header photo

Главная - Костюм и ткани - Одежда и обувь

Орфинская О.В., Лантратова О.Б. Женский костюм золотоордынского времени из погребения №93 могильника Маячный бугор I (Астраханская обл.)

Орфинская О. В., Лантратова О. Б. Женский костюм золотоордынского времени из погребения №93 могильника Мачный бугор I (Астраханская обл.) // Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства (Материалы I научно-практической конференции 13-16 октября 2009 г. Часть I). Посвящается памяти Т.С. Алешиной / Государственный исторический музей. – М., 2011. С. 20–40.

Летом 1991 г. Астраханской археологической экспедицией под руководством С.А.Котенькова были проведены исследования сильно разрушенного могильника Маячный бугор I. Большой интерес представляет женское погребение №93, предположительно датируемое концом XIII в.1

Весь археологический материал из этого погребения, включая комплекс одежд, был передан на хранение в Государственный Исторический музей в отдел археологии. Результатам исследования текстильного материала комплекса посвящена настоящая работа.

 

Рис. 1. Схема расположения текстильных изделий в погребении 93 могильника Маячный бугор I:
1 – красное нижнее белье; 2 – штаны; 3 – головной убор; 4 – кофты (3 изделия); 5 – халат из парчовой ткани с рисунком на красном фоне; 6 – халат из парчовой ткани с изображением «текстов» на коричневом фоне; 7 – халат из парчовой ткани с изображением «трилистников» на коричневом фоне; 8 – подстилка из парчовой ткани красного цвета; 9 – сапоги; 10 – наволочка для подушки.
ЛК – линия колен; ЛБ – линия бедер; ЛТ – линия талии; ЛП – линия плеч.

Описание текстильных изделий

В ходе разбора текстильного материала были выявлены следующие изделия (табл.1, 2):

– Непосредственно на костяке находилось белье из шелковой ткани красного цвета, обозначенное далее как «красное нижнее белье». Более всего это изделие напоминает корсет, закрывающий грудь и живот, и затягивающийся тремя парами тесемок на спине. На изнаночной стороне изделия были обнаружены остатки утеплителя из растительных волокон, фрагменты подкладки из хлопковой ткани, а также остатки нашитых деталей из кожи. Ширина, форма и многослойная конструкция изделия дают основание предположить, что это бандаж для беременной или очень тучной женщины, помогающий распределить нагрузку в районе талии.

–20–


Возможно, бандаж, как и «belly-cover-wrapper», известные из мужских погребений периода династии Юань, выполнял функции лечебного корсета2.

– Поверх «красного белья», ниже линии талии, находились штаны из тонкой шелковой ткани. Штаны аналогичного покроя хорошо известны по аланским могильникам3. Однако данная модель имеет широкий пояс с завязками, регулирующими ширину по линии талии. На поясе четко отпечаталась фигурная пряжка, это значит, что штаны имели декоративное оформление. Из такой же ткани была сшита и короткая кофта, доходившая только до талии (в табл. «рубашка1»). Эти две формы одежды можно считать комплектом нижнего шелкового белья. При поиске аналогов было сделано интересное наблюдение о различном крое штанов у оседлого населения Китая (без центральной ромбической или квадратной вставки) и у кочевников (со вставкой).

– Между короткой шелковой кофтой и нижним халатом обнаружены фрагменты еще двух кофт. От одной из них сохранились только манжеты с тремя пуговицами (в табл. «рубашка2»), а от второй часть полы с прямыми длинными рукавами (в табл. «рубашка3»).

– Нижний халат (в табл. «халат 1») сшит из красной парчовой ткани и оформлен коричневой отделкой по вороту и рукавам. Халат распашной, отрезной по линии талии, имеет длинные рукава и фиксируется на правом боку при помощи завязок. Юбка, собранная глубокими складками, имеет боковой разрез с левой стороны. С правой стороны глубокий запах полы заменяет второй разрез. Основная ткань – парча с мелким рисунком «деревья», отделка из парчовой ткани с рисунком «облака». Халат имеет подкладку из тафты и промежуточный слой утеплителя из хлопковой ткани. Утеплитель, вероятно, был распределен только по стану, так как в рукавах его следы отсутствуют. Аналогичный по крою нижний халат уже встречался в женском погребении могильника Маячный бугор II4.

– Второй, промежуточный халат (в табл. «халат 2») сшит из коричневой ткани с отделкой, состоящей из двух полос: светлой и темной. Халат распашной, цельнокроеный, широкий, с длинными рукавами. Парчовая ткань имеет орнаментированную полосу, которая проходит по плечам. Остальное поле ткани заполнено дисками с благопожелательными текстами, написанными уйгурскими буквами5. Халат завязывается широкими завязками из ажурной ткани фиолетового цвета. Расположение завязок в районе пояса дало возможность рассчитать охват талии. Его размер подтверждает предположение о том, что носившая его женщина была либо беременная, либо очень полная. Крой такого женского халата являлся традиционным для женской одежды периода Золотой Орды6.

– Верхний халат (в табл. «халат 3») из парчи коричневого цвета с орнаментом в виде «мелких облачков» имеет плохую сохранность, однако по отдельным фрагментам была выполнена его реконструкция. Ворот и манжеты изготовлены из парчовой ткани, идентичной ткани с уйгурскими текстами второго (промежуточного) халата. Хорошо сохранившаяся отделка ворота и рукавов позволила определить их форму, фрагмент боковой части халата – длину изделия, а пуговка на вороте – систему застежки. Халат короткий, цельнокроеный, с короткими рукавами, застегивался «в стык» на мягкие пуговки. С изнаночной стороны находился слой утеплителя из хлопковой ваты и подкладка из темной хлопковой ткани полотняного переплетения. Аналогичный, но более длинный верхний халат входил в комплект ранее описанных одежд из женского погребения, расположенного в могильнике Маячный бугор II7. Боковая линия с характерными выступами на линии талии присутствует и в крое мужских халатов с широким поясом по талии8, однако между этими двумя формами, мужской и женской, есть целый ряд отличий.

–21–


Таблица1
Нижнее белье из погребения 63 могильника Маячный бугор I

Описание изделия
Прорисовка сохранившихся фрагментов
Реконструкция кроя
Реконструкция внешнего облика
(рис. М.А. токманцевой)
Нижнее белье «корсет»
Высота 70 см
Макс. ширина 290 см
Основная ткань – камка
Подкладка – хлопковая вата
Детали – кожа

1.1А
1.1Б
1.1С
Штаны
Высота 60 см
Охват бедер 160 см
Основная ткань – тафта

–22–


Рубашка 3
Правая пола
Основная ткань – тафта
   
Рубашка 2
Манжет
Высота 6,5 см
Ширина 5 (х2) см
Основная ткань – тафт
 
Рубашка 1
Высота 54 см
Ширина по рукавам 192 см
Основная ткань – тафта

–23–


Таблица 2
Халаты из погребения 63 могильника Маячный бугор I

Описание изделия
Реконструкция кроя
Реконструкция формы
Реконструкция внешнего облика
(рис. М.А.Токманцевой)
Халат 1
Халат нижний
Высота 125 см
Ширина по рукавам 192 см
Основная ткань – парча «с деревьями» на красном фоне
Отделка – парча «с облаками» на коричневом фоне
Подкладка и завязки – тафта
Утеплитель – хлопковая ткань
Рис. 2.1А
Рис. 2.1Б
Рис. 2.1С

Халат 2
Халат средний
Высота 140 см
Ширина по рукавам 198 см
Основная ткань – парча «с текстами» на коричневом фоне
Отделка – парча «с играющими животными»
Отделка – ткань «с каплевидными медальонами»
Завязки – газовая ткань
Подкладка – тафта
Рис. 2.2А
Рис. 2.2Б
Рис. 2.2С

–24–


Халат 3
Халат верхний
Высота 85 см
Ширина по рукавам 72 см
Основная ткань – парча «с мелкими облачками» на коричневом фоне
Отделка – парча «с текстами» на коричневом фоне
Подкладка – хлопковая ткань
Утеплитель – хлопковая вата
Рис. 2.3 А
Рис. 2.3 Б
Рис. 2.3 С

–25–


– В районе шеи был обнаружен головной убор темного цвета с пришитыми лентами, которые спускались под кофту. Головной убор был сшит из газовой ткани и имел подкладку из темной тафты. На концах лент сохранились шелковые нити, которые, вероятно, крепили дополнительный декор, например, бусины или шелковые кисточки. Шлемовидная шапка закрывала шею и под подбородком застегивалась на одну мягкую пуговку. На отдельных участках швов зафиксированы следы мелкого ремонта. Это указывает на то, что шапку носили. По своей форме такая шапка напоминает мужскую, но возможно, что ее надевали под верхний нарядный женский головной убор, например, под бокку.

– В районе ног зафиксированы остатки кожи от обуви, вероятно, от сапог и шелковые детали их отделки. Хорошо сохранившиеся сапоги с аналогичной отделкой были подробно описаны в работе, посвященной комплексу одежд из могильника Маячный бугор II9.

– В изголовье были обнаружены фрагменты ткани от наволочки для подушечки.

– Тело женщины было уложено на подстилку прямоугольной формы из красной парчовой ткани. С изнаночной стороны подстилки сохранились остатки нескольких слоев темной ткани из хлопковых волокон. По коротким сторонам подстилки были пришиты полосы красной шелковой камчатной ткани шириной около 10 см. Данная ткань идентична ткани описанного выше корсета.

В результате проведенной работы было выявлено 12 изделий, для пошива которых использовали 26 различных видов тканей.

Данный комплекс является уникальным, так как дает возможность целиком реконструировать комплект женской одежды (включая нижнее белье) эпохи Золотой Орды.

Чтобы иметь полное представление о текстильном комплексе из погребения №93 недостаточно реконструкций форм одежды. Не меньший интерес представляют ткани, из которых эта одежда была сшита.

Определение природы текстильных волокон в нитях тканей

Природу текстильных волокон определяли микроскопическими методами по их морфологическим признакам с использованием коллекции эталонов.

В данном комплексе встречаются ткани из шелковых и хлопковых волокон. Шелковые ткани являлись основными тканями для пошива одежды. Сложные парчовые ткани служили основой для пошива халатов и их отделки, а простые неокрашенные ткани полотняного переплетения – подкладками и основой для нижнего белья. Камчатная ткань красного цвета занимала промежуточное положение. Она являлась основой красного нижнего белья, подкладкой ворота одного из халатов и отделкой подстилки.

Из хлопковых волокон состоит вата, которая использовалась как утеплитель (красное нижнее белье и верхний халат), а также нити в тканях полотняного переплетения, которые являлись или утеплителями (нижний халат), или подкладкой (верхний халат и подстилка).

Анализ золотных нитей

Методы и подробные результаты исследования золотных нитей в золотоордынских парчовых тканях описаны ранее10.

В парчовых тканях данного комплекса встречаются два вида золотных нитей: плоские и пряденые.

Плоские золотные нити представляют собой полоску материала оболочки кишечника животных, называемую в англоязычной литературе «мембраной», покрытую с одной стороны сусальным золотом.

Пряденые золотные нити являются той же полоской, но обвитой вокруг шелкового сердечника.

Состав металла во всех нитях примерно одинаковый. Основным элементом металлического покрытия является золото, доля которого составляет свыше 93% (весовых).

–26–


Во всех пряденых нитях золотная полоска обвивает шелковый сердечник в Z направлении. Ширина золотных полосок от 0,3 до 0,5 мм, размер шага крутки имеет большой разброс из-за достаточно сильного разрушения нитей и составляет от 0,4 до 0,9 мм.

Красители и технология крашения тканей

Исследование текстильных красителей проводили методом жидкостной хроматографии в Новосибирском институте органической химии им. Н.Н.Ворожцова СОРАН. Для получения экстрактов красителей образцы тканей кипятили в смеси 37%HCl : вода : метанол (2:1:1 по объему). Хроматографический анализ выполнен на жидкостном хроматографе с диодно-матричным и масс-селективным детекторами. Использовался также спектрофотометрический метод определения красителей в экстрактах смеси этанол : вода : комплексон ДТПА и диметилформамида.

Результаты исследования представлены в табл.3.

Таблица 3
Исследование красителей в тканях комплекса

№ п/п
Деталь одежды
Цвет ткани
Найденные красители
Красильное сырье
 1
2
3
4
5
Головной убор
1
Основная ткань
Темно-коричневый
Индиго, танины
Индигоносные растения; таниносодержащие растения
2
Подкладка
Коричневый
Танины
Таниносодержащие растения
Корсет
3
Основная ткань
Красный
Галиозин, псевдопурпурин, пурпурин, ализарин
Корни одного из видов марены
Халат 1 (с изображением дерева)
4
Основная ткань
Красный
Ализарин, пурпурин
Корни одного из видов марены
5
Ткань манжет и ворот
Коричневый
Танины
Таниносодержащие растения
Халат 2 (с «текстами»)
6
Основная ткань
Коричневый
Танины
Таниносодержащие растения
7
Отделка манжет и ворота
Коричневый
Танины
Таниносодержащие растения
 
Отделка манжет и ворота
Красно-коричневый
Шиконин
Воробейник краснокорневой

–27–


9  
Подкладка ворота
Красный
Галиозин, псевдопурпурин,
пурпурин, ализарин
Корни одного из видов марены
Халат 3 (с «мелкими облачками»)
10
Основная ткань
Коричневый
Танины
Таниносодержащие растения
11
Ворот
Коричневый
Танины
Таниносодержащие растения
12
Подкладка халат
(хлопок)
Черный
Индиго
Индигоносные растения
Подстилка
 
13
Основная ткань
Красный
Ализарин, пурпурин
Корни одного из видов марены

Нити, имеющие коричневый цвет, окрашены танидными красителями (дубильными веществами) по железной протраве. В хроматограммах и электронных спектрах зафиксирована эллаговая кислота, содержащаяся в танинах различных растений (коре и галлах дуба, шишках и коре ольхи, чае и т.д.). Катионы железа в волокнах шелка определили микрохимическим методом – обработкой раствором желтой кровяной соли, которая при наличии катионов железа дает синее окрашивание. В нитях темно-коричневой основной ткани головного убора, кроме танинов и катионов железа, обнаружен синий кубовый краситель индиготин (индиго). Подобную смесь красителей использовали в средневековье для получения глубокого черного цвета ткани. На этом основании можно предположить, что ткань головного убора первоначально имела черный цвет.

Красные волокна в тканях окрашивались протравными красителями корней марены. Было установлено, что оттенок цвета зависит от соотношения различных красителей, входящих в состав марены. Необходимо отметить, что красный краситель камчатной ткани корсета и такой же ткани отделки халата 2 легко удаляется из ткани при обработке диметилформамидом даже при комнатной температуре, а также частично при обработке водой. Это может свидетельствовать о наличии достаточного количества прямых форм красителей, которые в отличие от протравных, не создают устойчивые комплексы с шелковыми волокнами. Такую ситуацию можно объяснить либо разрушением красителя в процессе длительного пребывания ткани в почве, либо изначально неверной технологией крашения.

Красно-коричневая отделка (ткань с каплевидными медальонами) халата 2 и ажурная ткань завязок такого же цвета окрашены либо алканнином, либо шиконином. Эти красители имеют одинаковый состав и структуру (производные дигидроксинафтохинона), но являются оптическими изомерами. Алканнин содержится в корнях алканны (красный воловий язык), которая произрастает в Южной Европе, на Балканах и Западной Азии, а также в корнях оносмы (желтая алканна), встречающейся в Южной Европе и Южной Сибири. Краситель шиконин содержится в корнях воробейника краснокорневого, произрастающего в Китае, Корее и Японии11. Точно определить, каким из названных красителей были окрашены указанные ткани, не удалось из-за небольшого размера образца для исследований. Необходимо отметить, что вторые производные электронных спектров поглощения экстрактов образцов в водном растворе Al2(SO4)3 полностью совпали между собой и с аналогичным спектром стандартной выкраски шиконином. Таким образом, по косвенным признакам (сравнение со свойствами эталонной выкраски шиконином) с некоторой долей вероятности можно предположить, что в образце ткани отделки найден шиконин. А так как растение, из которого его получили, произрастает в

–28–


Китае, то данная информация позволяет предположить, что и ткани, окрашенные этим красителем, были произведены на территории Китая.

Черная хлопчатобумажная подкладка халата 3, сохранившаяся фрагментарно, на самом деле окрашена в темно-синий цвет кубовым красителем индиго. Микроскопическое исследование нитей и волокон дает основание предполагать, что в концентрированном растворе красителя окрашивали уже готовую ткань (а не волокна или нити).

Построение рисунка

В данной работе анализ тканей проводится на основе технологических характеристик построения рисунка в парчовых тканях (табл.4).

Таблица 4
Узорные ткани из погребения №93 могильника Маячный бугор

       
Прорисовка орнамента
Построение рисунка
Краткая характеристика
1 Халат 1
Основная ткань «с деревьями»
Построение – диагональная сетка
Структура – лансе на базе полотняного переплетения
2 Халат 1
Ткань отделки «с облаками»
Построение – диагональная сетка
Структура – лампас
3

Халат 2
Основная ткань «с текстами»
Построение – сложная или двойная диагональная сетка с купонной полосой
Структура – лампас

–29–


 4 

Халат 2
Отделка «с играющими животными»
Построение – сложная «чешуйчатая» сетка
Структура – лампас
5 Халат 3
Основная ткань «с мелкими облачками»
Построение – диагональная сетка
Структура – лансе на базе полотняного переплетения
6 Подстилка
Основная ткань
Построение – диагональная сетка
Структура – лансе на базе полотняного переплетения

Самая простая схема построения рисунка наблюдается в основной ткани («с деревьями») нижнего халата 1. Это диагональная сетка, где в узлах расположены симметричные относительно вертикальной оси элементы орнамента – деревья. В отделочной ткани «с облаками» рисунок строится по тому же принципу, но элементы несимметричные, поэтому ткань производит впечатление более сложной по своей композиции. Следующим усложнением является смена направления несимметричных элементов рисунка, расположенных в узлах диагональной сетки через ряд. К этой группе относятся ткани «с мелкими облачками» (халат 3) и «с птицами» (подстилка). Следующим вариантом орнамента является наложение двух диагональных сеток с разным размером ячеек. Это ткань «с текстами» (халат 2), где в узлах крупной диагональной сетки расположены диски (в прямом и зеркальном положении), а в узлах мелкой сетки – трилистники. Данная ткань имеет не только два различных по масштабу и симметрии элемента орнамента, но и купонную полосу. Рисунок в полосе, как и вся ткань, имеет выраженную вертикальную направленность, что дает возможность разложить выкройку халата на ткани и, с определенной долей вероятности, выявить, что купонные полосы проходят

–30–


поперек ткани примерно через 4 метра. Самую сложную схему построения имеет ткань «с играющими животными» – зайчатами (парчовая отделка халата 2). Рисунок этой ткани выделен тонкой коричневой линией на затканном золотом фоне. Животные расположены на сторонах треугольников, связанных между собой сложной «чешуйчатой» сеткой. Сложное построение сетки позволило плотно заполнить поле ткани рисунком, производящим впечатление очень динамичного и разнообразного, в то время как в орнаменте присутствуют животные, изображенные только в трех позах. В ткани «с каплевидными медальонами» (красно-коричневая отделка халата 2) система построения рисунка не определяется, так как эта ткань используется в отделке, сшитой из небольших кусочков.

Структура текстильных переплетений

Технология изготовления тканей исследовалась микроскопическими методами с применением оптического микроскопа «МБС-10» при увеличениях 20–100х.

Кроме простых тканей полотняного переплетения из шелковых и хлопковых волокон в комплексе представлена одна камчатная ткань, где рисунок построен за счет смены основной саржи 3:1 (Z) на уточную 1:3 (S). Остальные 7 тканей можно отнести к парчовым, так как в их структуре присутствуют золотные нити. Эти ткани по структуре текстильных переплетений делятся на три группы: ткани лансе на базе полотняного переплетения, ткани броше на базе полотняного переплетения и ткани, выработанные в технике лампас.

Ткани лансе (лансированные)

Термин «лансированные» происходит от французского «lancer» – «пробрасывать», «метать» и означает ткань, выполненную с использованием лансировочного утка. Лансировочный уток – это дополнительный уток, проходящий по всей ширине ткани и выходящий на лицевую сторону только там, где это требуется по рисунку, не участвующий в формировании фона12. Эта техника носит название «бранное ткачество». В современной текстильной промышленности такие ткани называются лансированные, или вышивные13. Они входят в группу полуторослойных тканей, то есть тканей, где работают три системы нитей (в данном случае одна основа и две системы нитей утка)14. К этой группе относятся три ткани: «с деревьями», «с мелкими облачками» и «с птицами». Все они построены на базе полотняного переплетения и имеют одну базовую основу и две системы нитей утка: базовый и дополнительный (лансировочный) уток, который в исследуемых тканях представляет собой золотную нить. В ткани «с деревьями» дополнительный уток укреплен на полотне с шагом через 7 нитей основы, т.е., каждая восьмая нить основы перекрывает золотную нить на участках, когда эта нить выходит на лицевую сторону ткани. Система креплений 1:7 в Z направлении (табл.5).

–31–


Таблица 5
Схемы текстильных переплетений в тканях с лансировкой и брошировкой

Схемы текстильных переплетений базовой основы и золотного утка
Комментарий
4     Х               Х
3   Х               Х  
2 Х               Х    
1               Х      
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Ткань «с деревьями»
Фон – полотняное переплетение
Узор – перекрытие 1:7 в Z направлении
6 Х




Х




5
Х




Х



4

Х




Х


3


Х




Х

2



Х




Х
1           Х           Х
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ткань «с мелкими облачками»
Фон – полотняное переплетение
Узор – перекрытие 1:5 в S направлении
6

Х




Х


5




Х




Х
4

Х




Х


3




Х




Х
2

Х




Х


1           Х           Х
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ткань «с птицами».
Фон – полотняное переплетение
Узор – перекрытие 1:5 в шахматном порядке

  А

  Б

Ткань «с каплевидными медальонами»
А – изнаночная сторона ткани
Б – лицевая сторона с реконструкцией прохода брошировочного утка в пределах медальона

–32–


Вероятно, из-за того, что рисунок мелкий (некоторые пробросы золотного утка по лицевой стороне меньше, чем 8 нитей), шаг укрепления непостоянный. Возможно, мастер для удобства работы творчески его корректировал. Ткань «с мелкими облачками» имеет шаг через 5 нитей, то есть укрепление золотного утка происходит в системе 1:5 в S направлении. Ткань «с птицами» имеет такой же шаг крепления, но в этой ткани отсутствует диагональ, сформированная основными нитями, которые перекрывают золотную нить на лицевой стороне в шахматном порядке. Во всех этих тканях отношение базового утка к золотному 1:1. Нити золотного утка на изнаночной стороне не крепились к ткани, а свободно проходили по изнанке, и поэтому почти полностью утрачены.

Ткани броше

Одна ткань («с каплевидными медальонами») отнесена к тканям броше на базе полотняного переплетения. В настоящее время на ткани полностью отсутствуют золотные нити, но небольшие отверстия в четко выделенных медальонах свидетельствуют о том, что в этой ткани были дополнительные нити утка, которые работали только в рамках медальона. Такой уток называется брошировочный, то есть уток, работающий не по всей ширине ткани от кромки до кромки, а только на ограниченных участках, а ткань – брошированной15.

Три оставшиеся ткани относятся к группе лампасов. Полное определение термина «лампас» дает А.А.Иерусалимская16.

Ткани лампас

Ткани лампас относятся к двухслойным тканям, то есть к таким, где в ткачестве участвуют две системы нитей основы (базовой и связующей) и две или более системы утков (базового и дополнительных – узорообразующих). Нити двух основ работают самостоятельно, и базовая основа переплетается только с базовым утком, а связующая работает в паре с дополнительным утком, прижимая его к ткани с лицевой стороны и создавая отдельный слой с изнаночной стороны, когда дополнительные утки выходят на изнанку. Часто рядом с термином «лампас» стоит показатель фонового переплетения17. В данном случае это тафта (полотняное переплетение). Нити базового утка очень часто работают парами, именно это позволяет создавать плотное основное перекрытие, которое четко отделяется от уточного перекрытия на участках с рисунком.

–33–


Подробней рассмотрим три ткани лампас (табл.6).

Таблица 6
Схемы текстильных переплетений в тканях лампас

Схема текстильных переплетений
Комментарий*
Халат 1
Отделка. Ткань «с облаками»
Ткань лампас с фоном тафта
Отношение О.баз. к О.св. = 4:1.
О. баз. – парные нити.
Фон – 1:1
Отношение У.баз. к У. доп. = 1:1
Узор – 1:2 (Z)
Халат 2
Основная ткань «с текстами»
Ткань лампас с фоном тафта
Отношение О.баз. к О.св. = 4:1.
О. баз. – парные нити.
Фон – 1:1
Отношение У.баз. к У. доп. = 1:1
Узор – 1:2 (Z)
Халат 2
Отделка. Ткань «с играющими животными»
Ткань лампас с фоном тафта
Отношение О.баз. к О.св. = 4:1.
О. баз. – парные нити.
Фон – 1:1
Отношение У.баз. к У. доп. = 1:1
Узор – 1:2 (S)

* О.баз. – основа базовая; О.св. – основа связующая; У.баз. – уток базовый; У. доп. – уток дополнительный

В ткани «с облаками» отношение базовой основы к основе связующей 4:1, то есть через каждые 4 нити базовой основы проходит 1 нить связующей. Базовое переплетение полотняное. Отношение базового утка к золотному 1:1; система переплетения связующей основы с золотной нитью – саржа 1:2 в Z направлении. Особенностью данной ткани является то, что связующая основа удерживает золотные нити, не захватывая базового утка. Ткани «с текстами» и «с играющими животными» имеют очень близкое строение, но перекрытия связующей основы золотных нитей имеют разное направление.

–34–


Распределение золотных нитей по полотну

Независимо от типа текстильных переплетений золотные нити в трех тканях проходят равномерно по всему полотну, а в трех других тканях – полосами (табл.7).

Естественно, что введение золотных нитей полосами приводит к экономии. Так, даже узкие полосы по 7 рядов (0,27 см) без золотной нити, как в ткани «с текстами», позволяют сэкономить 168 м дорогой нити на один погонный метр ткани, то есть экономия составляет 13,5%18. Визуально ткань «с текстами» воспринимается однородной, без видимых полос, следовательно, можно предположить, что при разработке рисунка работал хороший технолог, который добился эффекта однородности рисунка при минимальных затратах. В двух других тканях, где золото проходит полосами, такого эффекта нет. И «птицы», и «мелкие облачка» расположены четкими полосами. Эти ткани можно отнести к более дешевой категории парчовых тканей.

–35–


Таблица 7
Характеристики парчовых тканей и особенности построения рисунка

Ткани
Переп-летение
Построение рисунка
Золотные нити
Золотные нити вводятся
Размер раппорта
см
Число элем.*
Размер элемента
см
Фон/
узор
Плотность базового переплетения
«с деревьями»
лансе
диагональная сетка
плоские
Все полотно
1х2
1
1х1
Шелк/ золото
45/17
«с мелкими облачками»
лансе
диагональная сетка
плоские
Полосы
2х1
1 (+-)
1х1
Шелк/ золото
52/16
«с птицами»
лансе
диагональная сетка
плоские
Полосы
3,5х3,5
1 (+-)
1,5х2
Шелк/ золото
50/15
«с облаками»
лампас
диагональная сетка
пряденые
Все полотно
3х3
1
2х3
Шелк/ золото
38/13
«с текстами»
лампас
сложная диагональная сетка
пряденые
Полосы
8х4.5
1 и 1(+-)
1х1 2,5х2,5
Шелк /золото
48/26
«с играющими животными»
лампас
«чешуйчатая» сетка
пряденые
Все полотно
4х8
3
1,5х2,5 2х2 2х2
Золото/ шелк
54/20

* – (+–) означает, что данный элемент имеет прямое и зеркальное изображение.

–36–


Плотность ткани

Число нитей на 1 см2 является стандартной характеристикой для всех тканей. Для сложных тканей указывают число нитей каждой основы и число рабочих утков в 1 см. Обычно, чем выше плотность, тем лучше ткань. Но это правило не абсолютно. Для возможности сравнения тканей лансе с тканями лампас был проведен анализ плотности базового переплетения (без учета плотности связующей основы).

Анализ образцов тканей (табл.7) показал, что самая высокая плотность по основе в ткани «с играющими животными» (54 н/см), а самая низкая – в ткани «с облаками» (38 н/см). Причем эти две ткани выполнены в технике лампас. Ткань «с текстами» (48 н/см) из этой же группы, она имеет промежуточное положение.

В ткани лансе, где отсутствует связующая основа, разброс плотности по основе меньше: от 52 н/см («с мелкими облачками») до 45 н/см ( «с деревьями»).

Плотность по утку самая высокая в ткани «с текстами» (26 н/см) и самая низкая в ткани «с облаками» (13 н/см). Ткань «с животными» имеет 20 н/см. Большой разброс показателей опять наблюдается в группе тканей, выполненных в технике лампас. Во второй группе разброс нитей утка от 17 н/см («с деревьями») до 15 н/см ( «с птицами»).

Базовое переплетение является основой, на которой создается рисунок с помощью золотных нитей. Чем мельче разбита база, тем более детально можно разработать узор. В тканях лансе нити примерно одинаковые и рисунок по сложности тоже (диагональная сетка), то есть эту группу можно считать почти однородной. Если рассматривать ткани, выполненные в технике лампас, то можно увидеть, что ткани «с текстами» и «с животными» имеют более сложную разработку рисунка, чем ткань «с облаками». Следовательно, ткани лампас можно разделить на две подгруппы: с высокой плотностью, более сложные по рисунку (двойная диагональная сетка и «чешуйчатая» сетка), и с низкой – простым рисунком (диагональная сетка).

Порядок проброса нитей утка и шаг рисунка

Две эти характеристики являются стандартными при описании сложных тканей. Во всех исследованных тканях проброс нитей утка одинаковый, последовательный: поочередно прокладываются нить фонового утка и золотная нить. Шаг рисунка определяется числом нитей, через которое происходит смена рисунка. В представленных тканях такой шаг равен 1 нити.

Размер раппорта

Размеры раппорта, число элементов и их размеры характеризуют сложность разработки орнамента. Расчет ткани заключается в расчете раппорта. То есть, если рисунок имеет раппорт равный 1 см, то надо рассчитать, когда и какие нити основы необходимо поднимать при каждом пробросе нитей утка. Если раппорт 10 см, то, следовательно, и расчет усложняется примерно в 10 раз. Сложность раппорта определяется и числом различных элементов, которые включены в орнамент. Чем больше элементов необходимо поместить в заданный размер, тем сложнее рассчитать раппорт ткани.

Самой сложной тканью по этим характеристикам является ткань «с играющими животными», менее сложными – ткани «с текстами» и «с облаками» (табл.7), т.е. ткани лампас имеют более сложную организацию орнамента, чем ткани лансе.

Фон и рисунок

В парче площадь рисунка (золото) преобладает или равна площади фона (шелк). Однако, использование золотных нитей возможно не только для формирования узора, но и для фона. В таком случае рисунок создается тонкими линиями из нитей базовой основы. Из шести парчовых тканей только одна ткань «с играющими животными» имеет золотный фон. Фон остальных

–37–


тканей имеет красный или коричневый цвет. Интересной особенностью является то, что цвет фона не зависит от структуры переплетений, то есть цвет не связан с простотой или сложностью строения ткани.

Размер ткацкого куска и тип кромки ткани

В археологическом текстиле не всегда удается обнаружить ткацкие кромки и определить ширину ткацкого куска. Всего было выявлено три ткани, ширину которых удалось определить. Это ткань «с деревьями» – 64 см, ткань «с текстами» – 48 см, и ткань с «птицами» – 56 см. Минимальная ширина у ткани лампас («с текстами»), а максимальная у ткани лансе ( «с деревьями»). В пяти тканях удалось выявить два типа ткацких кромок: с вертикальной золотной полосой и срезанными нитями утка, а также обычную кромку, где нити золотного утка поворачивают перед кромкой и не участвуют в ее формировании. Второй тип кромки присутствует во всех трех тканях лансе, а первый – в двух тканях лампас. В ткани «с играющими животными» кромки не сохранились.

Качество тканей

Категория качества шелковых тканей в данном случае условна и введена только для небольшой группы исследованных тканей. Для полной разработки этой темы необходимо провести большую работу на хорошей статистической базе, что пока невозможно. Однако характеристика относительно качественных и менее качественных тканей важна для анализа текстиля в данной работе.

Качество ткани (конечного продукта) складывается из качества сырья и качества выполнения всех последовательных этапов ткачества. Для шести парчовых тканей был произведен анализ качества нитей: наличие утолщений, спутанность волокон, равномерность крутки и толщины по длине нити. Такие ткацкие ошибки, как обрыв нити, свидетельствуют о плохом сырье. О качестве тканей свидетельствуют также технология крашения и уровень выполнения рисунка. Например, в ткани подстилки изображение птиц в одном направлении читается четко, а в обратном – с трудом. После суммирования всех этих показателей ткани были разделены на две категории. К качественным отнесены ткани, нити основы и утка в которых ровные, не имеют ярко выраженных дефектов; ткань гладкая без ошибок, рисунок четкий. К менее качественным отнесены ткани, нити основы в которых ровные, а нити утка с дефектами и большими колебаниями толщины; ткань с ошибками, рисунок сбивается. Особенностью ткани «с мелкими облаками» является наличие на одном из фрагментов полосы, состоящей из 2–3 рядов золотных нитей. Полоса проходит поперек полотна и может рассматриваться как брак рисунка. Но, возможно, это сознательное решение, направленное, например, на разделение ткацкого куска на определенные части при ткачестве. В группу качественных тканей отнесены ткани лампас, а в группу менее качественных – ткани лансе. В рамках первой группы тоже можно выделить категории более или менее качественных. Но, как говорилось выше, в данной работе только намечено направление исследования, для которого требуется большой массив материала.

Заключение

Реальный археологический материал является одним из источников, на которых (наряду с письменными, изобразительными и этнографическими) строится реконструкция костюма и визуализируются образы далеких времен.

Проведенная работа показала:

– Данное погребение было зимним (несколько утепленных видов одежды).

– Характерным является использование одного вида ткани для пошива различных изделий: красная камчатная ткань (нижнее белье, подкладка отделки халата 2, отделка подстилки), ткань «с текстами» (основная ткань халата 2, отделка халата 3) и газовая ткань (головной убор,

–38–


завязки халата 2). Можно предположить, что пошив одежды осуществлялся на месте, возможно в рамках семьи.

– Для небольших деталей отделки использовали ткани, которые, вероятно, ранее уже использовались в других изделиях.

– Важным является вопрос о месте производства парчовых тканей. Попробуем разобраться с тканью, где уйгурскими буквами вытканы тюркские надписи с благопожелательным смыслом (основная ткань халата 2). В районах Восточного Туркестана с уйгурским населением обнаружено несколько сотен письменных памятников с уйгурскими текстами на тюркском языке VIII–XVIII вв.: деловых документов, писем и фрагментов книг буддийского, христианского и манихейского содержания19. Следовательно, ткань «с текстами» могла быть изготовлена в Восточном Туркестане, на территории которого расположен один из известнейших могильников – Астана, где обнаружено много различных тканей, в том числе и высокохудожественных20. Как было доказано выше, ткань «с текстами» имеет сложную организацию рисунка, сложную структуру, экономный расчет материалов и может быть отнесена к продукции центра, имеющего хорошие текстильные традиции. Ткань «с облаками» имеет ряд характеристик, совпадающих с характеристиками ткани «с надписями», в частности – ткацкую кромку. Возможно, это две шелковых ткани изготовлены в одном центре.

– Ткани в технике лансе (более низкого качества) могли быть выработаны как в центре с развитыми технологическими традициями, так и во вновь созданных центрах. Это могло быть и в устье Волги21, куда переселяли ткачей из Средней Азии.

– Ткань в технике броше имеет многочисленные аналогии в китайском текстиле. Состав красителя также может являться одним из факторов для отнесения этой ткани к китайскому производству.

– Красная камчатная ткань имеет рисунок, характерный для Китая. Однако ее нестойкая окраска дает основание сомневаться в том, что ткань была выработана в центре с развитыми текстильными технологиями. С другой стороны, протравной краситель мог утратить стойкость при длительном пребывании в неблагоприятных условиях.

Исследователями истории костюма и текстиля Золотой Орды изучено много остатков одежды из различных памятников. Но находки целых комплексов единичны и уникальны. Именно таким и является богатое женское погребение золотоордынского времени из могильника Маячный бугор I близ села Красный Яр Астраханской области22.

Литература и комментарии

1. Орфинская О.В., Голиков В.П., Лантратова О.Б., Рудаков В.Г. Исследование нескольких деталей женского костюма из захоронения золотоордынского периода на могильнике Маячный бугор I // Город и степь в контактной евро-азиатской зоне. М., 2006. С.169–171.
2. Gold/Silk/Blue and White Porcelain. Handzhou, 2005. P.63, 85.
3. Иерусалимская А.А. Кавказ на шелковом пути. Каталог выставки. СПб., ГЭ. 1992. С.45; Орфинская О.В. Раннесредневековый текстиль из коллекции Карачаево-Черкесского музея-заповедника. Дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. М., 2001. С.206.
4. Лантратова О.Б., В.П. Голиков, О.В. Орфинская, Владимирова О.Ф., Егоров В.Л. Исследование уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея – комплексов одежд XIII–XIV вв., М., 2002. С.20–27.
5. Авторы благодарят Д.А.Морозова, который идентифицировал и перевел данные тексты.
6. Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка. Каталог выставки. СПб., 2008. С.118–119; Gold/Silk/Blue and White Porcelain. Handzhou, 2005. P.50– 60.
7. Лантратова О.Б., Голиков В.П. и др. Исследование уникальных археологических памятников... С.27–32.
8. Vollmer J. Ruling from the Dragon Throne: Costume of the Qing Dynasty (1644–1911). Ten Speed Press. 2002. P.42.

–39–


9. Лантратова О.Б., Голиков В.П. и др. Исследование уникальных археологических памятников... С.46–48.
10. Там же. С.172–180; Лантратова О.Б., Голиков В.П., Орфинская О.В., Алиев А.Д., Паюшина О.В. Экспериментальное исследование техники изготовления золотных нитей в золотоордынском текстиле XIII–XIV вв. из собрания ГИМ // VI Научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 2000. М., 2002. С.245–249; Jaro M. Differences in manufacturing technique, usually neglected, with the description of mediaeval metal threads made of metal coated organic material. Some remarks on the basis of scientific examinations // Interdisciplinary Approach about Studies and Conservation of medieval textiles. Convegno – Interim Meeting ICOM – CC. Palermo, 22–24 Oct., 1998. P.141–148.
11. Cardon D. Natural dyes. Sources, Tradition, Technology and Science. Archetype Publications. London, 2007. P.60.
12. Иерусалимская А.А. Словарь текстильных терминов. СПб., 2005. С.24, 45.
13. Сайт Валентины Михайловны Сурковой «Ткачество». Лекции по строению тканей http://tkach.h18.ru/index.html 2009.
14. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. М., 2000. С.70.
15. Иерусалимская А.А. Словарь... С.45.
16. Там же. С.24.
17. Guelton M.-H. Samit and Lampas: a brief history and technical observations // Samit Lampas. A.E.D.T.A. / Calico museum. 1998. P.15–26.
18. Расчет экономии золотных нитей в ткани «с текстами».
Раппорт рисунка 0,8 см.
В раппорте 4 полосы по 7 рядов нитей утка в каждой, где нет золотных нитей. Следовательно, в каждом раппорте по 28 рядов без золотных нитей.
В погонном метре ткани укладывается раппорт 12,5 раз.
Следовательно, в 1 погонном метре ткани 350 рядов без золотных нитей.
При ширине ткацкого куска 48 см получаем 168 м. Это длина золотной нити, которую не ввели в ткань, оставив узкие полоски базового полотна между элементами орнамента.
При плотности ткани по нитям утка 26 н/см в 1 метре получаем 2600 рядов. Число рядов умножаем на ширину ткани и получаем 1248 м. Это метраж золотных нитей, которые могли бы потратить в случае использования нитей по всей площади ткацкого куска длиной 1 м. Составив пропорцию, 1248 м – 100%, 168 м – х%, получаем, что 168 м составляют 13,5%. Следовательно, при введении золотных нитей полосами в данной ткани экономия золота вполне ощутима.
19. Морозов Д.А. Уйгурская запись в древнерусской рукописи // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. История. Археология. Ежегодник. 2004. М., 2006. С.14.
20. Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на шелковом пути. М., 1994. С.79.
21. Müller-Christensen S. Gewönder des Mittelalters (tent. Cat.). München, 1955. S.30, 31.
22. Все рисунки выполнены О.В.Орфинской и М.А.Токманцевой.

–40-