header photo

Главная - Костюм и ткани - Одежда и обувь

Хрипунов Н. В. Одежда с откидывающимися рукавами в Золотой Орде

Хрипунов Н. В. Хрипунов Н.В. Одежда с откидывающимися рукавами в Золотой Орде // Золотоордынская цивилизация. Выпуск 9. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. - C. 84-95.

С каждым годом источниковая база по одежде кочевников Золотой Орды все больше пополняется. В настоящее время уже возможно выделить группы и серии вещей различных типов, что наглядно показывает богатство и разнообразие гардероба средневековых кочевников. Среди всех известных сейчас предметов плечевой одежды необходимо отметить такой ее специфический вид, как халаты с откидывающимися рукавами. Рукава на них могли носиться не только обычным образом, но и свободно свисающими или откинутыми за спину в результате продевания рук в расположенные в районе плечевого сустава/предплечья дополнительные отверстия. Данные вещи неоднократно привлекали внимание отечественных исследователей (Горелик, 2010; Горелик, 2011; Горелик, Яворская, 2011; Доде, 2001а; Доде, 2001б; Доде, 2006; Dode, 2005; Dode, 2007; Сидорова, 2010; Сидорова, 2011а; Сидорова, 2011б; Сидорова, 2011в), но на наш взгляд должного освещения тема еще не получила.
Необходимо отметить, что нам также известны работы, рассматривающие разновременные одежды с откидывающимися рукавами (Горелик, 2011; Knauer, 2004). Однако, по нашему мнению, в них так и не было установлено место кочевнической одежды золотоордынцев в ряду средневековой одежды с откидными рукавами Евразии. В силу того, что Э. Кнауэр  имела своей целью поиск аналогий значительно более ранним, чем золотоордынские, одеждам, а кроме того не знала о существовании интересующих нас артефактов, к ее работе мы будем обращаться лишь эпизодически. Зато мы не можем выпустить из виду работу М.В. Горелика в силу близости рассматриваемых тем и примененных подходов их изучения: исследователь рассмотрел или хотя бы упомянул разновременную одежду с откидными рукавами, пытаясь встроить в этот ряд известную ему одежду такого типа золотоордынских кочевников, прежде всего – халат из погребения у хутора Тормосин.
По мнению М.В. Горелика, одежда с откидывающимися рукавами «является весьма специфической и не слишком широко распространенной» (Горелик, 2011, с. 63). Вслед за специалистом попробуем рассмотреть сведения об одежде с откидными рукавами, чтобы проверить этот его тезис.
Исследователи отмечают, что одежда с откидными рукавами появляется на просторах Евразии еще до нашей эры (Knauer, 2004, p. 8). Однако рассматривать подобные одежды, по нашему мнению,

-84-


стоит с более позднего времени, когда можно проследить если и не прямые, то вполне вероятные связи с интересующей нас группой артефактов. Начать здесь стоит с хорошо известных специалистам «кафтанов для верховой езды в персидском стиле», найденных в погребениях византийских нобилей VI-VII вв. при раскопках рубежа XIX-XX вв. в Антианополисе (табл. 1)*. Однако при рассмотрении данных вещей возникает вопрос – какое отношение они имеют к Персии?
Некоторые отечественные специалисты назвали их «типично иранскими» (Горелик, 2011, с. 63). Однако при сравнении артефактов с различными изображениями персидских правителей и их приближенных сасанидского периода прямого сходства не обнаруживается. Так, Джиллиан Вогельсанг Иствуд выделила три группы плечевой одежды верхнего слоя на персидских изображениях: туники; накидки; куртки и кафтаны. Среди курток она выделяет три типа вещей: короткие куртки-жакеты; куртки, застегивающиеся на груди и открытые спереди до низа; куртки с очень длинными рукавами, застегнутые сверху до низу1. Последние исследовательница считает наиболее близкими «кафтанам для верховой езды». Однако эти вещи представлены в источниках только по IV в. (Vogelsang-Eastwood, 2004, p. 217-221). Кроме того, ни на одном их изображении нет запаха.
К одеждам с запахом Вогельсанг Иствуд относит кафтаны. При этом она отмечает, что появление кафтанов обычно связывается с Центральной Азией (Там же, p. 221). Лучшими сасанидскими изображениями этого типа одежд исследовательница считает рельефы в Так и-Бустане, показывающие Хосрова II (Там же, p. 222) (табл. 3). В настоящее время отечественными специалистами высказано мнение, что одежды Хосрова и его приближенных отнюдь не являются персидскими и относятся к тюркским халатам (Доде, 2013, с. 642-653). Данное мнение кажется наиболее вероятным2.
Мы думаем, что наибольшее сходство одежды из Антианополиса имеют с кафтанами тюрок. Необходимо отметить, что откидывающихся рукавов на тюркских одеждах не известно. Однако они хорошо известны на римских/византийских туниках (Knauer, 1978, fig. 25; Knauer, 2004, fig. 5-9; col. fig. 4) как минимум с IV в., при этом именно в таком исполнении, как реализованы на «халатах для езды»: разрез для продевания руки под рукавом, в подмышке. По всей видимости, «халаты для езды» представляют собой результат заимствования византийцами одежд у тюрок (посредничество персов в данном случае вряд ли было необходимо – византийцы имели плотные контакты с тюрками самостоятельно): тюркские халаты получили разрезы для продевания рук под рукавами, а также укороченную запахивающуюся полу, вероятно, более удобную пешему3. Подобное укорачивание полы на заимствованных у кочевников запахивающихся одеждах в более позднее время можно наблюдать в Грузии4 и России5 (табл. 2)6.
На наш взгляд сложно согласиться с тезисом М.В. Горелика, что «кафтаны для верховой езды», имевшие прямоугольный выступ верхней полы, являются «прямыми предтечами такого специфически монгольского покроя кафтана, как тэрлэг» (Горелик, 2011, с. 63, 66). Единственной связью между «кафтанами для верховой езды» и халатами покроя тэрлэг является то, что и те и другие появились под влиянием тюркской моды. Кроме того, сложно говорить о прямой преемственности видов одежды, разделенных столь сильно во времени: между ними 600-700 лет.
К сожалению, в имеющейся в нашем распоряжении источниковой базе есть лакуна, и одежду с откидными рукавами мы можем проследить в непрерывном использовании только для ближневосточного костюма (табл. 4). Здесь разрез под рукавом сохраняется и после завоевания региона

-------------
* Таблицы 1-18 к статье см. на цв. вклейке.
1. Не буквально, а до уровня таза – как современные пальто.
2. Вогельсанг Иствуд также считает, что одежду Хосрова можно связать с Центральной Азией, отмечая, что в V в. сасанидам пришлось столкнуться с эфталитами, под чьим господством иранцы затем находились до тех пор, пока в VI в. эфталиты не были разбиты сасанидами совместно с тюрками. Благодаря этой защите от эфталитов, иранская знать и была изображена в центральноазиатских одеждах, что просто отразило политическую ситуацию в конкретный период. Хотя исследовательницей также не исключается версия «исторического развития» сасанидского стиля одежды в центральноазиатском направлении (Vogelsang-Eastwood, 2004, p. 223-224).
3. Любопытны в данном случае также изображения киданей, на которых нередко показано, как заимствованные из Китая халаты (в свою очередь заимствованные Срединной империей у тюрок (Хрипунов, 2012, с. 364)) носятся пешими персонажами поддернутыми (Там же, табл. 12, в; табл. 13, а).
4. Вряд ли в данном случае можно говорить про сохранение преемственности с сасанидского времени, как это предполагают некоторые исследователи (Knauer, 2004, p. 11-12).
5. По нашему мнению, и в том, и в другом случае одежда с запахивающейся полой была заимствована у тюрок. Однако это, конечно, не более чем любопытное совпадение.
6. См. также (Knauer, 2004, fig. 4).

-85-


арабами. Причем используется он и на одежде с цельнокроеным рукавом, которая предположительно попадает в регион от центральноазиатских кочевников.
Одежда с откидными рукавами продолжает использоваться и византийцами. Например, источник X в. сообщает: «Подобающим и, в самом деле, нужным является избрание стратиотами из ромеев и армениев мужей-оплитов, имеющих большой рост и возраст не более сорока лет <…> Должно же предписать им и короткие, доходящие до колен, кавадии, содержащие хлопок и грубый шелк. Рукавам же их быть короткими и широкими, имеющими в подмышках разрезы для того, чтобы легко и вместе с тем удобно свои руки им вытаскивать и сражаться. Рукава же их сзади на плечах закрепить застежками» (Никифор II Фока, 2005, с. 5-6).
В этот же временной промежуток (X в.) одежда с откидывающимися рукавами встречается и у монголов (табл. 6, а)7. К сожалению, достоверно сказать, каким образом и когда она у них появилась, в настоящее время мы не можем. Остается только предполагать, что влияние было не только со стороны кочевников на византийцев, но и в обратную сторону, и в Азию откидные рукава попадают посредством тюрок. Однако, как отмечалось ранее, у тюрок в рассматриваемое время одежды с подобными рукавами не известно, поэтому вполне вероятно, что в Центральную Азию подобные халаты попадают посредством арабов, захвативших в VIII в. при осуществлении своих завоеваний Мавераннахр. Хотя не исключено и местное развитие данной традиции. В пользу этого говорит отличное от «византийского варианта» расположение разрезов: они не под рукавами, а «на груди в проекции подмышек» (Горелик, 2011, с. 62). Еще одним возможным вариантом является «проникновение» одежды с откидными рукавами в Центральную Азию по Шелковому Пути, как это предположил М.В. Горелик (Там же, с. 66).
С течением времени, к середине XIII в., в Передней Азии разрезы на рукавах несколько смещаются – теперь они не под мышками, а непосредственно на рукаве, примерно на уровне локтя (табл. 4, б). Хотя также продолжает использоваться и более ранний вариант. Правда, источники, показывающие его, единичны (табл. 4, в)8.
Необходимо отметить, что в Европе9 достоверно одежда с откидывающимися рукавами фиксируется в источниках только с конца XII в. (табл. 7, а, б). Ее появление, вероятно, можно связать с активизацией и расширением связей Европы с Ближним Востоком после начала Крестовых походов. При этом в данное время откидывающиеся рукава известны только на весьма специфическом виде верхней одежды – плащах путников, называемых гардкопами (табл. 7). Разрез на такой одежде расположен в подмышке. Однако уже к середине XIII в. появляются различные виды одежды с откидывающимися рукавами, носят их и мужчины и женщины (табл. 8).
Известна в XIII в. одежда с откидывающимися рукавами и у армян (табл. 9). Причем необходимо отметить большую схожесть армянской и европейской одежды. Это может объясняться плотными контактами армянской аристократии со знатью европейских государств, а также государств, созданных крестоносцами.
Если в Европе в XIII в. одежда с откидывающимися рукавами является в первую очередь функциональным достаточно широко доступным вариантом, то в Передней Азии существуют и сугубо представительские ее виды, доступные только высшей знати: это «шубные халаты» (халаты с опушкой?) – (табл. 11)10. Причем для XIV в. можно наблюдать, что, видимо, благодаря пришедшим в регион монголам, позаимствовавшим практику использования местных символов

-------------
7. Мы не можем согласиться с М.В. Гореликом, считавшим, что рассматриваемая нами одежда изображена на нишапурском блюде X в. из собрания Воровски (Горелик, 2011, с. 66; рис. 5). По нашему мнению на данном изображении на персонаже некая накидка (?), которые весьма часто можно видеть на нишапурских росписях посуды (Табл. 5). Просто в данном случае цвет «накидки» близок цвету наплечной одежды, что и создает видимость одежды с откидывающимися рукавами.
8. М.В. Горелик считал, что в данном случае «откидные рукава представляются прямым заимствованием у монголов», поскольку «отверстия для рук расположены практически под мышками, как на монгольских одеяниях» (Горелик, 2011, с. 67 ). Однако, как было показано выше, традиция откидных рукавов не прерывалась на Переднем Востоке длительное время, причем разрез располагался как раз в подмышке, что, собственно, мы и можем видеть на рассматриваемом изображении. Поэтому говорить о непременном заимствовании покроя у монголов в данном случае мы бы не стали.
9. Прежде всего имеем ввиду католическую Европу, вне Византии. Да и на территории империи позже X в. источники такую одежду не показывают.
10. Можно предполагать использование такой одежды и у армян (Arnold, 1999, fig. 5-3).

-86-


власти, «шубные халаты» с откидными рукавами появляются на новых территориях, где они ранее не использовались: например, в Грузии (табл. 11, г). Впрочем, подобная одежда носилась и во враждебных хулагуидам государствах: например, в государстве мамлюков (табл. 11, е). Вероятно, на данных территориях она могла появиться и до мамлюков.
Возвращаясь к теме нашего исследования, еще раз отметим, что у монголов одежда с откидывающимися рукавами известна с X в. (табл. 6). И затем она, по всей видимости, устойчиво существует вплоть до момента обособления улусов Великой империи монголов и потом используется на территориях отдельных улусов.
Интересно отметить, что уже в XI в. халаты с откидывающимися рукавами полностью сформировались: каких-либо принципиальных отличий артефакта XI в. от вещей XIII-XIV вв. нет. Халат из Дугун Цахира имеет разрезы для продевания рук на том же месте, что и у более поздних халатов (табл. 10; табл. 15); также как и у них, на рукавах есть петельки для закрепления откинутых рукавов за спиной (Steppenkrieger, 2012, p. 294).
Для Золотой Орды такая одежда известна по целому ряду артефактов, а также по европейским изображениям. В отношении последнего источника необходимо отметить, что, как правило, данные изображения являются лишь косвенными свидетельствами: на них показаны либо жители абстрактного Востока (например, волхвы, святые), одетые в «восточную» одежду, которую могли рисовать и не с золотоордынцев; либо рассматриваемые нами образцы одежды изображены на персонажах, для которых монгольская одежда является заимствованной: например, на балканских нобилях. Для них монгольские халаты, судя по всему, являлись в первую очередь форменными, отражающими зависимость от Золотой Орды (Узелац, 2014). Хотя на Балканах в XIV в. появляются также и собственные виды одежды с откидными рукавами: как просто плечевые виды (табл. 12, а-в, е?), так и верхняя одежда, напоминающая, видимо, по функционалу европейские гардкопы (табл. 12, ж – левая часть, з). Можно предположить, что данные одежды могли являться представительскими, как это было на Переднем Востоке. Любопытно отметить, что также в XIV в. источники фиксируют появление одежды с откидывающимися рукавами и на Руси (табл. 13). Причем она весьма сходна по виду с балканской верхней одеждой с откидывающимися рукавами.
Европейские и восточные источники показывают одежду с откидными рукавами у византийцев в XIII в. (табл. 14, а, е), однако непосредственно в византийских источниках проследить ее для этого времени нам не удалось. Необходимо учесть, что в некоторых случаях рассматриваемая одежда показана у персонажей, носящих монгольскую одежду и занимающих пост при дворе правителя, являющегося вассалом хулагуидов, поэтому данная одежда могла быть для него «форменной». На европейском же изображении византийцы показаны, судя по всему, в европейской одежде. А, как было отмечено выше, в Европе откидные рукава в это время были весьма широко распространены. Однако в XIV в. уже можно видеть у византийцев достаточно большое разнообразие одежд с такими рукавами (табл. 14, в-д). В некоторых случаях это монгольские халаты, в других собственно византийская одежда (табл. 14, в (?), д - Кандака). Также можно предположить заимствование переднеазиатских представительских «шубных» халатов, переработанных в просто верхнюю одежду (табл. 14, д) без меха (?). Причем в дальнейшем такая одежда существует без существенных изменений как минимум вплоть до конца XV в. (табл. 14, б).
В Западной Европе одежда с откидывающимися рукавами активно используется и в XIV-XV вв. Причем в течение почти всего XIV в. какие-то резкие изменения в ее виде по сравнению с XIII столетием проследить сложно (табл. 16, а-г). Хотя уже во второй половине столетия появляются изображения, где разрез показан вдоль рукава и располагается он не в области подмышки, а в районе локтя (табл. 17, в-г). Правда, показано это на «восточных» персонажах или же на «людях древности», при изображении которых европейские авторы весьма часто в XIV-XV вв. использовали одежду с откидывающимися рукавами (табл. 17)11. В XV же веке сходным образом начинают оформляться и разрезы на одежде в самой Европе (табл. 16, д-ж). Выполняются в это время подобным образом разрезы и на восточной одежде (табл. 18, а, в-г), а также на Руси (табл. 13, в). Хотя на Востоке сохраняется и «монгольский» вариант расположения разрезов (табл. 18, б).

-------------
11. Необходимо отметить, что нередко разрезы показывались в нехарактерном для европейского костюма месте и в нехарактерном виде (табл. 17, и, л). Зато это полностью соответствует «монгольскому» варианту.

-87-


Золотоордынские артефакты.

Наиболее часто в отечественной литературе рассматривается халат из погребения у хутора Тормосин (Горелик, 2011; Горелик, Яворская, 2011; Сидорова, 2010; Сидорова, 2011в ). Однако до настоящего времени специалистами так и не был предложен его верный, по нашему мнению, первоначальный вид. Основной сложностью при рассмотрении данной вещи является то, что торсовая часть халата фактически не сохранилась.
Автор отчета о раскопках погребения В.М. Клепиков, не знакомый с монгольским костюмом, предложил совершенно фантастический нераспашной раскрой, используя к тому же в качестве плечевого элемента найденные в погребении украшения обуви (Клепиков, 1983, рис. 19). С одной стороны ошибки В.М. Клепикова вполне понятны: на момент описания находки необходимой информационной базы по золотоордынскому кочевническому костюму просто не существовало. С другой – не совсем ясно, почему, имея сведения о фактическом расположении сохранившихся частей халата относительно тела погребенного, был предложен такой вариант реконструкции одежды.
Также сложно понять, почему в настоящее время исследователи, прекрасно знакомые как с отечественными, так и зарубежными публикациями по монгольской одежде, продолжили поддерживать устаревшие идеи. В частности М.В. Горелик предположил, что халат из рассматриваемого погребения был нераспашным, а отделка обуви – это наплечная пелерина (Горелик, 2011). При этом проведенные исследователем аналогии с одеждами с хулагуидских и тимуридских миниатюр ложны. Как минимум, на части рассмотренных М.В. Гореликом изображений показаны совершенно иные виды одежды, которые вообще нельзя отнести к нераспашным вещам (Там же, рис. 15, 18, 21, 28).
Не раз обращалась в своих работах к теме тормосинского халата и Т.В. Сидорова (Сидорова, 2010; Сидорова, 2011в). При поиске аналогий золотоордынской одежде с откидными рукавами исследовательница привлекала юаньские изображения и артефакты. Однако, также как и М.В. Горелик, тоже рассматривавший эти источники, Т.В. Сидорова почему-то не стала предполагать, что в основе одежда из тормосинского погребения представляет собой обычный монгольский запашной халат (схема 1). По нашему же мнению это именно так, что мы ранее уже высказывали (Хрипунов, 2013, с. 242). И сейчас мы можем говорить об этом со всей уверенностью: на прорисовке фрагментов халата, выполненной С.М. Шашуновой, работавшей с артефактом, хорошо видно, что сохранилась часть верхней, левой, полы (схема 2). Кроме того, при изучении данного артефакта были обнаружены следы пришивания завязок на правом боку12.

Схема 1. Общий вид одного из наиболее простых и широко распространенных вариантов халатов без многочисленных складок на юбке (Рис. Д.В. Трофимова)
Схема 2. Прорисовка сохранившихся фрагментов халата из погребения у хутора Тормосин (Рис. С.М. Шашуновой)*

-------------
* Выражаем искреннюю благодарность С.М. Шашуновой за предоставление данной схемы.
12. Мы признательны С.М. Шашуновой за данную информацию.

-88-


При рассмотрении монгольских халатов с откидными рукавами М.В. Горелик использовал данные о халатах, которые были представлены на аукционе Кристис (Горелик, 2011, рис. 9-10) (табл. 14, а-в), а также о халатах, найденных в Мингечауре (Там же, рис. 12-13) (табл. 14, д). К сожалению, последние были найдены во фрагментированном состоянии (Ахмедов, 2009, с. 164). Это осложняет проведение анализа. В частности, один из халатов, который М.В. Горелик считает имеющим откидные рукава, таковым может и не являться (табл. 14, д, 1-2). На представленном исследователем фото (Горелик, 2011, рис. 12) хорошо видно, что разрез на рукаве расположен в шве, соединяющем рукав со станом. Подобного не наблюдается ни на одном другом артефакте: разрез всегда расположен ближе к стану, чем шов. По тому же фото из статьи М.В. Горелика видно, что халат в рассматриваемом месте не сохранился, а вся откидывающаяся конструкция выполнена на подложке-реконструкции при реставрации изделия. Т. о. в данном случае можно предполагать ошибку реставраторов. Как минимум в конструкции выполнения системы откидывания рукава. Как максимум можно вообще усомниться, что таковая была на данном халате.
Второй халат из Мингечаура привлекает не меньше внимания (табл. 14, д, 3-4). Как отмечал М.В. Горелик, его мнение насчет этого артефакта со временем менялось. Если изначально исследователь считал его монгольским халатом «основного покроя дегель», но с «невысоким стоячим глухим воротником с разрезом справа», что было связано с европейским влиянием; то позднее исследователь предположил, что данный халат парадный половецкий. Аналоги таких предметов М.В. Горелик видел в изображениях на миниатюрах «Венгерской иллюстрированной хроники» (см. например табл. 17, в) и на фреске «Мученичество францисканцев в Сеуте» Амброджо Лоренцетти (Горелик, 2011, с. 70). По нашему же мнению на миниатюрах венгерской хроники показаны обычные монгольские халаты по терминологии М.В. Горелика «основного покроя», но в несколько стилизованном виде. На фреске же Амброджо Лоренцетти восточные персонажи также показаны в стилизованных одеяниях, в которых художник, возможно, смешал тюркские и монгольские черты одежд (глубокий косой запах и воротник-стойку). Сама реконструкция М.В. Горелика (Горелик, 2011, рис. 13) представляется крайне сомнительной. По имеющимся в нашем распоряжении фотографиям (табл. 14, д, 3-4) возможно предположить, что этот халат обычного монгольского «основного покроя».
Еще одним известным нам артефактом монгольского халата с откидывающимися рукавами является депаспортизированная часть предположительно мужского халата из могильника Маячный бугор (Горелик, 2011, с. 68; Сидорова, 2011а; Сидорова, 2011б), представляющая собой практически полностью сохранившуюся верхнюю половину халата (Схема 3), аналогичного халату из Тормосина.


Схема 3.
Халат из «погребения в могильнике Маячный Бугор»
Общий вид и прорисовка узора ткани (Рис. Е.О. Непомнящего по фото Т.В. Сидоровой и О.В. Орфинской)

-89-


Не менее интересные артефакты были найдены в погребениях тюрков13. Происходящие из них вещи показывают, что одежда кочевников Золотой Орды, имеющая откидные рукава, была весьма разнообразной. Так, в погребении 1 кургана 1 могильника Вербовый Лог VIII в качестве погребального набора одежды, положенной комом поверх погребенной, находилась рубаха, проводя реставрацию и делая графическую реконструкцию которой, З.В. Доде предполагает наличие запаха с креплением запахивающейся полы на правом боку (Доде, 2006, рис. 3). Однако в данном предмете сложно увидеть нательную рубаху, как трактует данную находку исследовательница, поскольку изделие имеет разрезы для продевания рук на предплечьях, что логично для одежды верхнего слоя, а не нательного предмета. Таким образом, можно предположить здесь «рубаху-куртку».
Однако данный предмет одежды мог и не иметь запахивающейся полы и в таком случае представлял собой довольно обычную рубаху-куртку с осевым разрезом (Схема 4, б). Конечно, в пользу мнения З.В. Доде о запахе говорит нашитая на правом боку завязка, но среди артефактов империи Юань известна рубаха-куртка с осевым разрезом и завязкой на правом боку. Схожие предметы в Восточной Азии известны и в существенно более позднее время (Хрипунов, 2013, табл. 8). Дополнительная завязка на боку позволяла носить их в том числе в варианте, когда полы завязывались не встык, а с перекрыванием друг друга.
Не менее интересным артефактом является халат знатного тюрка из погребения Джухта-2 (Горелик, 2010, с. 210-211; Доде, 2001а, с. 68-73; Доде, 2001б; Dode, 2005; Dode, 2007). Он представлял собой, по нашему мнению, один из типичных вариантов тюркских халатов14 с осевым разрезом (схема 4, а), застегивавшийся от горловины до пояса на матерчатые пуговицы. На рукавах данного халата были разрезы для продевания рук, снабженные пуговицами. Выполнены разрезы были сходным образом, как это делалось и на монгольских халатах. Однако, из-за очень большой ширины изделия, фактически разрезы находились на уровне середины предплечья владельца халата (Dode, 2007, fig. 15).


Схема 4.
Одежда с откидными рукавами из погребений тюрок
а – халат из погребения Джухта-2. По З.В. Доде (Dode, 2005, p. 86).
б – рубаха-куртка из погребения 1 кургана 1 могильника Вербовый Лог VIII (версия реконструкции выкройки без уточнения деталей). (Рис. Д.В. Трофимова).

-------------
13. Несмотря на то, что по некоторым признакам погребенного у хутора Тормосин также можно считать тюрком (Хрипунов, 2013, с. 255-256) его халат является типично монгольским, поэтому рассмотрен нами отдельно.
14. Без учета его нестандартной большой ширины.

-90-


М.В. Горелик считал данный халат «типично европейским итальянским костюмом конца XIII – XIV вв.» (Горелик, 2010, с. 211). Исследователь находил схожесть одежд из данного погребения с изображением осетинской знати в Нузальском храме, для которого он проводит параллели с европейским костюмом. В частности, он считал, что наличие широкого стоячего воротника, система галунной расшивки, а также разрез на рукавах в районе локтя – признаки того, что крой костюма был заимствован из Европы. Причем отмечается, что «разрезы на локтевой части рукава известны только в европейском костюме 12-14 вв.» (Там же). Однако З.В. Доде считает, что на нузальских фресках изображенные одеты по тюркской моде (Доде, 2001а, с. 54), господствующей на Кавказе еще с XI в. И высокие стоячие воротники, и осевой разрез с частым рядом пуговиц можно видеть в кавказском костюме задолго до рубежа XIII-XIV вв. Например, все это есть на статуе воина из Длинной долины, датируемой XII в. (Там же, рис. 36). Как уже отмечалось выше, разрезы на джухтинском халате выполнены совершенно так же, как это можно видеть на монгольских халатах, однако за счет огромной ширины изделия они оказались смещены. Если сравнить схему джухтинского халата, не учитывая пропорции относительно тела владельца, с раскроем монгольских халатов с откидными рукавами, то можно видеть, что фактически разрез на рукавах находится в одном и том же месте (см. схему 4, а и табл. 15). Т.о. мы не можем согласиться с предположением М.В. Горелика о европейском влиянии и считаем джухтинский халат тюркским.
Подобные изделия продолжали существовать в Предкавказском регионе и в постордынское время. В частности очень похожий женский халат был обнаружен в погребении 20 Белореченских курганов, датируемом второй половиной XV века (Dode, 2013). Он также имел осевой разрез и разрезы на рукавах, застегивающиеся на пуговицы (схема 5). Но в данном случае отсутствовал цельнокроенный рукав, который был имитирован за счет расширяющих конструкцию перевернутых треугольников клиньев, вшитых на боках под рукавами халата. Это было обусловлено, видимо, шириной используемой ткани. Разрез здесь также претерпел изменения: теперь он не вертикальный, а горизонтальный, идущий вдоль рукава.


Схема 5.
Халат из погребения 20 Белореченских курганов. По В.П. Левашевой (Левашова, 1953, рис. 6,3)

Заключение. Проведенный краткий обзор показал, что одежды с откидывающимися рукавами существуют длительное время и на весьма обширных территориях. Исходя из сведений имеющихся в нашем распоряжении источников, можно подытожить:
- одежды с откидывающимися рукавами использовались в Средиземноморье как минимум с IV в. Разрез для продевания руки располагался у них под рукавом, в подмышке;
- в результате активного взаимодействия Тюркского каганата с Византией, примерно в V-VI вв. знатью последней заимствуются тюркские кафтаны. На территории Византии они получают откидывающиеся рукава с разрезом в подмышке, их верхняя пола укорачивается;
- разнообразные одежды с откидывающимися рукавами существуют на Ближнем Востоке и после завоевания региона арабами;

-91-


- византийцы продолжают использовать одежду с откидывающимися рукавами с разрезом в подмышке как минимум до X в.;
- в результате завоевательных походов арабов, либо же по Шелковому Пути, откидные рукава попадают в Центральную Азию и в X в. входят в употребление у монголов. Однако здесь разрез для продевания рук перемещается на переднюю часть одежд и располагается «на груди в проекции подмышек» (не исключено местное развитие такого разреза). Причем уже в X-XI вв. монгольские одежды с откидывающимися рукавами полностью сформировались и затем существуют в рамках сформировавшихся форм вплоть до XV в.;
- в XIII в. на Ближнем Востоке разрез откидывающихся рукавов перемещается из подмышки в район локтя, однако и старые формы продолжают использоваться. По всему региону распространяются представительские одежды знати с откидывающимися рукавами – «шубные» халаты (халаты с опушкой?);
- в результате активизации различных отношений Запада с Востоком после начала эпохи Крестовых походов, европейцы перенимают принцип откидывающихся рукавов. В XII в. он начинает использоваться на специфических плащах путников – гардкопах, однако к середине XIII в. в Европе появляется множество различных одежд с откидывающимися рукавами. Разрез у них располагается в подмышке. Под влиянием европейцев они (европейские одежды) распространяются на Ближнем Востоке среди армянской знати;
- после создания Великой Монгольской Империи в улусе хулагуидов «шубные» халаты, видимо, были включены в ряд символов знатности новой элиты, после чего распространились в регионы, где ранее не встречались – например, в Грузию;
- в Европе также наблюдалось монгольское влияние на одежду знати подчиненных территорий. Нобили как оседлых, так и кочевых народов стали использовать одежду с откидывающимися рукавами. У кочевой знати Золотой Орды можно видеть, что одежда с откидными рукавами в данном государстве была крайне разнообразной: были представлены как «классические» монгольские халаты, так и переработанные рубахи-куртки, а также тюркские одежды с заимствованным принципом откидывающихся рукавов.
Использование монгольских халатов с откидными рукавами можно видеть в балканских и византийских источниках. Если во втором случае сложно сказать, откуда именно было влияние: из Золотой Орды или государства хулагуидов, то на Балканах использование рассматриваемой одежды было следствием довольно активной политики представителей знати именно улуса Джучи. Однако как на Балканах, так и в Византии были распространены не только монгольские виды одежды с откидывающимися рукавами. И тут сложно сказать, каково именно было их происхождение: появились ли они под монгольским влиянием или же новые моды распространялись из Западной Европы;
- и на территории бывшего улуса Джучи, и в Европе, и на Ближнем Востоке существование и развитие одежды с откидывающимися рукавами продолжается и после падения монгольских государств.
В настоящей работе мы ограничились рассмотрением источников до конца XV столетия, но интересующие нас одежды продолжали использоваться в указанных регионах еще сотни лет после этого. Однако освещение этого выходит за рамки нашей темы: изучения золотоордынской одежды с откидными рукавами.

Литература

1. Ахмедов С.А. Погребения монгольских воинов из Мингечаура и защитный вал Абага-хана как неизученный аспект истории войн Золотой Орды и государства Ильханов // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Вып. 2. – Казань: Изд. «Фэн» АН РТ, 2009. – С. 162-169.
2. Горелик М.В. Золотоордынский костюм Кавказа (вторая половина XIII – XIV вв.) // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 11. – Армавир, 2010. – С. 207–231.
3. Горелик М.В. Костюм золотоордынца из погребения у хутора Тормосин (проблема монгольской нераспашной одежды и других элементов костюма). журнал «Батыр». № 3. – Издательский дом Марджани, 2011. – С. 59-91.
4. Горелик М.В., Яворская Л.В. Погребение знатного золотоордынца у хутора Тормосин в Волгоградской области // журнал «Батыр». № 3. - Издательский дом Марджани, 2011. – С. 39-47.
5. Доде З. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки истории. – М.: Восточная литература, 2001. – 136 с.

-92-


6. Доде З.В. «Иранский» кафтан Хосрова и «адыгская струя» // Российский археологический ежегодник. №3. 2013. – СПб: «Университетский издательский консорциум», 2013. – С. 642-653.
7. Доде З.В. Костюмы кочевников Золотой Орды из могильника Джухта-2 // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. – Вып. II. Археология, антропология, палеоклиматология. – М., 2001. – С. 117–127.
8. Доде З.В. Одежды и шелка из могильника Вербовый Лог // Власкин М.В., Гармашов А.И., Доде З.В., Науменко С.А. Погребения знати золотоордынского времени в междуречье Дона и Сала. Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. VI. – М.: Памятники исторической мысли, 2006. – С. 77-125.
9. Клепиков В.М. Отчет об археологических раскопках и разведках Чернышковского района Волгоградской области в 1983 году. Археологическая лаборатория ВолГУ. – Волгоград, 1983.
10. Левашова В.П. Белореченские курганы // Труды государственного исторического музея, Вып. 22. – М., 1953. – С. 163-213.
11. Никифор II Фока Стратегика / Пер. со среднегреч. и коммент. А.К. Нефёдкина. – Алетейя, 2005. – 278 с.
12. Сидорова Т.В. Мужская одежда. Маячный бугор: что носили жители Золотой Орды? // Родина. – 2011. – № 11. – С. 52-54.
13. Сидорова Т.В. Мужской золотоордынский костюм по материалам текстильного комплекса из могильника Маячный Бугор // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. – Казань, Астрахань, 2011. – С. 260-266.
14. Сидорова Т.В. Мужской костюм золотоордынского времени из курганной группы Тормосин (Волгоградская область) // Материалы международной конференции студентов, аспирантов и молодых учённых "Перспектива-2010". Том 1. – Нальчик, 2010. – С. 211-215.
15. Сидорова Т.В. Мужской костюм золотоордынского времени из курганной группы Тормосин-83 (Волгоградская область) // журнал «Батыр». № 3. - Издательский дом Марджани, 2011. – С. 48-55.
16. Узелац А. Сербские письменные источники о татарах и Золотой Орде (первая половина XIV в.) // Золотоордынское обозрение. №1(3) 2014. – Институт истории АН РТ, Казань, 2014. – С. 101-118.
17. Хрипунов Н. В. Монгольская одежда знати Золотой Орды в 1266–1312 гг. // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 6. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013. - C. 233-272.
18. Хрипунов Н.В. Одежда знати Великой империи монголов в 1207–1266 гг. // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 5. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. – C. 363-393.
19. Arnold L. Princely Gifts and Papal Treasures: The Franciscan Mission to China and Its Influence on the Art of the West, 1250-1350. – Desiderata Pr., 1999. – 239 p.
20. Dode Z. "Djutha", Necropole de la periode de la Horde d`Or dans Le village Caucasien de Djuhti, Region de Stavropol // "Archeologie Medievale". N 37.– Universite de Caen, 2007.  – P. 67 – 90.
21. Dode Z. Juhta Burial Chinese Fabrics of the Mongolian Period in 13th–14th Centuries in North Caucasus // CIETA. – Bulletin 82, 2005. – Р. 75–93.
22. Dode Z. On the Issue of Silk Weaving in Genoese Kaffa and Textiles from the Belorechenskaia Kurgans // Silkroad Foundation's journal, The Silk Road (vol. 11 for 2013). – P. 113-122.
23. Knauer Elfriede R. A Quest for the Origin of the Persian Riding Coats: Sleeved Garments with Underarm Openings // Riding costume in Egypt: origin and appearance. – Brill. Leiden-Boston, 2004. – P. 7-28.
24. Knauer Elfriede R. Towards a history of the sleeved coat. A study of the impact of an ancient eastern garment on the West // Expedition, The University Museum Magazine of Archaeology/Anthropology. – University of Pennsylvania 21.1, 1978. – P. 18-36.
25. Steppenkrieger. Reiternomaden des 7.-14. Jahrhunderts aus der Mongolei, ed. Jan Bemmann. Bonn: LVR LandesMuseum. Darmstadt, Primus Verlag, 2012. – 416 p.
26. Vogelsang-Eastwood Gillian Sasanian ‘riding-coats’: the Iranian evidence // Riding costume in Egypt: origin and appearance. – Brill. Leiden-Boston, 2004. – P. 209-229.

Информация об авторе: Хрипунов Николай Васильевич, магистр (история), обучался на кафедре Истории средних веков и зарубежных славянских народов Исторического факультета Воронежского государственного университета (г. Воронеж, Российская Федерация); draugruss@mail.ru

-93-


Цветная вклейка


Таблица 1. «Кафтаны для верховой езды» из Антинополя, VI-VII вв.
а, б – кафтаны из коллекции Musée des Tissus et des Arts décoratifs, Лион, Франция.
в – кафтан с откидывающимися рукавами. Германия, Берлин, Skulpturensammlung und Museum für Byzantinische Kunst.


Таблица 2. Кафтаны с укороченной полой, заимствованные у тюрок.
а – Георгий IV Лаша. Фреска монастыря Бертубани, Грузия, 1207-1213 гг.
б – кафтан терлик. Московское царство, вторая половина XVII в. Оружейная палата московского Кремля.


Таблица 3. Рельефы Так и-Бустана с изображением Хосрова II, VII в.


Таблица 4.
Одежда с откидывающимися рукавами на Ближнем Востоке
а – фрагмент миниатюры «Иосиф контролирует урожай в годы изобилия», Пятикнижие Ашбернхема, кон. VI – нач. VII вв. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, NAL 2334, fol. 40r. Рукопись причисляется к самым разным ареалам - от Карфагена и эллинизированной еврейской среды до Северной Италии и Рима.
б – фрагмент миниатюры со сценой путешествия. Макамы аль-Харири, макама 19, вторая четверть XIII в. Bibliothèque nationale de France, manuscript Arabe 3929, fol. 41.
в – фрагмент фронтисписа «Книги противоядий» Псевдо-Галлена, сер. XIII в.
г – туника, Египет, 700-900 гг. Музей Виктории и Альберта, инв. № 291-1891, Великобритания.
д – детская шерстяная туника, XI-XII вв., фатимиды. Была представлена на лондонских торгах 9723 аукциона Christie’s.


Таблица 5. Нишапурские блюда IX-X вв. из различных собраний


Таблица 6. Монгольская одежда с откидывающимися рукавами доимперского времени
а – фрагмент рисунка на шелке со сценой перекочевки. Китай, первая половина X в. Национальный дворец-музей, Тайбей, Тайвань.
б – шелковый халат монголов, XI в. Найден в Дугун Цахир, сомон Баянцагаан аймака Баянхонгор, МНР.
в – донатор. Фрагмент изображения тысячерукого Авалокитешвара. Турфан, Кочо, X-XI вв.


Таблица 7. Гардкопы
а – фрагмент миниатюры «Арест Ричарда Львиное Сердце воинами Леопольда». Из «Хроники» Петра из Эболи, 1196 г.
б – фрагмент миниатюры «Ричард Львиное Сердце припадает к стопам императора Генриха VI, умоляя о помиловании». Там же.
в – фрагмент миниатюры «Поклонение волхвов», из «псалтыря инфанты Кристины». Норвегия, около 1230 г.
г – миниатюра «Нобили советуют Эдуарду жениться», «Житие Эдуарда Исповедника» Матфея Парижского. Англия, 1238 г.
д – фрагмент миниатюры «Левит и его наложница останавливаются в городе Гиве», «Библия Мациевского». Франция, 1240-50-е гг.
е – фрагмент миниатюры «Зачитывание петиции», Декреталии Григория IX. Италия, 1241 г.
ж – фрагмент миниатюры «Рабан Гамлиэль и его ученики», испано-мавританская агада. Испания, последняя четверть XIII – первая четверть XIV вв.


Таблица 8.
Западноевропейская одежда с откидывающимися рукавами в XIII в.
а – фрагмент миниатюры «Два нобиля, играющие в нарды» из «Книги игр» (закончена в 1283 г.) короля Альфонсо X. Испания.
б – фрагмент миниатюры «Авимелех убивает своих братьев», «Библия Мациевского». Франция, 1240-50-е гг.
в – фрагмент миниатюры «Купающаяся Вирсавия». Там же.
г – миниатюра «Ревекка и Иаков». Там же.
д – фрагмент миниатюры из трактата «Об искусстве охоты с птицами» Фридриха II, «Манускрипт Манфреда». Третья четверть XIII в.
е – миниатюра из сборника «Кантиги Деве Марии» короля Альфонсо X. Испания.
ж – миниатюра «Лекарственные растения» из французского копии трактата Клавдия Галена о медицине. XIII в.


Таблица 9. Одежда с откидывающимися рукавами у армян
а – царь Левон III с женой и детьми. Миниатюра Тороса Рослина (?) в «Евангелии царицы Керан». Киликийская Армения, 1270-е (?) гг.
б – портрет донатора. Миниатюра в «Евангелии маршала Ошина». 1274 г.
в – Васак с сыновьями. Миниатюра Тороса Рослина (?) в «Евангелии Васака».


Таблица 10. Изображения монголов в одежде с откидными рукавами.
а – фрагменты картины на шелке «Охота Хубилая», художник Лю Гуандао, 1280 г.
б – фрагмент картины на шелке «Охота на диких гусей». Династия Юань, к. XIII – н. XIV


Таблица 11. Одежда с откидывающимися рукавами знати Ближнего Востока
а – фрагмент фронтисписа «Книги противоядий» Псевдо-Галлена, сер. XIII в.
б – фрагмент миниатюры «Заль доставляет письмо Сама Манучихру». Шахнаме, Исфахан (?), 1330-40е гг.
в – фрагмент миниатюры «Появляется царица Кандака». «Роман об Александре», Трапезундская империя. XIV вв.
г – атабаг Самцхе Бека. Фреска храма в Зармзме, Грузия, XIV в. Автор фото – Кирилл Яночкин
д – фрагмент миниатюры «Фаридун видит гроб с телом Эраджа». Шахнаме Демотта, Тебриз (?), первая треть XIV в.
е – фрагмент изображения на «баптистерии святого Людовика». Государство мамлюков, к. XIII – н. XIV вв.


Таблица 12. Одежда с откидными рукавами на Балканах
а – фрагмент фрески с ктиторским портретом. Церковь пресвятой Богородицы. С. Дольна Каменица, Болгария, первая треть XIV в.
б – фрагмент фрески с ктиторским портретом семьи севастократора Влатко. Монастырь Святого Николая в Псаче. Македония, третья четверть XIV в.
в – фреска «Никита Мидийский». Печский Патриарший монастырь. Сербия, XIV в.
г – фреска «Иаков Перский». Там же.
д – фрагмент фрески с ктиторским портретом. Церковь Святого Николая, с. Станичене. Сербия, 1332 г.
е – фрагмент миниатюры «Возвращение сыновей царя Петра из Константинополя». Хроника Константина Манасии, Болгария, XIV век.
ж – миниатюры «Поклонение волхвов» и «Волхвы уезжают в свои страны». Евангелие болгарского царя Иоанна Александра, середина XIV в.
з – фрагмент миниатюры «Приходят волхвы с востока». Там же.
и – фрагмент миниатюры «Ирод и волхвы». Там же.


Таблица 13. Одежда с откидными рукавами на Руси
а – фрагмент иконы «Борис и Глеб». Икона новгородской школы, середина XIV в.
б – фрагмент резной панели скамьи с изображением охоты новгородцев. Из собора св. Николая в г. Штральзунде, ок. 1400 г.
в – фрагмент миниатюры «Водружение Владимирской иконы на месте будущего храма князем Андреем Боголюбским». Радзивиловская летопись. Конец XV в.


Таблица 14. Изображения греков/византийцев в одежде с откидными рукавами
а – ктиторский портрет Василия Геогопоса, придворного султана Рума Масуда II. Пещерный храм, долина Ихлара, Аксарай, Турция, 1290 г. Автор фото – Сергей Суворов.
б – фрагмент иллюстрации «Путешествия в Святую Землю» Бернарда фон Брейденбаха с изображением греков. 1486 г.
в – фрагмент миниатюры «Царь Пелий обнимает Ясона». Венецианская копия «Истории Трои» Гвидо де Колумна, около 1370 г.
г – фрагмент миниатюры «Медея и Ясон». Там же.
д – фрагмент миниатюры «Кандака тайно посылает художника к Александру, чтобы незаметно сделать его портрет». «Роман об Александре», Трапезундская империя. XIV вв.
е – фрагмент миниатюры «Послы византийского императора у короля Амория». Из французской «Истории Святой Земли», Акра, около 1270 г.


Таблица 15. Монгольские халаты с откидывающимися рукавами
а – шелковый халат. Последняя четверть XIII-XIV вв. Был представлен на торгах 7871 аукциона Christie’s.
б – шелковый халат. Последняя четверть XIII-XIV вв. Был представлен на торгах 7987 аукциона Christie’s.
в – шелковый халат. Последняя четверть XIII-XIV вв. Был представлен на торгах 7987 аукциона Christie’s.
г – шелковый халат. Музей Дуньхуаня, КНР. XIII-XIV вв.
д – халаты из погребений в Мингечауре. Национальный музей истории Азербайджана, инв. № 3020. XIII-XIV вв.


Таблица 16. Одежда с откидывающимися рукавами в Европе XIV-XV вв.
а – миниатюра «Платон, Сенека и Аристотель» из трактата «Религиозные и философские сочинения». Англия, около 1330 г.
б – фрагмент миниатюры «Танец Саломеи». Часослов. Англия, вторая четверть XIV в.
в – фрагмент миниатюры «Царь Давид с писцами и музыкантами» из Всемирной хроники Рудольфа Эмсского. Манускрипт из Центральной библиотеки Цюриха, около 1340 г.
г – фрагмент фрески «Мадонна с ребенком на троне» Никколо ди Томазо. Монастырь св. Иакова на о. Капри. Италия, 1371 г.
д – фрагмент фрески «Январь» в Орлиной башне дворца Буонконсильо. Италия, около 1400 г.
е – центральная часть алтарного украшения авт. Уге Хайме «Святые Абдон и Сенен». Церковь Св. Марии Тарасской. Испания, 1460 г.
ж – миниатюра «Гордыня». Часослов, иллюстрированный французским мастером Robinet Testard. Около 1475 г.


Таблица 17. «Люди Востока» и «люди древности» в одежде с откидывающимися рукавами
а – фрагмент фрески «Испытание францисканцев огнем перед султаном» Джотто ди Бондоне. Капелла Барди церкви Санта-Кроче, Италия, Флоренция, 1315-1325 гг.
б – фреска «И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2:12). Марков монастырь Святого Димитрия. Македония, третья четверть XIV в.
в – фрагмент миниатюры «Прибытие разных народов в Венгрию». Венгерская иллюстрированная хроника, около 1360 г.
г – фрагмент фрески «Путь на Голгофу» Андреа да Фиренце. Италия, 1366 г.
д – фрагмент росписи пределлы со сценой «Святые Косма и Дамиан представляют своих братьев проконсулу Лисию» Фра Беато Анжелико. Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия, 1438-1440 гг.
е – фрагмент триптиха, «Введение во храм» неизвестного автора. Франция, вторая половина XV в.
ж – фрагмент картины «Избиение младенцев», правая часть триптиха «Поклонение волхвов» Хуго Ван Дер Гуса. Третья четверть XV в.
з – гравюра с изображением татарской (?) семьи. А. Дюрер. 1497 г.


Таблица 17. окончание
и – фрагмент картины «Взятие Христа под стражу» Дирка Баутса. Нидерланды, середина XV в.
к – фрагмент картины «Мученичество Св. Марка» Габриэля Малесскирчера. 1478 г.
л – фрагмент картины «Оплакивание Христа» А. Дюрера. 1497 г.


Таблица 18.
Одежда с откидными рукавами на Востоке в XV в.
а – портрет султана Мехмеда II завоевателя, выполненный Синан Беем. Около 1475 г.
б – портрет янычара. Рисунок Джентиле Беллини или кого-то из его учеников. Около 1480 г.
в – фрагмент миниатюры «Искандер и сирены» К. Бехзада к произведению «Хамсе» Низами. 1495-6 г.
г – фрагмент рисунка со сценой в саду. Иран, предположительно Тебриз, около 1430 г.
д – роспись снаружи монастыря в Воронце. Изображены турки, татары, армяне. Румыния, около 1500 г.