header photo

Главная - Костюм и ткани - Одежда и обувь

Орфинская О.В., Голиков В.П., Лантратова О. Б., Рудаков В.Г. Текстиль из Захоронения Золотоордынского Периода на Могильнике Маячный Бугор-1

Орфинская О.В., Голиков В.П., Лантратова О. Б., Рудаков В.Г. Текстиль из Захоронения Золотоордынского Периода на Могильнике Маячный Бугор-1 // Город и степь в контактной евро-азиатской зоне. Материалы III международной конференции, посвящённой 75-летию со дня рождения профессора Г.А. Фёдорова-Давыдова (1931-2000). Труды ГИМ. Вып. 184. М.: 2013. с. 151-162.
OCR — Ровдо Роман

В отдел археологических памятников Государственного Исторического музея был передан на основное хранение текстильный материал из двух женских погребений периода Золотой Орды. Один из комплексов был найден в ходе археологических раскопок могильника Маячный бугор-II у села Красный Яр Астраханской области в 1995 г. (погребением 51, руководитель экспедиции С.Б. Артемьев) (см.: Артемьев, 1996). Текстильный материал из этого погребения был исследован в рамках президентского гранта за 1999 г. Результаты проведенной работы опубликованы в коллективной монографии ГИМ (Лантратова, Голиков, Орфинская, Владимирова, Егоров, 2002).
Другой комплекс текстильных изделий, хранящийся в Историческом музее, найден летом 1991 г. Астраханской археологической экспедицией под руководством С.А. Котенькова при проведении исследований сильно разрушаемого могильника Маячный бугор-1 близ того же села Красный Яр. Это были раскопки, «носившие характер доследования обнажившихся и частично разрушенных погребений» (Котеньков, 1992. С. 1). Село, расположенное в низовье реки Ахтубы, у основания дельты Волги, стоит на остатках золотоордынского городища, почти полностью его разрушив. На Красноярском городище в 1989-1990 гг. производились охранно-спасательные раскопки*. Были открыты остатки как минимум четырех сильно разрушенных домов из сырцового кирпича, многочисленные хозяйственные и мусорные ямы, ямы-бадрапы, остатки сырцовых конструкций, восемь погребений. При раскопках были обнаружены вещи из различных материалов: множество фрагментов керамики разных видов, обломки водопроводных труб, грузил, архитектурных изразцов, котлов, зеркал; светильники, наконечники стрел, бусы, подвески, серьга, перстень, нож, колчан, фигурка коня, джучидские монеты и т.д. Найдено большое количество костей крупного и мелкого рогатого скота, рыб (Казаков, Пигарёв, 1998). Важно отметить, что все 24 монеты (3 серебряные, остальные медные) чеканены в городе Сарае. Самая ранняя датируется примерно концом XIII столетия, большинство - 20-30 гг. XIV в., а самая поздняя - 1390/1391 г. (Казаков, Пигарёв, 1998. С. 82).
Многочисленные предметы ремесленного производства говорят в пользу того, что это был крупный центр городской культуры. Важное значение рыболовства подтверждается находками крючков, грузил и костей рыб. У города была и развитая сельскохозяйственная округа, о чем свидетельствуют находки на городище и на Маячных буграх жерновов, серпов и зерен: проса, арбуза, дыни, тыквы (Казаков, Пигарёв, 1998. С. 82-83).
Могильник Маячный бугор являлся, по всей видимости, городским некрополем. Погребения Маячного бугра датируются по монетам второй половиной XIII - первой третью XIV в. По версии некоторых исследователей, Красноярское городище является остатками Старого Сарая XIII — начала XIV в. (Пачкалов, 2002). В начале XIV столетия произошло резкое поднятие уровня Каспийского моря, хорошо доказанное палеопочвенными исследованиям (Бронникова, Зазовская, Аржанцева, 2001. С. 47). Вследствие этого ранний Сарай был затоплен (или подтоплен). Вероятно, по этой причине, как полагает, например, А.В. Пачкалов, в 1330-е годы столица была перенесена оттуда на место Селитренного городища, где возник Сарай ал-Джедид (Новый Сарай) (Пачкалов, 2002). Со временем город Новый Сарай стали для краткости называть также просто Сараем. Но только дальнейшие археологические исследования могут подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.
Всего в полевой сезон было раскопано 109 погребений эпохи Золотой Орды. Большой

----------
* Исследовования проводились отрядом Астраханского педагогического института под руководством П.В. Казакова в 1989г и Е.И. Шнадштейн в 1990г.

-151-



Рис. 1.
Схема погребения 93 (из отчета: Котеньков, 1992)
1 — гвоздь; 2 — кожа со следами мела; 3 — скопление мелкодробленого камыша; 4 — фрагмент шелковой ткани; 5 — бронзовое зеркало, 6 — деревянный гребень; 7 — войлок; 8 — кожа; 9 — красная парча

-152-



Рис. 2. Схема расположения текстильных изделий в погребении:
1 — красное нижнее белье; 2 — штаны; 3 — головной убор; 4 — кофты (3 изделия); 5 — халат из парчовой ткани с рисунком на красном фоне; 6 — халат из парчовой ткани с изображением «текстов» на коричневом фоне; 7 — халат из парчовой ткани с изображением «трилистников» на коричневом фоне; 8 — подстилка из парчовой ткани красного цвета; 9— сапоги; 10 — наволочка для подушки.
ЛК — линия колен; Л Б — линия бедер; ЛТ — линия талии; ЛП — линия плеч

интерес представляет погребение № 93. Могильная яма — прямоугольной формы, слегка суживающаяся к С (305x130 см), была ориентирована по линии С—Ю. В верхних слоях ямы оконтурилось зольное пятно. Могилу перекрывали деревянные плахи, покрытые сверху остатками тростниковой циновки. Плахи были уложены поперек ямы и опирались на стенки из сырцовых кирпичей, выложенных вдоль ее бортов (Котеньков, 1992. С. 71—72).
Под плахами в засыпи могилы были обнаружены фрагменты красноглиняных сосудов, обломки железных гвоздей и ребро барана. Там же находился деревянный гроб прямоугольной формы (230x60 см). Он был собран из верхних и нижних плах, двух длинных боковых и двух коротких торцевых плах и крепился железными гвоздями. Его верхняя крышка была раскрашена красной, зеленой и синей краской. В центре изображен дракон, обрамленный по краям растительными узорами — яблоками и вьющимися зелёными ветвями. На крышке гроба лежала кость барана. По верхнему периметру гроба было найдено много древесных углей (Котеньков, 1992. С.72)
Под крышкой гроба лежали останки монголоидной женщины. Покойная была одета в прекрасно сохранившиеся парчовые халаты с вышитыми узорами и лежала на подстилке из красной парчи (рис. 1). В гробу были найдены также следующие предметы: деревянная миска, крашенная в малиновый цвет и укрытая красной парчой со следами мела, серебряное зеркало и лежащий на нем двусторонний деревянный гребень (Котеньков, 1992. С. 72—73).
После снятия халатов обнаружили около височных костей две витые золотые серьги, под шейными позвонками — золотую шпильку, а между фалангами пальцев левой руки — серебряную монету предположительно чеканки Сарая конца XIII в. Скелет женщины покоился на спине, головой на юг, руки были вытянуты вдоль туловища, кости правой руки ниже локтя отсутствовали. После снятия нижней гробовой доски выяснилось, что гроб лежал на слое из древесных углей толщиной 5 см, засыпанных в могильную яму уже после сжигания (Котеньков, 1992. С. 73)*.
Комплекс одежды из погребения № 93 поступил в Государственный Исторический музей в виде конгломерата спрессованных между собой и сильно загрязненных текстильных изделий. Хотелось бы отметить уникальность данного комплекса, который представлен достаточно хорошо сохранившимися различными формами женской одежды, последовательно расположенными на погребенной. Перед

-----------
* Авторы благодарят С.А. Котенькова, разрешившего опубликовать некоторые материалы из отчета о своих исследованиях (см.: Отчет об исследованиях грунтового могильника Маячный бугор-1 Красноярского р-на Астраханской обл. в 1991 г. Астрахань. Т. I, II. Р-1. № 16787. № 16788).

-153-



Рис. 3.
Общий вид фрагментов нижнего белья из красной ткани

нами стояла задача выяснить, сколько и какой одежды находится в комплексе, полностью реконструировать костюм погребенной женщины, а также изучить технологию изготовления всех видов найденных тканей и готовых изделий.
Для решения поставленной задачи необходимо было разделить конгломерат на отдельные предметы. В ходе разбора материала было выявлено 8 крупных форм одежды (халаты, нижнее белье, штаны и три кофты), головной убор, остатки обуви, подстилка и наволочка для подушки. Кроме этого, были обнаружены отдельные текстильные детали и фрагменты тканей, не связанные с выявленными изделиями. Всего было выделено 28 текстильных предметов, которые состояли из нескольких видов тканей, сшивных нитей и других не текстильных материалов, например, кожи. Всего таких образцов было получено 98.
На рис. 2 представлена схема расположения текстильных изделий относительно костяка и дна погребальной ямы. Из схемы видно, что непосредственно на костяке находилось шитое изделие из ткани красного цвета, которое мы условно назвали «красное нижнее белье».
Сверху, ниже талии, были расположены штаны до колена из тонкой ткани. Из той же ткани в верхней части туловища находилась короткая кофта, ее длина доходила до пояса. Эти две формы одежды из одной ткани можно считать комплектом нижнего белья. Кроме короткой кофты, были обнаружены фрагменты еще двух кофт, имеющих длинные рукава и надетых, видимо, одна на другую.
Под шеей и головой было обнаружено изделие из темной ткани с пришитыми ткаными лентами, которые спускались под кофты. Возможно, они лежали непосредственно на теле женщины. В ходе первичного этапа реставрации удалось определить данное изделие как головной убор.
Выше комплекта нижнего белья находились три халата. Все они были сшиты из парчовых тканей и имели подкладки.
В районе ног зафиксированы остатки кожаной обуви и ее отделка из парчовой ткани. Аналогичная тканая отделка голенищ была встречена на сапогах из погребения 51 (Лантратова, Голиков, Орфинская, Владимирова, Егоров, 2002).
Женщина была уложена на подстилку прямоугольной формы из красной парчовой ткани, в районе головы обнаружены фрагменты подушечки.
Настоящее сообщение посвящено анализу результатов исследования лишь самых нижних форм одежды, которые находились непосредственно на теле погребенной, а также головного убора.

Красное нижнее белье
После разбора археологического материала было выделено 5 отдельных фрагментов изделия из красной ткани. Хотелось бы сразу указать на возможную ошибку в интерпретации данного материала, так как работа проходила до начала реставрации (рис. 3), что сильно осложняло определение форм и размеров одежды.
На схеме (рис. 4) видно, что самый большой фрагмент красной ткани сшит из двух деталей (1 и 3), ширина которых равняется ширине ткацкого куска (примерно 45 см). Верхний край центрального полотна (1) срезан (край а). На расстоянии 1 см от края проходит цепочка следов от проколов иглы. По этому краю фиксируются многочисленные мелкие складочки. Видимо, этот край был собран в сборки и обшит другой тканью. С правой стороны фрагмента по линии кромки хорошо читаются регулярные проколы от соединительного шва, т.е. в этом месте фрагмент был соединен по всей его длине с другим фрагментом. Нижний край дважды подогнут и подшит. С левой стороны, по кромке, подшита другая деталь (3), которая начинается на 16 см ниже верхнего края центрального полотна. Верхний край этой детали имеет также двойной подгиб. Противоположная, длинная сторона этой детали по кромке имеет проколы, следовательно, с этой стороны тоже было что-то подшито. Второй фрагмент представляет собой участок, симметричный

-154-



Рис. 4.
Реконструкция кроя и зделия из красной ткани:
1,2 — передние полотна; 3,4 — боковые полотна; 5,6 — детали спинки, 7 — фрагмент детали, расположение которой определить не удалось, а - срез ткани, по краю сохранились следы от проколов иглы; б — двойной подгиб ткани и шов «через край»; в — подгиб ткани; г — складка; д — шнур; е — след крепления шнура; ж — следы крепления завязок, з — на изнаночной стороне подшит темный прямоугольник; и — на лицевой стороне ткани пришит темный квадрат, по краю которого сохранились остатки кожи; к — кромка ткани

участку соединения деталей 1 и 3. Наличие этого фрагмента свидетельствует о том, что центральная часть изделия состояла из двух полотен и имела шов по центру. Положение двух других фрагментов (5 и 6) было симметричным относительно вертикальной оси костяка. Они располагались на уровне лопаток на расстоянии 22 см друг от друга. Места соединения с основным полотном изделия отсутствуют (обрывы). Фрагменты имеют одинаковые очертания. Верхний край подогнут на 1 см, боковая линия изделия представляет собой сложную форму с Двумя выступами, на которых сохранились следы креплений завязок. Боковой и нижний края имеют двойной подгиб. На расстоянии 3 см от верхнего края по лицевой стороне проходит тонкий шнур, сшитый из той же ткани. Он был вшит в складку основной ткани («кулиску»). Следующий фрагмент (7) имеет форму прямоугольника, две короткие стороны которого оборваны, по одной длинной стороне проходит кромка со следами шва, а по другой — подгиб шириной 1 см.
С изнаночной стороны всех фрагментов изделия зафиксировано большое количество остатков темной ткани из хлопковых волокон. По-видимому, эта ткань служила подкладкой. О том, что изделие имело подкладку, свидетельствуют и открытые, не обработанные края подогнутой на изнаночную сторону красной ткани.
За основу кроя взята ширина ткацкого куска, детали кроили по долевой нити. Для шитья этого изделия (без подкладки) было израсходовано

-155-



Рис. 5. Реконструкция красного нижнего белья: ЛТ - линия талии; Л Б - линия бедер


Рис. 6. Схема текстильных переплетений красной ткани. Камка 1:3 и 3:1:
А-А - разрез ткани по направлению нитей основы;
Б-Б - разрез ткани по направлению нитей утка на участке уточной саржи;
В-В - разрез ткани по направлению нитей утка на участке основной саржи.


Рис. 7. Прорисовка орнамента основной ткани нижнего красного белья

не менее 2 м 70 см шелковой ткани при ширине 46 см. Для шитья три вида швов: "вперед иголкой" и петельчатый - для соединения отдельных деталей, шов «через край» - для укрепления двойного подгиба края. При соединении двух деталей ткацкие кромки частично срезали, возможно, для получения нитей, которые затем использовались для шитья этого же изделия.
На рис. 5 представлен возможный вариант реконструкции данного нижнего белья. Изделие, не имеющее сплошной спинки, закрывало грудь и живот. Сзади оно затягивалось тремя парами тесемок. Переднее полотно было собрано в верхней части мелкими складками. Эта модель имеет ряд странностей, объяснить которые можно только определенным состоянием женщины, когда ее живот существенно выступает вперед. Тогда ткань, плотно обтягивая живот, поддерживает его с помощью системы завязок.
Состояние беременности — самое естественное, можно сказать хроническое, состояние для женщин средневековья. Поэтому трактовка данной формы одежды как корсет беременной женщины хоть и неожиданна, но вполне возможна.
Результаты исследования показали, что для шитья красного нижнего белья использовали шелковую камчатую ткань (рис. 6) с геометрическим тканым орнаментом (рис. 7), а для подкладки — ткань из хлопковых волокон. Между основной тканью и подкладкой были выявлены остатки еще одного слоя, который не имел тканой структуры. Изделие сшивалось шелковой

-156-



Рис. 8.
Схема сохранившихся фрагментов штанов:
1 — левая штанина; 2 — правая штанина; 3 — ромбическая вставка; 4 — левая часть пояса; 5 — правая часть пояса; 6 — левая завязка; 7 — правая завязка; 8 — отпечаток от жесткого предмета; 9 — участок пояса с отпечатком пряжки

Наличие небольших фрагментов кожи свидетельствует о том, что конструкция корсета была более сложной, чем мы ее представили. Например, одежда могла иметь кожаные ремни, подкладка перекрывала утеплитель - тонкий слой хлопковой ваты. Если представить зимние степи и кочевой образ жизни, то такой корсет для беременной женщины не покажется лишним. Однако, учитывая возраст погребенной (по отчету), можно предположить, что такой корсет мог принадлежать не только беременной, но и пожилой, возможно, больной и достаточно тучной женщине.
Таким образом, предложенная реконструкция позволяет предположить, что непосредственно на теле погребенной находилось сложное трехслойное изделие, состоящие из двух видов ткани, тонкого слоя утеплителя и деталей из кожи. Один из вариантов трактовки этого изделия — женский корсет.
В археологической литературе нам не удалось обнаружить прямых аналогов такой формы женской одежды. Возможно, для сравнения ближе всего подходит предмет, находящийся в экспозиции отдела востока Государственного Эрмитажа. Это изделие в форме прямоугольного куска ткани имеет 4 завязки, соединенные на спине. Оно было обнаружено в могильнике Мощевая Балка и датируется VIII—IX вв. По атрибуции А.А. Иерусалимской* (Государственный Эрмитаж), данное изделие могло служить для поддержания груди.
С помощью методов спектрофотометрии и тонкослойной хроматографии экстрактов из образцов нитей красной шелковой ткани было установлено, что ткань окрашена природными красителями корней одного из видов марены. При этом в нитях преобладают красные красители марены - галиозин, псевдопурпурин, пурпурин, очень мало желтого красителя марены — ализарина. Следует отметить, что красители частично удаляются из нитей органическим растворителем диметилформалином даже при комнатной температуре, что свидетельствует о слабой связи молекул красителей с волокнами шелка. Иными словами, в нитях присутствует много прямых форм красителей и очень мало протравных. Это можно объяснить либо технологическими особенностями процесса крашения, либо разрушением прочных протравных форм красителей за время пребывания текстиля в почве.

Штаны и кофты
Штаны сохранилась достаточно хорошо (рис. 8). Выделяется большой фрагмент левой и часть правой штанин с подшитым к ним поясом. На поясе сохранились остатки завязок. С левой стороны завязка была подшита к поясу, а с правой сохранился конец завязки со следами узла. Отдельно находился фрагмент центральной ромбической вставки, которая вшивалась между штанинами. Большой фрагмент имеет подгиб по нижнему краю штанин, а также частично сохранившиеся небольшие участки нескольких соединительных швов. Эти швы определяют ширину штанин и ограничивают их длину. На поясе сохранился отпечаток, возможно, пряжки из неопределенного жесткого материала. В этой части пояс был собран мелкими складками. Сохранившиеся фрагменты позволяют сделать полную реконструкцию этого шитого изделия (рис. 9). По двум длинным сторонам штанин сохранились

----------
* Приносим благодарность Анне Александровне Иерусалимской за предоставленную информацию.
** Методику определения красителей в археологическом текстиле см: Лантрапова, Голиков, Орфинская, Владимирова, Егоров, 2002.

-157-



Рис. 9.
Штаны: А — реконструкция кроя штанов; Б — вариант расклада выкройки на ткани, 1 - левая штанина; 2 - правая штанина; 3 - ромбическая вставка; 4 - левая часть пояса; 5 - правая часть пояса


Рис. 10. Графическая реконструкция штанов: А — вид спереди; Б — вид сзади

кромки, следовательно, штанины кроились вдоль тканого полотна. Пояс был сшит из двух деталей: левой и правой. При этом ткацкие кромки расположены вдоль длинных сторон деталей, следовательно, их кроили по направлению нитей основы. Каждая деталь складывалась вдоль и приметывалась к основной части штанин. С лицевой стороны пояс подшит «потайным» швом светлыми шелковыми нитями. На изделии остались также швы, выполненные «вперед иглой» темной нитью. Возможно, это швы наметки, которую не убрали после окончания всех швейных работ, а, возможно, существует и какое-то другое объяснение этого факта. Центральная ромбическая часть ткацких кромок не имеет. Для шитья штанов необходимо было потратить не менее 1 м 70 см тонкой шелковой ткани шириной около 56 см.
Штаны доходили до колен, прикрывая их (рис. 10). Ромбическая вставка имеет небольшую ширину, что могло ограничивать свободу движения в отличие от штанов с квадратной вставкой. Ширина штанов в поясе фиксировалась завязками от 112 см до требуемого размера. Одна завязка, вероятно, проходила через пряжку, отпечаток которой сохранился на ткани пояса. Для пошива штанов использовали два вида тонкой шелковой ткани полотняного переплетения: одна ткань использовалась для основных деталей, а вторая — для завязок. Изделие было сшито нитями желто-коричневого цвета (подшивка пояса, боковые швы штанин, а также подгиб). Помимо этого, использовали нити коричневого цвета, которыми соединяли пояс с основными деталями.
В процессе исследования многочисленных фрагментов тканей, которые первоначально были определены как ткани подкладки самого нижнего халата, выяснилось, что между красным корсетом и халатом, кроме штанов, находились еще три изделия. Эти изделия условно названы кофтами: распашная кофта с длинными рукавами (кофта 1) (рис. 11), фрагменты двух рукавов с манжетами (кофта 2) и части передней полы кофты 3 (рис. 12). Все эти изделия выполнены из разных видов тонкой шелковой ткани. Характеристики ткани, из которой сшита кофта 3, совпадают с характеристиками ткани, из которой сшиты штаны. Эти два изделия можно объединить в один комплект нижнего белья: штаны до колен и короткая кофта.

-158-



Рис. 11.
Схема сохранившихся фрагментов кофты 1 из тонкой шелковой ткани


Рис. 12. Схемы сохранившихся фрагментов кофты 2 и 3: А - фрагмент рукава кофты 2; Б - фрагмент полочки кофты 3


Рис. 13. Общий вид головного убора до начала реставрации


Рис. 14. Головной убор после первого этапа реставрации

Таким образом, между костяком и нижним халатом 1 находилось: красное белье, как минимум три кофты, две из которых имели определенно длинные рукава, а также еще два неопределенных изделия из тафты. Итого 7 изделий, которые можно отнести к нижнему белью погребенной женщины.

Головной убор
На момент начала исследования изделие представляло собой сильно сжатую ткань, напоминающую бант (рис. 13). После того, как он был развернут и промыт, стало понятно, что это головной убор (рис. 14, 15, 16). Хорошо сохранились части, которые закрывали шею и спускались на плечи, а также две ленты, пришитые к затылочной части головного убора. В ходе исследования были выявлены следующие особенности пошива данного изделия.
— наличие подкладки под всем изделием,
— пуговичка;

-159-



Рис. 15. Схема сохранившейся части шапочки: 1— основное полотно, состоящее из двух частей: 1 и 1а; 2— завязки; 3— мягкая пуговица-узелок


Рис. 16. Вариант расклада выкройки на ткани: 1 — основное полотно, состоящее из двух частей: 1 и 1а; 2 - завязки

— на внешней стороне ткани одной из «лент» был обнаружен небольшой пучок шелковых нитей (кисточка ?);
— участки центрального шва, проходящего по затылку;
— вытачка в верхней части центрального шва, направление которой позволило определить линию перегиба ткани (высоту головного убора);
— с левой и правой стороны от центрального шва были пришиты «ленты»;
— левая «лента» укреплена на складке глубиной 1,5 см, а правая — рядом с аналогичной складкой, имеющей глубину 2 см;
— «ленты» укреплены двумя швами: один проходит по верхнему подогнутому краю, а второй ниже на 5—6 см;
— «ленты» прошиты через основную и подкладочную ткани;
— подкладка укреплена к основной ткани швом «вперед иглой» на расстоянии 4—5 см от края;
— края подкладки и основной ткани подогнуты на 0,3—0,5 см и прошиты «потайным швом»;
— «ленты» сшиты из основной ткани; нижние концы выполнены в форме треугольников, на углах которых сохранились остатки шелковых нитей (возможно, декора);
— на внешней стороне ткани одной из «лент» был обнаружен небольшой пучок шелковых нитей (кисточка ?);
— обнаружены естественные складки, образовавшиеся на шапочке в районе шеи;
— основная часть центрального шва выполнена «петельчатым» швом («назад иглой»);
— 2 см в нижней части центрального шва соединение выполнено швом «через край», возможно, это следы ремонта и в этой части сшивали уже сшитую шапку.

-160-



Рис. 17.
Общий вид копии головного убора

Результаты анализа всей полученной информации позволяют реконструировать форму головного убора и процесс его пошива.
Наличие ткацких кромок и размеры изделия дают возможность предположить, что для его шитья был взят один кусок основной ткани шириной около 52 см и длиной около 76 см. Ткань разрезали на следующие детали: 1 - шапочка и 2 - «ленты». Сама шапочка состоит из двух частей 1 и 1 а. Такое соединение частей не является конструктивным, а видимо, обновлено размерами имеющейся ткани. Для подкладки использовали один кусок ткани шириной около 26 см и длиной около 102 см. Подкладочная ткань имеет кромку только с одной стороны.
Этапы пошива головного убора:
— соединили основное полотно в одну полосу (детали 1 и 1 я);
— соединили основную и подкладочную ткани. Для этого использовали два шва: один на расстоянии 4-5 см от края, другой - по краю, подгибая при этом края тканей;
— полученную полосу перегнули пополам (подкладочной тканью внутрь) и зашили выточку;
— затем развернули изделие подкладочной тканью наружу и прошили основной шов;
— пришили пуговку (3.6.) и, возможно, петельку, которая не сохранилась;
— в затылочной части заложили две складки и укрепили заранее подготовленные «ленты»;
— на концы лент по трем углам было что-то прикреплено с помощью шелковых нитей, возможно, это были кисточки, остатки которых обнаружены на лицевой стороне ткани одной из «лент»;
— изделие было сшито шелковыми нитями.
Опираясь на полученные данные, нами была сшита шапочка «по образу и подобию» найденного в погребении головного убора (рис. 17). Пошив осуществлялся с соблюдением всех технологических особенностей, выявленных на подлиннике.
Ответить на вопрос, является ли данный головной убор погребальным или он использовался при жизни владельцем, однозначно не представляется возможным. Однако можно высказать несколько предположений: в последние сантиметры центрального шва выполнены не петельчатым, а другим швом («через край») не могла быть вызвана конструкцией данного головного убора. Скорей всего, это является результатом его ремонта или индивидуальной подгонкой головного убора для большего удобства ношения;
Изделие сшито очень качественно, но складки в затылочной части расположены несимметрично относительно центрального шва и имеют различную глубину (3 и 4 см). Складки были заложены после всех операций по пошиву головного убора, т.е. они также могли явиться индивидуальной подгонкой для достижения максимального удобства при носке
Индивидуальные изменения уже готового изделия, а также наличие складок, образовавшихся в районе шеи, могут свидетельствовать о том, что это изделие носилось, а не являлось только погребальным.

-161-



Рис. 18.
Ажурная ткань головного убора

Для шитья головного убора использовали два вида ткани: ажурную - для лицевой стороны изделия (рис. 18) и ткань полотняного переплетения для подкладки. Изделие сшивали шелковыми нитями темно-коричневого цвета.
С помощью методов микроскопии и микрохимического анализа шелковых волокон, спектрофотометрии и тонкослойной хроматографии экстрактов из образцов нитей были исследованы красители тканей головного убора. Установлено, что основная ткань была первоначально черного цвета, который получен с помощью двух природных красителей синего кубового красителя индиго (индиготина) и желтого танидного красителя с использованием солей железа в качестве протравы. Ткань подкладки была окрашена танидными красителями по железной протраве в черный или темно-коричневый цвет.
Представленный в статье материал - лишь начало исследований великолепного комплекса одежды из захоронения знатной золотоордынской женщины.
Хотелось бы отметить, что известно очень мало работ, посвященных изучению тканей и костюма периода Золотой Орды на базе реальных археологических находок (Лантратова, Голиков, Орфинская, Владимирова, Егоров, 2002; Власкин, Гармашов, Доде, Науменко, 2006). Анализ текстиля, а также характер его использования позволяет существенно уточнить и расширить представления о различных сторонах культурной жизни на территории Золотой Орды в период средневековья.

Список Литературы
Артемьев С.Б., 1996. О научно-исследовательских археологических работах на грунтовом могильнике «Маячный-II» Красноярского р-на Астраханской обл. в 1995 г. Астрахань, 1996 г. Т. 1 (текст): Ф-1. Р-1. № 19395; Т. II (альбом): Ф-1. Р-1. № 19396.
Бронникова М.А., Зазовская Э. П., Аржанцев И.А., 2001. Городище «Самосделка»: предварительные результаты и перспективы комплексных почвенно-ландшафтных исследований // Археология Нижнего Поволжья на рубеже тысячелетий (Материалы всероссийской научно-практической конференции). Астрахань.
Власкин М.В., Гармашов А.И., Доде З.В., Науменко С.А., 2006. Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. М. Вып. VI.
Казаков П.В., Пигарёв Е.М., 1998. Материалы исследований Красноярского городища Астраханской области (1989—1990 гг.) // Материалы и исследования по археологии Поволжья. Йошкар-Ола. Вып.1.
Котеньков С.А., 1992. Отчет об исследованиях грунтового могильника Маячный бугор-1 Красноярского района Астраханской области в 1991 г. Астрахань, 1992 г. Т. I (текст): Ф-1. Р-1 № 16787; Т. II (альбом): Ф-1. Р-1,№ 16788.
Лантратова О. Б., Голиков В.П., Орфинская О.В., Владимирова О.Ф., Егоров В.Л., 2002. Исследование уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея — комплексов одежд XIII—XIV вв. М.

-162-