горных районах Чечни и Ингушетии, известный археолог Е.И. Крупнов отмечал, что "мужчины были одеты в длинные до колен кафтаны или халаты, в большинстве случаев также из шерстяной ткани. Обычно на мужчинах две одежды..." 10. Кафтаны или халаты, упоминаемые исследователями, по всей вероятности, бешметы. Последующие изыскания ученых подтверждают это. Знаток традиционной одежды северокавказских народов Е.Н. Студенецкая отмечала, имея в виду вайнахов: "Мужская одежда, обычно именуемая бешметом, надевалась под черкеску" 11. Однако необходимо отметить, что до широкого распространения на Кавказе (вторая половина XVII в.) да и после почти у всех живущих здесь народов бешмет представлял собой самостоятельный тип одежды. Но манера ношения была у каждого народа своя. Чеченцы и ингуши носили бешмет отдельно, поверх нательной рубахи, без черкески, как повседневную или праздничную одежду. Судя по археологическим источникам бешмет носили с самого раннего возраста и до глубокой старости.
"По покрою бешметы одинаковы у всех народов Северного Кавказа", - писала Е.Н. Студенецкая 12. Но именно покрой выделяет вайнахские мужские бешметы от аналогичных типов одежды других народов данного региона. Видимо, из-за недоступности археологических

-133-



Рис. 5.
Мужской бешмет типа черкески (горная Ингушетия)

источников исследовательница сделала вывод об однотипности покроя бешметов для всех народов Северного Кавказа.
Образцы бешметов и их фрагментов, найденные в позднесредневековых склеповых погребениях (Оздик, Цори, Коротх, Цой-Педе и др.)» свидетельствуют о наличии у ваинахов в рассматриваемый период бешметов двух типов:
Первый тип — цельнокроеный, с круглым воротом, т.е. туникообразного покроя, и второй тип — с отрезной талией, со скошенным к груди воротом (типа черкески). Первый тип бешмета, во многом повторяющий покрой туникообразной рубахи и отличающийся от нее спереди сплошным разрезом от ворота до подола, несомненно, наиболее древняя форма распашной одежды местного населения. Второй же тип бешмета, по-видимому, возник в процессе эволюции и совершенствования покроя, а также под влиянием костюмов соседних народов.
Как мы уже отмечали, первый тип бешмета был туникообразным: спинка и перед состояли из целого полотнища, спереди делали сплошной разрез. Бешмет имел удвоенную полу. Такие бешметы были свободные и длинные. От ворота до пояса застегивались на пуговицы из крученых ниток. Рукава длинные, прямые, вшитые в пройму. Края ворота и рукавов обшивались полоской из другой ткани или широкой тесьмой. Образцы таких бешметов нередкофиксировались исследователями в наземных склепах Чечни и Ингушетии 13. Некоторые исследователи, в частности Б.А. Калоев, утверждают, что "мужская одежда ваинахов не отличалась от осетинской" 14. Подобного мнения и грузинский автор Л.Ю. Маргошвили 15. Мы имели возможность подвергнуть сравнительной характеристике одежду ваинахов и соседних народов на основе собственных материалов и образцов осетинских бешметов, извлеченных исследователем Т.Б. Мамуковым из наземных склепов Осетии 16. Графическая реконструкция осетинского бешмета показывает локальное своеобразие данного типа одежды у осетин и ваинахов: по покрою рукавов, форме ворота, способу застегивания они в корне отличаются друг от друга.
Неверно также и утверждение, что "чеченская мужская одежда не характеризуется локальным своеобразием, она общекавказского типа" 17. Действительно, в мужской одежде наблюдается много признаков общекавказского костюма. Но ведь традиционная одежда не представляет собой что-то застывшее: в процессе многовекового развития, помимо прочего, в ней отражались взаимосвязи и взаимовлияния соседних и дальних народов. Разнообразные культурно-экономические связи, уходящие корнями в далекое прошлое, издавна способствовали налаживанию тесных контактов вайнахских обществ с соседними народами и появлению общих форм во многих областях материальной культуры, в том числе и в одежде.
Возвращаясь к характеристике верхней мужской одежды, остановимся на втором типе вайнахского бешмета (рис. 5). Данный тип

-134-


бешмета сильно отличался от ,,— первого по покрою: свидетельство того, что на смену более древним конструктивным формам приходит одежда выкройная. Его шили сильно приталенным, с отрезными бочками, состоящми из треугольных и трапециевидных клиньев, которые расширялись книзу. Нижняя часть бешмета расклешена за счет девяти и более клиньев: трех цельнокроеных (два передний, один задний), двух-трех трапециевидных с каждого бока и двух треугольных по одному на каждую полу, что создавало определенный силуэт одежды, затянутой в талии и свободной внизу. Н. Данилевский писал: "Так как у всех горцев общая идея о красоте состоит в том, чтобы иметь широкие плечи, полную грудь и тонкий стан, то мужчины, несмотря на то, что носят несколько кафтанов один на другом, туго перетягиваются, чтобы в пояснице не оставалось ни малейшего знака толщины"18. Действительно, эволюция одежды у горцев была связана с определенными, присущими и другим народам эстетическими взглядами. И не случайно до сих пор у вайнахов бытует понятие "оьзда гIодаюкъ иолу стаг" (букв. - мужчина с благородной талией). Рукав бешмета был вшивной, суженный книзу, наполовину закрывавший кисть руки, на конце — овальной формы с разрезом 5—8 см. Пришивался невысокий стоячий воротник, стеганный на подкладке из плотной ткани. Застегивался бешмет на пуговки из крученых ниток на воздушные петельки от ворота до талии. Ворот сильно скашивался к груди: застежек до талии было пять штук. Видимо, в прошлом застежкам на бешметах, помимо утилитарного, придавалось особое значение. Об этом, в частности,
свидетельствует вайнахский фольклор. Приведем лишь несколько примеров. Так, в одном из преданий говорится, что некто Алу Усман имел сильную власть над людьми и заставлял их подчиняться себе. Этого не снесли три гордых брата предков чеченцев. Они ушли от него и дошли до местечка Нохчхаз, что находится на границе Чечни и Кумыкии. Там они обосновались жить. Однажды некто из жителей Нохчхаза пренебрежительно дернул за ворот бешмета младшего из братьев. От рывка отлетело две застежки. Оскорбленный младший брат тут же убил обидчика. Не вынеся такого позора, братья ушли в горы.
А в другом предании рассказывается, как на сына чеченца бросился лев и ударом лапы сорвал с ворота его бешмета три петли. Сын чеченца заколол льва и без трех петель предстал перед отцом. За то, что сын позволил льву сорвать с бешмета три петли, отец

-135-


хотел убить единственного своего сына 19. Возможно, застежки на одежде средневековых вайнахов несли какую-то магическо-религиозную символику, иначе дергание за ворот бешмета или срыв хотя бы одной застежки не воспринимались бы как тягчайшее оскорбление.
Карманы на бешметах не делались вообще: они появляются позже (в XIX в.) под влиянием европейской одежды. Роль карманов выполняли мужские сумочки и кисеты, сшитые из различных тканей или кожи. Они были самых разных форм, о чем свидетельствуют многочисленные археологические материалы.
Большой интерес представляет древневайнахский орнамент, которым украшались кисеты и сумочки (завитые рога, концентрические круги, ромбы и др.). Все это в мировоззрении средневековых вайнахов символизировало изобилие, богатство и солнце.
Бешметы перепоясывались широким матерчатым кушаком или же кожаным ремнем, на котором, кроме всего прочего, висели сумочка или кисет.
Первый тип бешметов был наиболее характерен для старых и пожилых мужчин. Молодые носили в основном бешметы типа черкески. Возрастная особенность подчеркивалась и длиной бешмета. Длинные бешметы носили пожилые вайнахи, а более укороченные - молодые.
Бешмет сочетал в себе функции летней и зимней одежды. Летние изготавливались на одной подкладке, а зимние утеплялись шерстью или ватой, о чем свидетельствуют археологические источники. Бешмет, найденный в одном из наземных склепов, был утеплен ватой с подкладкой из холщовой ткани. Верх бешмета был из красной крашенины. Покрой — по типу черкески: с отрезной талией, подол расширялся с помощью треугольных клиньев. Ворот скошен к груди. Воротник пришивной, стоячий. Застегивался на пуговки из крученых ниток на воздушные петли. К бортам от ворота до подола пришиты клинья, с помощью которых запах углублялся. Рукава заужены книзу, с разрезами на концах. На бешмете сохранился пояс-кушак из домотканой ткани без окраски. На поясе висели мужская сумочка типа маленького мешочка и ножны для ножа.
Бешметы были распространены на всей территории вайнахов как повседневная и праздничная одежда, бытовавшая одновременно с верхними мужскими платьями-рубахами. Совершенно неверно трактует роль этого одеяния в комплексе вайнахской одежды грузинская исследовательница Л.Ю. Маргошвили. "Часто мужчина-вайнах, - пишет она, - одевал архалук (т.е. бешмет. - Б.А.) и брюки на голое тело, без рубахи. Эти два элемента были повседневной одеждой горца... С течением времени появилась верхняя рубаха, занявшая место архалука.
Архалук превратился в домашнюю и верхнюю одежду молодых и пожилых мужчин" 20. Ношение бешмета на голом теле, как об этом пишет Л.Ю. Маргошвили, не было в традиции вайнахов, хотя могли быть отдельные исключения: возможно, в силу

-136-


жизненных обстоятельств горец вынужден был надеть бешмет без нижней рубахи, но это не означало отсутствия нательной одежды у вайнахов в этот период. Обязательной нательной одеждой, по крайней мере со средневекового периода, для вайнахских мужчин были рубахи, как и у всех народов. Платья-рубахи и бешметы бытовали у них как самостоятельные типы верхней одежды, о чем мы выше писали.
Несмотря на общие черты в покрое бешмета, характерные для многих народов Кавказа, Средней Азии и др., они подчеркивали вайнахскую специфику, локальные черты данного типа одежды у чеченцев и ингушей. Близкие аналоги второму типу вайнахского бешмета имеются в одежде кумыков 21. Это относится к общему конструктивному исполнению. Однако для дагестанских (в том числе и кумыкских) бешметов характерны широкие рукава, застежка встык и глухой ворот, что и отличает их от вайнахских.
Вайнахские бешметы шили из различных по цвету и фактуре тканей: для повседневных бешметов использовались в основном домотканые материалы, для празднично-выходных, в зависимости от экономической возможности семьи, - дорогие привозные ткани. Наиболее популярные цвета, принятые для бешметов взрослых, были белый - для парадно-выходного бешмета и красный, синий, коричневый - для повседневных.
Нет сомнений, что у вайнахов этот тип одежды существовал с глубокой древности. Бытуют различные мнения по поводу происхождения бешмета. Некоторые исследователи связывают его со скифской одеждой, другие — с одеждой ираноязычных предков осетин 22. Но права, на наш взгляд, Е.Н. Студенецкая, которая отмечала, что тип одежды определялся в древности не столько этнической спецификой, сколько образом жизни. Народы, быт которых был связан с верховой ездой, охотой и скотоводством, могли выработать в одежде общие черты, стремясь сделать ее более удобной 23.
В ношении бешмета вайнахи были менее консервативны, чем соседние народы. Чеченцы и ингуши, правда пожилые, имели право носить его нараспашку, тогда как некоторые народы Северного Кавказа — только застегнутым. Иногда бешмет надевали и под черкеску.
Судя по данным археологических источников, на рубеже XVII-XVIII вв. в вайнахской среде широко распространяется еще один тип верхней распашной одежды - черкеска ("чоа" - чечен., "чохки" - ингуш.), ставшая не только для вайнахов, но и для всех кавказских народов праздничной общенациональной одеждой (рис. 6). В отличие от бешмета она не была повседневной: черкеска относилась в основном к выходной, праздничной одежде. Иметь черкеску считалось очень престижным, она была символом гордости и достатка. Черкеску обычно шили из сукна домашнего производства черной, серой или коричневой окраски. Представители

-137-



Рис. 6.
Черкеска (реконструкция) из наземного склепа аула Эрзи: а — вид спереди; б — вид сзади

привилегированных сословий носили белую черкеску. Ее шили на подкладке из хлопчатобумажной (без окраски) ткани, но некоторые могли обходиться и без подкладочного материала. По покрою черкеска была сходна с бешметом, но имела более широкие полы, она была сильно приталенная и не утеплялась. Черкеску шили по бокам - отрезной по талии, но с цельнокроеной основой. Нижняя часть делалась чуть выше пояса и до самого низа кроилась в виде треугольников. В боковых швах у подола черкеска имела небольшие разрезы, рукава ее были длинные и широкие. В более ранний период черкеску, видимо, носили поверх бешмета. Возможно, с этим связана ширина рукавов черкески; они не отворачивались. На рисунке X. Гейслера, где изображены ингуши конца XVIII в. (см. рис. 2, в), черкеска показана более свободного покроя, нежели черкеска XIX в., которая шилась сильно приталенной. Газырницы нашиты на грудную часть черкески. Первоначально газыри носили в кожаных сумках, укрепленных на ремне через плечо или на поясе. Но на поясе крепилось и без того немало предметов, например
шашка, ружье. Поэтому газырницы стали нашивать на груди черкески по обеим сторонам 24. Отдельные фрагменты деталей черкески, газырниц неоднократно присутствовали среди склеповых материалов XVI—XVIII вв. 25
При раскопках наземного склепа с поминальной камерой в ауле Эрзи (Ингушетия) нами были обнаружены кожаные газырницы в виде кармана, вертикально простроченные. В образовавшиеся пазы вставлялись газыри для хранения пороха и пуль. Все это подтверждается наблюдениями исследователей, которые отмечали, что в склеповых погребениях края нередко встречаются газыри (деревянные или костяные трубочки для хранения пороха и свинцовых шаровидных пуль) 26. Со временем газыри утратили свое значение и стали выполнять роль декоративного элемента черкески. По талии черкеска перетягивалась ременным поясом с металлическим

-138-


набором (у более зажиточных — серебряным или позолоченным). Такие ременные пояса носили вайнахские мужчины вплоть до середины XX в. Да и сейчас их можно встретить в костюме мужчин преклонного возраста, придерживающихся традиционной одежды. Необходимым элементом пояса был кинжал, так как оружие это служит украшением мужского костюма.
Черкески были разной длины: в разные периоды длина их варьировалась. Характерный для черкески ворот имел треугольную форму. В исследуемый период иногда черкески шились со стоячим воротником. На рисунках Я. Потоцкого и X. Гейслера горцы изображены именно в такой черкеске.
Видимо, к типу черкески можно отнести и мужскую одежду из шелковой или шерстяной ткани, которую обнаружил Л.П. Семенов в ходе исследований средневековых склепов вайнахов. К сожалению, раскопочные материалы Л.П. Семенова не сохранились, но остались описания большинства материалов, в том числе и одежды, дающие возможность составить представление о соответствующем типе одежды. Е.Н. Студенецкая отмечала, что верхняя одежда XVIII в. настолько отличается от более поздних форм, что "возникает вопрос о закономерности названия этой одежды черкеской" 27. Следует отметить, что археологические источники позволяют утверждать о бытовании черкесок с нашитыми газырницами уже с XVIII в. Несомненно, черкеска этого периода не была "классического типа". Ведь с самого возникновения любой элемент подвержен изменению, идет постепенная эволюция в сторону улучшения, приобретения более удобных форм. Вместе с тем возникновение этого типа одежды можно отнести к более раннему периоду, хотя генезис его не до конца ясен.
Черкеска до настоящего периода сохранилась как традиционная праздничная мужская одежда, хотя она была не единственной празднично-выходной одеждой горцев. Несмотря на общий для всех народов Кавказа процесс формирования этого типа верхней распашной одежды, покрой вайнахской черкески отличается от других типов (различия в основном касаются покроя спинки с цельнокроеной основой и элементов отделки и украшений). По этим же признакам чеченская "чоа" отличается, в частности, от "чохи" грузинской, но ближе стоит к кумыкской черкеске.
Помимо вышеописанной верхней одежды для местного населения были характерны различного покроя овчинные шубы. Одежда из овчины является одним из древнейших типов одеяний, во всяком случае у тех народов, основная трудовая деятельность которых связана со скотоводством и охотой. Ведь именно из шкур животных и зверей люди стали впервые делать одежду.
Названия этого типа верхней теплой одежды у вайнахов свидетельствуют о бытовании нескольких видов шуб, среди них: кетар - шуба, тулуп; бекх - тулуп; керча - дагестанский тулуп 28. Они были нагольные и крытые, цельнокроеные и покроя черкески.

-139-


Наиболее распространенными были шубы с цельнокроеной основой, свободного покроя. Длина их была различной: пастухи носили длинные шубы (иногда с капюшоном). Более укороченные шубы носили мужчины всех возрастов. Шубу могли надевать как поверх бешмета и черкески, так и прямо на рубаху. Шуба была без застежек, правая пола запахивалась на левую и подпоясывалась ремнем 29. Аналогичные шубы, относящиеся к рубежу XVIII—XIX вв., бытовали и у дагестанских народов 30.
В исследуемый период для вайнахов были характерны и шубы-керча, скорее всего заимствованные у дагестанцев, с длинными ложными рукавами; носили их в основном пастухи. Более зажиточные слои населения носили крытые шубы типа черкески, отрезные по талии, которые появились в XIX в., а у простого народа в обиходе были нагольные шубы. Информаторы свидетельствуют, что во время дождя, чтобы не испортить верх шубы, ее выворачивали наизнанку и носили таким образом. А в современный период среди местного населения распространены самые разные формы и типы шуб и тулупов.
По этнографическим данным, у чеченцев и ингушей имелись и другие типы верхней одежды. Весной и осенью носили безрукавки, сшитые из овечьих шкур мехом внутрь. Их делали нагольными и крытыми. Название "силг", которое использовали в прошлом для этой одежды чеченцы, в настоящее время практически не употребляется, а именуется она "пхьушашдоцург" (букв. - безрукавка). Помимо овечьих и козьих шкур для шитья безрукавок использовали и различные ткани, утепляя ватой и вертикально простегивая. В качестве верхней плечевой одежды, как и многие другие народы Кавказа, чеченцы и ингуши носили бурки, так называемые безрукавные плащи ("верта" — чечен., "ферта" — ингуш.). Бурочный промысел был хорошо развит у вайнахов в XIX в. Нельзя согласиться с мнением тех, кто утверждает, что "бурки местной работы использовались главным образом пастухами" 31. В начале XIX в. на Северо-Восточном Кавказе хорошо были известны центры по производству бурок: Чечен-Аул, Старый-Юрт, Харачой, Белгатой и др. О высоком качестве вайнахских бурок писали и некоторые исследователи 32. Чечня славилась также изготовлением ольховой краски для окраски бурок. Ее покупали и андийцы для окраски своих знаменитых бурок.
Изготовление бурок - эта тяжелая и трудоемкая работа была обязанностью женщин. В зависимости от качества и типа бурок, а также и мастерства тех, кто занимался этим промыслом, на изготовление одной бурки уходило 10-30 дней. На бурки шла высококачественная белая или черная шерсть. Белая бурка надевалась в особых случаях и ценилась дороже черной. У вайнахов можно выделить бурки двух типов: первый - с узкими плечами, без ворса, ниже колен.

-140-


Такую бурку в основном предпочитали пастухи-табунщики, так как она хорошо защищала их от дождя, снега и ветра. Второй тип соответствовал трапециевидной форме, с широкими плечами. Спереди у ворота пришивали застежки: петли из сыромятной кожи, шнурки-завязкии т.д. Ворот и края бортов обшивали галуном. Практические качества бурки (надетая на всадника, она покрывала и его, и коня, подчеркивая мужественность седока и его органическое единство с конем) способствовали ее популярности у казаков. Она была незаменима в походных условиях.
Первый тип бурки — более древнего происхождения; по способу ношения и покрою пастушья накидка ("жаIуьн-маша" — пастушье сукно) и бурка имеют определенную связь, хотя они бытовали у вайнахов как отдельные, самостоятельные виды пастушьей одежды. Пастушья накидка - это домотканое сукно, сложенное вдвое в виде прямоугольника (сшитое из двух кусков сукна). Носили ее накинув на плечи, закрепляя у ворота с помощью различных завязок. Длинная накидка - одна из древнейших форм вайнахской одежды, на что указывают и некоторые исследователи 33. Среди многочисленных находок эпохи бронзы, раннего железа и позднее встречаются фибулы, булавки, с помощью которых древние вайнахи скрепляли одежду, возможно и накидку, о которой мы выше упоминали. О бытовании у народов данного региона шерстяной одежды типа накидки писали в свое время А. Олеарий и Л.Я. Стрейс 34.
Суконная накидка бытовала у вайнахов до начала XX в., о чем свидетельствуют этнографические материалы. Такая накидка хранится в настоящее время в Российском государственном музее этнографии (С.-Петербург).
Вайнахи носили не только шерстяные накидки; в материалах археологических раскопок была обнаружена шелковая накидка, богато орнаментированная золотым шитьем 35. Датируемая XVI—XVII вв. накидка, по оценкам специалистов, имеет иранское происхождение.
Любопытно отметить, что в эпоху средневековья на территории Средней Азии (откуда поступало много шелковых тканей к вайнахам, возможно, и готовые изделия) широко была
распространена одежда типа накидки, причем как принадлежность знати 36. По всей вероятности, этот вид одежды был широко распространен территориально и имел большой хронологический диапазон. Явно восточное происхождение вайнахской накидки - свидетельство тому.
Разумеется, показать весь комплекс мужского традиционного костюма в одной статье нет ни возможности, ни необходимости, поэтому автор ограничился лишь анализом источников по
нательной и верхней одежде горцев XVI-XIX вв. Отсутствие соответствующих работ по традиционной одежде вайнахов, известные события 1994—2000 гг. (имеются в виду две последние русско-чеченские войны), которые уничтожили и без того немногочисленные этнографические реалии, в настоящий период

-141-


еще более обострили проблему национального костюма вайнахов, точнее чеченцев. В связи с изменениями в общественно-политической жизни республики предпринимаются попытки внедрить одежду народов Западной Азии в быт вайнахов, преподнося ее как национальную. Костюм каждого народа связан с традиционным прошлым, он несет черты этнической принадлежности, сложившиеся в процессе исторического развития того или иного народа. Подлинный традиционный костюм является богатейшим достоянием материальной культуры вайнахов, поэтому необходимо использовать многовековые традиции вайнахского костюма в проектировании современной одежды, отдельных ее деталей, орнамента, украшений и т.д., возрождая прогрессивные традиции предков.

1. Материальная культура: Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1989. С. 103.
2. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингу шетии в 1925-1932 годах. Грозный, 1960; Крупное Е.И. Средневековая Ингушетия. М.: Наука, 1971. С. 93-95.
3. Чахкиев Д.Ю. Исследования в горной Ингушетии // АО-1960. М., 1981. С. 119-120; Даутова Р.А. Отчет о результатах полевых исследований 2-го археологического отряда ЧИИ СФ за 1985 г. Архив ЧИ НИИИ. No 440.
4. Даутова Р.А. и др. Новые данные о материальной культуре горной Ингушетии (по результатам раскопок Щуанского могильника) // Традиционная материальная культура Чечено-Ингушетии. Грозный: ЧИ НИИИ ЭСФ, 1989. С. 15-17.
5. Сухарева О.А. Опыт анализа покроев традиционной "туникообразной" среднеазиатской одежды в плане их эволюции и истории // Костюм народов Средней Азии. М., 1979. С. 77-103; Она же. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XIX - начало XX в.). М., 1982. С. 144.
6. История и культура удэгейцев. Л., 1989. С. 45.
7. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. М., 1989. С. 18.
8. Одежда народов СССР. М., 1990. С. 182.
9. Котлякова Т.Н. Мужские рубахи конца XVI - начала XVII в. из погребений царя Федора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя М.В. СкопинаШуйского в Архангельском соборе Московского Кремля // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 248-257.
10. Крупное Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971. С. 94—95.
11. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. С. 30.
12. Там же. С. 73.
13. Чахкиев Д.Ю. Отчет о полевых работах 3-го отряда Предгорно-плоскостной археологической экспедиции ЧИГУ в горной Ингушетии в 1980 г. Архив ЧИИИ СФ. No 559.
14. Калоев Б.А. Чеченцы // Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1. С. 362.
15. Маргошвили Л.Ю. Мужская одежда вайнахов конца XIX - начала XX в. // КЭС. VI. Тбилиси, 1986. С. 27.
16. Мамукаев Т.Е. К этнографии и антропологии "Города мертвых" // Вопр. осетинской археологии и этнографии. Орджоникидзе, 1980. С. 106.
17. Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана и Чечни (по материалам ГИМа) // КЭС. М., 1976. Вып. 6. С. 187.

-142-


18. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1846. С. 156.
19. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Грозный, 1986. С. 396.
20. МаргошвилиЛ.Ю. Мужская одежда вайнахов... С. 29.
21. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М., 1981. С. 38.
22. Калоев Б.А. Чеченцы. С. 150; Яценко С.Е. О древних прототипах одежды осетин // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. Орджоникидзе, 1985. С. 25-36.
23. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. С. 77.
24. Там же. С. 17-29.
25. См., напр.: Крупное Е.И. Средневековая Ингушетия. С. 95-96; Чахкиев Д.Ю. Огнестрельное оружие поздневековых вайнахов // Традиционная материальная культура Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1989. С. 74-75; Даутова Р.А. Раскопки в горной Ингушетии // АО-1982. М., 1983. С. 117-118.
26. Чахкиев Д.Ю. Огнестрельное оружие поздневековых вайнахов. С. 75.
27. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. С. 30.
28. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990. С. 247.
29. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. С. 29.
30. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. С. 42-43.
31. Студенецкая Е.Н. Одежда чеченцев и ингушей в XIX-XX вв. // Новое и традиционное в культуре и быту народов Чечено-Ингушетии. Грозный, 1985. С. 67.
32. Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882. С. 23.
33. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. С 82-83.
33. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. Рис. XVIII; Стрейс Л.Я. Три путешествия. М., 1936. С. 215.
35. Даутова Р.А., Чахкиев Д.Ю. Некоторые новые материалы по мавзолеям горной Ингушетии // Новые археолого-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1988. С. 61.
36. Лобачева Н.П. Среднеазиатский костюм раннесредневековой эпохи (по данным стенных росписей) // Костюм народов Средней Азии. М., 1979. С. 38.

-143-