header photo

Главная - Костюм и ткани - Одежда и обувь

Исследование уникальных археологических памятников из собрания ГИМ — комплексов одежд XIII—XIV вв.

Исследование уникальных археологических памятников из собрания ГИМ — комплексов одежда XIII—XIV вв. О.Б. Лантратова, В.П. Голиков, О.В. Орфинская, О.Ф. Владимирова, В.Л. Егоров. Государственный Исторический Музей. Отдел научной реставрации. — М.: ГИМ, 2002. Тираж 100 экз.

ВВЕДЕНИЕ

В конце 1242 года в причерноморские и прикаспийские степи с берегов Адриатики вернулась монгольская армия, возглавлявшаяся внуком Чингисхана Бату. Позади остались многолетние, тяжкие, но победоносные походы, принесшие славу монгольским полководцам и богатую добычу оставшимся в живых воинам. В жестоких сражениях были разгромлены и порабощены Волжская Болгария, половецкие кочевья, разобщенные феодальной борьбой древнерусские княжества. Весной 1241 года в битве под Легницей было разгромлено польское войско, а в сражении у реки Шайо сокрушительное поражение потерпела 60-ти тысячная армия венгерского короля. Приведя в трепет европейских монархов, монгольские орды, находясь буквально на пороге Италии, неожиданно повернули на восток и обосновались в привычных им степях между Волгой и Днепром.

Сами монголы новое государство назвали Улус Джучи, для русских летописцев оно было известно под именем Орда, и лишь в XVI веке появилось привычное ныне словосочетание Золотая Орда. О мощи нового государственного образования можно судить по его огромной территории. Западная граница Золотой Орды упиралась в устье Дуная, восточная достигала берегов Оби, северная включала бассейн Камы и верховья Дона, а южная проходила по Кавказскому хребту. Военная мощь и политический вес Золотой Орды заставляли всех соседей относиться к ней не просто с уважением, а со страхом и неприязнью. Однако с течением времени мирная жизнь в Восточной Европе постепенно восстановилась, наладились прерванные завоеваниями торговые связи, среди которых особо выделялся Великий шелковый путь. Теперь начало его находилось в столице Монгольской империи городе Ханбалык (нынешний Пекин), откуда караваны верблюдов шествовали через горы и пустыни Центральной Азии в Золотую Орду, а дальше товары отправлялись венецианскими и генуэзскими купцами по Черному и Средиземному морям в Западную Европу.

Золотоордынские ханы достаточно быстро поняли выгоды транзитной торговли между Востоком и Западом. Наиболее ярким свидетельством этого являются сохранившиеся до сих пор участки караванного пути, на котором через каждые 30 километров (дневной переход каравана) были построены каменные караван-сарай. Столица Золотой Орды — город Сарай — стал крупным торговым центром и первоначальной базой, куда стекались товары со всех сторон света. Сохранилось документальное свидетельство посещения Сарая персидским купцом с караваном из 20-ти верблюдов. Он привез в столицу Золотой Орды жемчуг, амбру, алое, сандал, перец, имбирь, мускатный орех, гвоздику, эбеновое дерево, индиго. А увез отсюда шелк-сырец, шелковую камку, атлас, русское полотно, западноевропейское сукно.

О богатстве Сарая свидетельствуют и археологические исследования остатков этого города. Естественно, что в раскопках встречаются лишь те предметы, которые хорошо сохранились в земле, потому что сделаны из материалов, не поддающихся гниению: глины, стекла, металла и пр. Что же касается тканей, кожи и других изделий органического происхождения, то их находки чрезвычайно редки и расцениваются как большая удача. Именно поэтому особый интерес представляет погребение, исследованное в 1995 году недалеко от Астрахани. Здесь были обнаружены два халата — верхний и нижний, женский монгольский головной убор — бокка, нагрудная сумочка — амулетни-ца и два кожаных сапога. Историки получили редчайшую возможность: увидеть полную экипировку несомненно богатой золотоордынской женщины, жившей в конце XIII века. Наличие специфического головного убора свидетельствует о ее чисто монгольском происхождении. Дорогие китайские ткани халатов говорят о том, что они прибыли на Волгу по Великому шелковому пути, а также об аристократическом происхождении их хозяйки. Узор тканей в виде черепах, рыб и журавлей — также традиционная китайская символика долголетия, семейного счастья и радости.

Многолетний кропотливый труд реставраторов, опирающийся на химические и технологические исследования тканей, превратил бесформенный ком грязного тряпья в нарядные одежды знатной золотоордынской ханум. Особый интерес представляет технология изготовления парчовых металлических нитей из золота высокой пробы. Возможно, для их получения тонкие золотые листы помещались между двумя слоями кишок животных и проковывались специальными молоточками. В результате получался золотой листок толщиной всего в несколько микрон. Верхний слой кишок после проковки удалялся. Нижний же слой практически диффузно спаивался с сусальным листом и не отделялся от него, способствуя большей крепости тончайшего металла. Кишечная слизь эпителиальных клеток играла роль клея, цементирующего слой сусального золота с подстилающим кишечником. Затем полученные пластины разрезались на золотые нити, из которых ткались парчовые орнаменты. Нити на более толстой органической подложке использовались в качестве самостоятельного утка, а на более тонкой — обвивались вокруг шелковой основы.

По крою и системе запаха (левая пола сверху заходит на правую) нижний халат представляет собой традиционную монгольскую одежду. Крой верхнего халата сделан без запаха: правая и левая полы соединены встык на девяти пуговицах из ткани. Такая разница в застежках делала одежду более прохладной и позволяла видеть в прорези рисунок материи нижнего халата. Несомненно, что это был летний комплект одежды парадного характера. Интерес представляют и сапоги из красного сафьяна. Эта знаменитая и широко известная во всей Восточной Европе кожа выделывалась мастерами Волжской Болгарии специально для изготовления сапог. Болгарские сапоги именно из красного сафьяна с разноцветными аппликациями также были известной статьей вывоза из Болгара в Сарай, на Русь и в Западную Европу.

Наконец, очень специфичный и характерный только для монгольских женщин головной убор — бокка. Он представляет собой высокую (до 50 см) шляпу, деревянный каркас которой обтянут материей. Верх шляпы сужается и заканчивается небольшой плоской площадкой, иногда украшавшейся султанчиком. Шляпы эти неоднократно описаны путешественниками, посещавшими Золотую Орду и Монголию, поскольку их своеобразие и необычность невольно привлекали внимание. Наличие этой шляпы однозначно свидетельствует о том, что ее хозяйка в этническом отношении была чистокровной монголкой. Можно предположить и хо, что наличие такого головного убора указывает на приверженность его хозяйки к древнемонгольской языческой религии.

В целом же, комплекс золотоордынских вещей, блестяще исследованный и возрожденный реставраторами ко второй жизни, намного расширяет наши представления о быте и культуре монголов XIII века. Несомненно, что работа по их воссозданию обогатит Исторический музей и его экспозицию, а также увеличит и разовьет бесцен¬ный опыт восстановления древних тканей.

В.Л. Егоров

Скачать файл [9.4 Mb, PDF]