header photo

Главная - Повседневная жизнь - Ремесло

Кдырниязов М. Ш. Ремесло Хорезма в XIII—XIV вв.

Кдырниязов М. Ш. Ремесло Хорезма в XIII—XIV вв. / Археологические исследования в Каракалпакии. Академия наук Узбекской ССР, каракалпакский филиал. Отв. ред. к.и.н. И.К. Косымбетов, к.и.н. В.Н. Ягодин. Издательство «Фан» Узбекской ССР. Ташкент, 1981.

Нашествие монголов было разрушительным для городов Хорезма и Средней Азии. Однако во второй половине XIII в. хозяйственная жизнь левобережного Хорезма начала возрождаться благодаря созидательному труду земледельцев и ремесленников. Особого подъема достигли экономика и культура Хорезма в середине XIV в. Сохранившиеся архитектурные сооружения Куня-Ургенча, Миздахкана, Замахшара, Шемахакалы, Шахрлика, найденные здесь керамика, железные предметы, каменные сосуды, украшения свидетельствуют о высоком уровне средневекового ремесленного производства. Не случайно А. Ю. Якубовский и С. П. Толстое этот период называли эпохой возрождения, эпохой высокой городской культуры [56, с. 42—43; 35, с. 309].

В данной статье рассматриваются виды ремесла, номенклатура ремесленных изделий, произведенных в Хорезме в XIII—XIV вв., без подробного исследования технологии и анализа керамического производства, поскольку последнее широко освещено в трудах А. Ю. Якубовского и Н. Н. Вактурской [55, с. 28—48; 9, с. 300—328].

Металлообрабатывающее ремесло. Ввиду отсутствия местной сырьевой базы в хорезмских городах металлургия не получила высокого развития. Однако для удовлетворения ряда повседневных хозяйственных и бытовых нужд в VIII, XII—XIV вв. в западной части Султануиздага и в Беркуткалинском оазисе производилась плавка медных и железных руд [20; 21, с. 101—103]. Нехватка железных руд могла восполняться завозом из соседних горнодобывающих районов. Судя по археологическим данным, местные кузнецы и литейщики обрабатывали сырую продукцию и выпускали разнообразные изделия: тесла, теша, лопаты, кетмени, ножи, серпы и топоры.

Ножи. Тип I. В основном длинные, черенковые, прямые, обычно треугольные в сечении (рис. 1, 1—2), спинки вогнуты, длина ножей — 18—22 см. В большом количестве они встречаются в средневековых памятниках Хорезма эпохи хорезмшахов и Золотой Орды. Внешняя поверхность ножей подвергнута сильной

—123—


коррозии, что затрудняет определение их размеров. Подобные ножи найдены в Шемахакале [9, с. 180, рис. 5, 3], в Шахрлике [11, с. 51, рис. 6, 9—101 в Куня-Ургенче [38, с. 526], в караван-сараях Учкудука [23, с. 11], в Талайханате [14, с. 460] и сельских поселениях [22, с. 111, рис. 64, 2—4, 8].


Рис. 1. Изделия из железа с памятников Хорезма:
1—3 — Шемахакала, Шахрлык; 2 — караваy-сарай Учкудук; 4 — Уйга-рак; 5 — Куна-Ургенч; 6 — караваy-capaй Будак.

Тип II. Ножи черенковые, 'серповидные, наподобие современных садовых (рис. 1, 4—5). Большое количество таких ножей найдено при раскопках сельских поселений Хорезма, связанных с поливным земледелием [21, с. 111, рис. 64]. Возможно, что здесь в XIII—XIV вв. занимались и садоводством. Это подтверждают

—124—


многочисленные остатки садово-парковых комплексов в Западном Хорезме.

Серпы. Они составляют особую группу железных изделий, встречаются в Шемахакале, Куня-Ургенче, Уйгараке и сельских поселениях Хорезма [48; 8, с. 180, рис. 5, 4; 36, с. 285, рис. 183, 4; 22, с. 132]. Серпы, аналогичные хорезмским, характерны для Поволжья и Средней Азии XIII—XIV вв. (45, с. 116, табл. III, 1; 6, с. 88. рис. 58, 10).

Лопаты. Один образец с двумя ушками найден при раскопках караван-сарая Талайханата, датированного XIII—XIV вв. (рис. 2, 1). Такие лопаты применяет и сейчас сельское население хорезмского оазиса [32, с. 258, рис. 2, 6—7]. Другой экземпляр найден во время раскопок в поселении Акча-Гелин. Лопаты и кетмени встречаются при раскопках сельских поселений золотоор-дынского Хорезма [14, с. 460; 22, с. 135, рис. 82, 5, 7].

Топоры и тесла представлены тремя экземплярами (по публикациям Е.Е. Неразик) [22, с. ПО, 135. рис. 82, 1—3]. Один из них, с широким лезвием и узкой насадкой, по форме напоминает современные столярные топорики. Топоры с утолщенным кли-. нообразным лезвием, видимо, использовались для другой работы. В число железных орудий входит и тесло (теша). Оно могло использоваться для обработки дерева при мелких земляных работах [23, с. 11].

Ножницы — редкая находка в Хорезме, встречаются в основном на памятниках золотоордынского времени (рис. 1, 6). Ручки их округлой и эллипсо-овальной формы. По одному экземпляру ножниц найдено в караван-сараях Талайханата [14, с. 469, рис. 13, 3) и Булака [24, с. 29, рис. 7], они датируются XIII—XIV вв. Аналогии встречаются в памятниках монгольского времени Поволжья [40, с. 117, табл. IV, 1] и в белореченских курганах на Кубани [26, с. 43, рис. 219]. В большом количестве обнаружены железные и бронзовые гвозди, крючки, подковы, пряжки. Подавляющее большинство образцов представлено фрагментарно, их форму не удалось восстановить.

Письменные источники сообщают о производстве в Хорезме в домонгольский период (XI—XIII вв.) замков, подков и седел [56, с. 3]. Как свидетельствуют арабские авторы Ан Нувейри, Ибн Абдазаахра, такие изделия выпускались в Хорезме и в XIII—XV вв. Особенно славились в золотоордынский период хорезмские седла и уздечки с золотыми и серебряными насечками [33, с. 60, 100, 152]. Об изготовлении в Хорезме мечей, луков и стрел и о старых традициях ремесел упоминает также Антоний Дженкин-сон, побывавший в Хорезме в 1558 г. [2, с. 178].

Металлообрабатывающее ремесло существовало здесь не только в городах, но и в сельских поселениях, что подтверждают находки железных шлаков на развалинах Акча-Гелин [22, с. 130].

Бронзовые изделия. Многочисленная группа археологических

—125—


находок представлена украшениями (особенно много серег), сосудами, зеркалами и предметами домашнего обихода.

Сосуды. Из бронзы изготовляли различную посуду, чаще всего блюда. Хорошо сохранившаяся бронзовая тарелка с орнаментом найдена в Куня-Ургенче [38, с. 526], а блюдо с таким же краем, украшенное орнаментом,— в караван-сарае Талайханата (XIII—XIV вв.) [14, с. 460]. Обнаружены также миниатюрные


Рис. 2.
Железные изделия с памятников Хорезма:
1 — поселение Уйгарак; 2 — Куня-Ургенч.

флакончики для жидкости, шаровидной формы, с тонкими прорезными узорами, на кольцевидном поддоне.

Ложки. Известно два вида. К первому относится кованая ложка овальной формы с длинной витой ручкой [52, с. 91]. Такие, очевидно, изготовлялись в Хорезме в XIII—XIV вв. Прямая аналогия этих находок встречена в средневековом Карабулаке [6, с. 91, рис. 62, 4], Поволжье [43, с. 163, табл. III; 35, с. 164, табл. IV, 17]. Второй вид представлен миниатюрной плоской ложкой с короткой ручкой.

Булавка. Найдена в золотоордынском слое городища Хазарасп (рис. 7, 17). Головка ее украшена четырьмя вставками из бирюзы, с двух сторон к ней было подвешено по тонкому бронзовому щитку [16, с. 172, рис. 10, 3].

—126—


Зеркала. До недавнего времени находки бронзовых зеркал в Хорезме были единичными. Однако при археологических исследованиях памятников Хорезма XIII—XIV вв. здесь обнаруживаются все новые и новые экземпляры, что позволяет предполагать производство зеркал. На городищах Шемахакала, Джанпыккала, Миздахкан, в караван-сараях Устюрта и сельских поселениях найдены фрагменты следующих типов дисковидных бронзовых зеркал.

Тип I. Зеркала без орнамента, с гладкой поверхностью, по краю выпуклый валик. Диаметр 6—10 см (рис. 3, 2) [23, с. 10; 24, с. 29].

Тип II. Дисковидные зеркала с рельефным орнаментом в виде сетки из четырехлепестковых розеток на точечном фоне в окружении цепочки лепестков с плоским утолщенным краем (рис. 3, 1), Диаметр 8—10 см [53, с. 105, рис. 49, 12; 20, с. 173].

Тип III. Зеркала с растительным и геометрическим орнаментом. Геометрические узоры в виде неполных переплетенных кругов, охватывающих края, по которым проходит выпуклый валик. Диаметр зеркал 7—8 см, толщина 0,2 см (рис. 3, 3—4). Фрагменты таких находок единичны, поэтому не поддаются полному описанию [11, с. 51]. Аналогичные образцы встречаются в столицах Золотой Орды [39, с. 269, рис. 16, с. 262, рис. 10] и на памятниках Северного Хорезма [36, с. 183].

Тип IV. Бронзовое зеркало с бортиком в виде дугообразной каймы с выпуклыми фигурами рыб (рис. 3, 5) найдено во время раскопки подсобных помещений мавзолея Мазлумхан-сулу. датируется XIV в. Подобные зеркала на территории Хорезма встречаются впервые. В золотоордынских городах Поволжья их находят повсеместно [42; 46, с. 163]. Близкие аналогии характерны для памятников Дальнего Востока XII—XIII вв. [48, рис. 6].

Близость художественных элементов дальневосточных и золотоордынских зеркал позволяет предполагать, что последние сложились под влиянием первых [46, с. 166]. Возможно, и в Хорезме бронзовые и серебряные зеркала изготовляли по образцам китайских.

Серьги. Часто встречаются на городище Шахрлик в левобережном Хорезме и сельских хорезмийских поселениях XIII— XIV вв. [13, с. 249; 22, с. 136, 151, рис. 97, 1—3]. Все они в форме вопросительного знака (рис. 7, 9—16). Сделаны из бронзовой проволоки в виде незамкнутого кольца с длинными стерженьками. Стержень украшен закрученными проволочками, иногда к его концу прикреплены бусы из стеклянной пасты. Такие же находки обнаружены в памятниках золотоордынекого времени в Поволжье и в кипчакских погребениях XIV в. Появление вопросовидных серег в хорезмских памятниках, возможно, связано с влиянием культуры кочевников. Об этом свидетельствуют аналогичные образцы, встречающиеся в этнографических материалах народов Хорезмского оазиса, в этногенезе которых участвовали кипчаки/

—127—



Рис. 3. Бронзовые зеркала с памятников Хорезма:
1, 5 — Мазлумхан-сулу; 2 — караван-сарай Учкудук; 3, 4 — городище Джампыккала.


[12, с. 252]. На городище Шахрлик найдены также золотые серьги вопросовидной формы.

Браслеты. Известны лишь единичные экземпляры в Миз-дахкане [22, с. 106], Ваянгане в слоях XIII—XIV вв. Особенно много их в сельских поселениях. Они изготовлены из литой округло-плоской проволоки с ровной поверхностью (53, с. 105, рис. 40, 10—11; 25. с. 29, рис. 8—9]. Сопоставление браслетов XIII—XIV вв. с домонгольскими экземплярами показывает, что образцы XII— XIII вв. отличаются более изысканным орнаментом, техникой изготовления.

Кольца. Встречаются три вида: ободковые, пластинчатые, лентообразные и перстни. Они известны на многих памятниках Хорезма эпохи Золотой Орды. Основным материалом служили медь, железо. Ободковые кольца круглого сечения изготовлены путем литья в готовую форму. Перстни круглого сечения в отличие от ободковых колец имеют прямоугольный щиток, орнаментированный сложным рисунком одинаковой композиции [53, с. 105, рис. 49, 3]. Другой экземпляр перстня имел округлое сечение, щиток украшен бирюзовыми вставками. Подобные находки из меди и серебра довольно часты в подъемном материале Миздахкана. Пластинчатые лентообразные кольца сделаны из плоской ленты, полученной путем ковки. Такие украшения характерны для сельских поселений Хорезма XII—XIV вв. [22, с. 151, рис. 97, 6—7].

Бубенчики. Обнаружены единичными экземплярами во фрагментах в хорезмских городах XIII—XIV вв. При раскопках, проводившихся в сельских поселениях Хорезма XII—XIV вв., извлечены целые образцы шаровидной формы, спаянные из двух сегментовидных половин. Иногда они украшались точечными шишечками, а также рифлением [22, с. 106, рис. 59, 9—14]. Возможно, производились и в XIII—XIV вв.

Среди бронзовых изделий особое место занимает чаша весов с тремя ровно расположенными ушками по краю. Внутренняя и наружная стороны чаши украшены концентрическими кругами [38, с. 526, рис. 9]. Подобные сосуды встречаются на хорезмских поселениях XII—XIII вв. [22, с. 99, 100]. Бронза применялась также для облицовки железных изделий.

Особого размаха достигло в Хорезме в средние века камнерезное ремесло. В горах Султануиздага обнаружено несколько выработок по добыче аметиста, бирюзы, мрамора и тальковых камней. Добыча камня в Хорезме начинается по археологическим данным с IV—III вв. до н. э. [20, с. 192—194] и усиливается в средние века. Ал Омари упоминает о выработке камней в Хорезме [33, с. 242]. Добыча талькового камня, мрамора, бирюзы, судя по археологическим данным, производилась и в XIII—XIV вв. Каменные изделия, особенно котлы, вывозились из Хорезма в соседние области. Виды каменных изделий весьма разнообразны: котлы, светильники, архитектурные и строительные детали, украшения.

—129—


Каменные сосуды. Среди каменных изделий наиболее многочисленны котлы, представленные в основном фрагментами. Но сохранились и целые образцы. Один из них был опубликован А. Ю. Якубовским еще в 1930 г. Котел, вероятно, ритуального назначения, был найден на некрополе Миздахкана у мазара Шамун-Набн (рис. 4, 2). Это четырехгранный, расширяющийся к верху сосуд высотой 76 см, размеры верхних краев — 95x95 см. Каждая сторона сосуда орнаментирована резными рисунками в виде кругов, 'шести- и восьмигранных звезд. По бокам в верхних углах нанесен стилизованный растительный орнамент. По сохранившейся надписи котел датируется 1322 г. [54, с. 578].

Примечателен сосуд из талька — уникальный образец высокого мастерства хорезмских камнерезчиков XIII—XIV вв. Котлы изготовлены из темно-серого талька. Один с широким дном, с круто поднимающимися к верху стенками. Второй — такой же, но меньше размером, имеет крышку. Наружная сторона котлов украшена нарезным вертикальным рельефным орнаментом [рис. 4, 3—4]. Большинство сосудов с четырехгранными ушками-выступами [36, с. 285, рис. 183, 9; 52, с. 75, рис. 2, 9]. Аналогичные каменные котлы встречаются на памятниках Поволжья [43, с. 102], Северного Кавказа [31, с. 157] и Средней Азии [3, с. 83; 27, с. 139, рис. 281].

В Хорезме изготавливались каменные крышки для ташны и сосудов. Их фрагменты найдены в Каваткалинском оазисе [22, с. 75] и Джанпыккале, датированные XIII—XIV вв. [20, с. 172]. В материалах Джанпыккалы обнаружены светильник и «ковши» из талька [52]. Светильники имеют полузакрытый шестигранный корпус, длинный граненый нооик, а на противоположной стороне сохранился след отломанной ручки. Корпус украшен резьбой в виде вертикальных полос и носиком — четырехлепестковый вырез для фитиля [рис. 5, 7].

Среди изделий хорезмских камнерезчиков — каменные базы колонн двух видов: квадратные и четырехгранные, ступенчатые. Для их изготовления использовался мрамор и песчаник. Ступенчатые базы существовали в Хорезме с эпохи античности до позднего средневековья (рис. 4, 1) [30, с. 146, 150; 38, с. 512; 49]. Подобные образцы известны в Каваткале, сельских поселениях западного Хорезма [22, с. 75, 82].

О высоком мастерстве хорезмских камнерезчиков свидетельствуют мраморные плиты с великолепным орнаментом, найденные в Куня-Ургенче и в доме № 60 в Каваткалинском оазисе [22, с. 75).

В число находок входят бусы и подвески из камня [48; 15, с. 67]. Они встречаются в основном на памятниках XII—XIII вв. [14, с. 466; 29, с. 116—117]. Представляется, что бусы из камня изготавливались и в XIII—XIV вв.

Стеклоделие. В Хорезме, как и во всей Средней Азии, в домонгольский период производились в большом количестве бытовые стеклянные сосуды и оконное стекло [37, с. 423]. В XIII—XIV вв.

—130—



Рис. 4. Каменные изделия:
1 — каыенная база (Джанпыккала), 2 — каменный сосуд (Миздахкан); 3, 4 — фрагменты тальковых котлов (Мончаклы, Бограхан).


хорезмские стеклодувы изготовляли сосуды, оконное стекло и украшения, пользуясь традиционными и разнообразными приемами. Остатки стекольного производства обнаружены в Kую-сае [37, с. 427—430], Шахрлике [11, с. 46, 47] и на Садваре [14, с. 499].

Оконное стекло. Его изготовление производилось путем дутья под действием центробежных сил [37, с. 422]. Многочисленные фрагменты оконного стекла из хорезмских городов XIII — XIV вв. плохо сохранились, поэтому трудно восстановить сго-размеры. Оконные стекла были, вероятно, круглой формы, разной толщины (рис. 6, 6). В средневековом городе Замахшаре. датированном XII—XIV вв., найдено оконное стекло с гипсовой решеткой [37, с. 422]. Стекла прозрачные, но иногда встречаются мутно-зеленоватые. Оконное стекло встречается в Куня-Ургенче, Шемахакале, Шахрлике, Миздахкане к сельских поселениях Хорезма вплоть до XVII в. [11, с. 50; 37, с. 526].

Бытовые сосуды. Основную массу стеклянных изделий составляют чаши, кувшины, банкообразные сосуды (тувакн), бокалы и флаконы (рис. 6, 1—8, 11). Стекла разнообразные: желтые, синие, бирюзовые, а также зеленовато-прозрачные. По многочисленным уцелевшим деталям можно представить форму сосудов. Флаконы, кувшины имели горло с венчиком, округло-сферическое тулово и ручку. Они украшались стеклянными налепными нитями того же цвета, что и сосуд.

Часты находки фрагментов банкообразных сосудов (туваков) и сумаков, Они мало отличаются друг от друга по цвету и материалу. Восстановлен по сохранившимся фрагментам тувакооб-разный сосуд, найденный на Шах-Санеме, с высоким, расширяющимся к верху цилиндрическим туловом и рельефным орнаментом из неправильных шестиугольников. Верхний край сосуда утолщен. Туваки, изготовленные из прозрачного голубовато-зеленого стекла, найдены в Шемахакале [447], Шах-Санеме [37, с. 426]. Вместе с сумаками они входят в комплект детских люлек. Аналогичные хорезмийским XIII—XIV вв. стеклянные бытовые изделия широко распространены в домонгольских памятниках Средней Азии и Нижнего Поволжья [7].

Украшения (рис. 7, 1—8). Шаровидные, ребристые, би-конические, уплощенно-шаровидные и зонные хорошо сохранившиеся стеклянные бусы — частые находки в городах и сельских поселениях Хорезма XIII—XIV вв. [22, с. 128, 136].

В Хазараспе и Куня-Ургенче в слоях золотоордынского времени обнаружены единичные экземпляры стеклянных браслетов.

Из стекла изготовляли также подвески — неправильно-цилиндрические и фигурные, орнаментированные разноцветными прожилками. Аналогичные украшения встречаются в единичных экземплярах на городище Куня-Ургенч, Шахрлик и на сельских поселениях золотоордынского времени в западном Хорезме [11, с. 60; 15, с. 60, рис. 4, № 16].

—132—



Рис. 5. Каменные изделия:
1 — дигирман (жернов); 2 — крышка ташны; 3, 5 — тальковые котлы; 4, 8 — полуфабрикаты из талька; 6 — подвеска; 7 — тальковый светильник.



Pиc. 6. Стеклянные изделия с памятников Хорезма:
1, 2, 5, 6, 9 — Шемахакалы; 3, 4 — Миздахан; 7, 8 — Куня-Ургенч; 10 — Шахрлик; 11 — Шахсанем.


Обработка кости. В хорезмских городах XIV в., Ургенче, Шемахакале и других широкое распространение получило изготовление предметов быта из кости [18, с. 181; 38, с. 525—526]. В XIII—XIV вв. косторезы продолжали традиции домонгольских мастеров Хорезма. На домонгольских и послемонгольских костяных изделиях Хорезма преобладает циркульный и штрихово-ажурный орнамент. Такой способ обработки костей известен здесь с VIII в., о чем свидетельствуют находки полуфабрикатов из кости в Тешиккале (VII—VIII вв.) [34, с. 142, табл. 55—56]. В XIII—XIV вв. кость, в основном, применялась для обкладки рукояток ножей и кинжалов. Иногда эти изделия тщательно обрабатывались и орнаментировались. Узор вдавливался на готовой костяной пластине горячим штампом или гравировался. В XIV в. специализированная косторезная мастерская существовала в Ургенче, где в 1952 г. найдены костяные трубочки, кольцо для стрельбы из лука. Хорезмские мастера изготовляли также стержни для музыкальных инструментов, украшения — шпильки, пуговицы. Разнообразные изделия из кости, полуфабрикаты из слоев XIII—XIV вв. свидетельствуют о высоком развитии косторезного ремесла в Хорезме.

Обработка дерева. Деревянные элементы интерьеров жилищ, продукции плотников и столяров в археологических памятниках Хорезма почти не сохранились. Остатки деревянных конструкций с резьбой встречаются в дворцовых комплексах Ка-ваткалы, датированных XII—XIII вв. [19, с. 502; 34, с. 345, табл. 67, 3]. На применение в строительстве Хорезма дерева указывает также Ибн Баттута, посетивший в 1333 г. Хорезм. Он дает следующее описание внутреннего интерьера дома хорезмского эмира Кутлуг-Тимура: «...Мы прибыли к нему домой и вошли в большой павильон, большинство комнат которого деревянные. Затем вошли в малый зал с деревянным позолоченным куполом и со стенами, украшенными разноцветным сукном...» [17, с. 140].

Текстильное производство. В Хорезме в домонгольский период производились женские вуали, плащи, наволочки для подушек, ткани «арзандж» и ковры [4, с. 273]. Источники XIII—XIV вв. не упоминают об их производстве в золотоордын-ское время, лишь Абд ар-Рашид ал-Бакуви (XIV—XV вв.) писал о существовании в Хорезме ткацкого ремесла: «Их женщины (Ургенча.— М. К.) выделывают иглой прекрасные изделия: шьют и ткут золотом» [1, с. 91]. Очевидно, традиции хорезмских текстильщиков развивались в монгольское время. Это подтверждают археологические находки: обрывки тканей из хлопка, шерсти, а также многочисленные пряслица.

В XIII—XIV вв. в Хорезме получило развитие и кожевенное производство. В этом убеждают обрывки кожи в культурных слоях археологических памятников Хорезма рассматриваемого периода. Кожевенное производство представлено ремнями для конских сбруй, уздечек.

—135—



Рис. 7. Стеклянные и бронзовые украшения:
1, 4, 7, 8 — бусы из Шетхакалы; 5, 6 — бусы из Куня-Ургенча; 2, 3 — бусы из сельских поселений Хорезма; 19 — бусы из Миздахкана; 9, 10, 11, 12, 13 — бронзовые серьги из Шахрлика; 18 — серьги из Миздахкана; 14, 15, 16 — серьги из сельских поселений эпохи Золотой Орды; 17 — бронзовая булавка.


Накануне монгольского нашествия в Хорезме существовала высокоразвитая экономика и культура. Этому способствовало расположение Хорезма на пересечении торговых путей. О роли хорезмских городов в развитии торговли писал агент флорентийской торговой фирмы XIV в. Бальдучи Пеголоти: «Кто хочет отправиться из Генуи или Венеции... в Китай, то пусть везете собой ткани и идет в Ургенч, а в Ургенче купит на них серебро и идет дальше в Китай» [42, с. 179]. Как типичный средневековый феодальный город Ургенч был центром ремесленного производства. Сюда приходили караваны, странствовавшие с ними ремесленники.

Возрождению ремесленного производства в Хорезме способствовало возвращение монголами уведенных в плен ремесленников [18, с. 79; 28, с. 111]. Заинтересованные в прибылях монгольские ханы и аристократия поощряли развитие ремесла и торговли. Они широко использовали дешевый рабский труд, обеспечивающий возросшие потребности ремесленного производства [39, с. 261; 40, с. 239; 45, с. 83].

Выявление в Герате, Самарканде и городах Поволжья процесса специализации наводит на мысль о возможности существования в хорезмских городах корпорации ремесленников, поскольку Хорезм в средние века поддерживал тесные экономические контакты с ремесленными центрами Средней Азии, Поволжья.

Характерно, что подъем ремесленного производства наблюдается только в левобережных городах Хорезма. Возрождение хозяйственной и ремесленной жизни Левобережья объясняется еще и прорывом вод Амударьи в Сарыкамышскую впадину, в результате которого обводнились старые русла Дарьялыка и Даудана. В бассейнах данных рек появляются неукрепленные поселения и городища. Через них проходила главная караванная дорога. Все это сыграло значительную роль в возрождении ремесла.

ЛИТЕРАТУРА

1 Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб талхис ал-асар ва аджаиб ал-малик ал-каххар. М., 1971.
2 Антоний Дженкинсон. Путешествие в Средней Азии в 1558—1560 гг. — В кн.: Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Л., 1933.
3 Атагаррыев Е. Материальная культура Шехр-Ислама. Ашхабад, 1973.
4 Беленицкий А. М., Бентович И. Б., Большаков О. Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973.
5 Беленицкий А. М. Из истории участия ремесленников в городских празднествах в Средней Азии в XIV—XV вв. — ТОВЭ, т. II, Л., 1940.
6 Брыкина Г. А. Карабулак. М., 1974.
7 Бусятская Н. Н. Стеклянные изделия золотоордынских городов Поволжья. Автореферат канд. дисс. М., 1973.
8 Вактурская Н. Н. О раскопках 1948 г. на средневековом городе Шемаха-кала Туркменской ССР. — ТХАЭЭ, т. 1, М., 1952.
9 Вактурская Н. H. Хронологическая классификация средневековой керамики Хорезма (IX—XVII вв.). — ТХАЭЭ, т. IV. М., 1959.

—137—


10 Вактурская Н. Н. Раскопки городища Ургенч в 1952 г. — ТХАЭЭ, т. 1, М., 1958.
11 Вактурская Н. Н. О средневековых городах Хорезма. — МХЭ, вып. 7. М., 1963.
12 Вактурская Н. Н. О серьгах со средневекового городища Шехрлик.— В сб.: История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968.
13 Вактурская Н. Н. Раскопки средневекового города Садвара. — АО — 1973. М.. 1974.
14 Вишневская О. А. Раскопки караван-сараев Як-Айла и Талайхэн-Ата. — ТХАЭЭ, т. 11. М., 1958.
15 Вишневская О. А. Археологические разведки на средневековых поселениях левобережного Хорезма. — МХЭ, вып. 7. М., 1963.
16 Воробьева М. Г., Лапиров-Скобло М. С., Неразик Е. Е. Археологические работы в Хаззраспе в 1958—1960 гг. — МХЭ, вып. 6. М., 1963.
17 Ибрагимов Н. «Путешествие» Ибн Баттуты (1333 г.) как источник по истории Средней Азии.— В кн.: Средняя Азия в древности н средневековье. М, 1977.
18 История Хорезма. Ташкент, 1976.
19 Курочкин Г. Н., Гультов С. В., Деянов Е. В. Исследования в Каваткалинском оазисе. АО — 1975. М„ 1975. М., 1976.
20 Манылв Ю. П. Археологические памятники Султануиздага эпохи античности и средневековья. Автореферат канд. дисс. Ташкент, 1973.
21 Неразик Е. Е. Сельское поселение афригидского Хорезма. М., 1966.
22 Неразик Е. Е. Сельское жилище Хорезма (1—XIV вв.). М., 1976.
23 Отчет об археологических работах на караван-сарае Учкудук. Научный архив отдела археологии КК ФАН УзССР. Нукус, 1973.
24 Отчет об археологических работах на караван-сараях Булак и Косбулак. Научный архив отдела археологии КК ФАН УзССР. Нукус, 1977.
25 Отчет об археолого-топографических изысканиях на территории Хорезмской области УзССР в 1973 г. Научный архив отдела археологии КК ФАН УзССР.
26 Отчет археологической комиссии за 1896 г. СПб., 1898.
27 Отчет археологической комиссии за 1897 г. СПб., 1900.
28 Очерки истории Каракалпакской АССР, т. 1, Ташкент, 1964.
29 Пташникова И. В. Бусы древнего и раннесредневекового Хорезма.— ТХАЭЭ. т. 1. М., 1952.
30 Рапопорт Ю. А., Лапиров-Скобло М. С. Раскопки дворцового здания на городище Калалы-гыр 1 в 1958 г.— МХЭ, вып. 6. М., 1963.
31 Ртвеладзе Э. В. К истории города Маджара. — СА, 1972, № 3, М., 1973.
32 Сазонова В. М. К этнографии узбеков южного Хорезма.— ТХАЭЭ, т. 1. М., 1952.
33 Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 1. СПб., 1884.
34 Толстов С. П. Древний Хорезм. М, 1948.
35 Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М, 1948.
36 Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962.
37 Трудновская С. А. Стекло с городища Шах-Санем. — ТХАЭЭ, т. 11. М, 1958.
38 Федоров-Давыдов Г. А. Раскопки квартала XV—XVII вв. на городище Таш-кала.— ТХАЭЭ, т. П. М, 1958.
39 Федоров-Давыдов Г. А. Раскопки Нового Сарая в 1959—1962 гг. — СА. М.. 1964, № 1.
40 Федоров-Давыдов Г. А. Новый Сарай по раскопкам в 1963—1964 гг. — С А. М., 1966, № 2.
41 Федоров-Давыдов Г. А. Нумизматика Хорезма эолотоордынского периода. — Нумизматика и эпиграфика, т. V. М., 1965.
42 Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М, 1966.

—138—


43 Федоров-Давыдов Г. А., Вайнер И. С., Мухамадиев А. Г. Археологические исследования Царевского городища (Новый Сарай) в 1959—1966 гг.— В сб.: Поволжье в средние века. МИА, М., 1970, № 164.
44 Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973.
45 Федоров-Давыдов Г. А., Вайнер И. С., Гусева Т. В. Исследования трех усадеб в восточном пригороде Нового Сарая (Царевского городища).— В сб.: Города Поволжья в средние века. М., 1974.
46 Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М.,1976.
47 Федоров-Давыдов Г. А. Итоги пятилетних работ Поволжской экспедиции на новостройках и некоторые вопросы археологии Поволжья. Всесоюзная конференция «Новейшие достижения советских археологов». Тезисы докладов. М., 1977.
48 Фонды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР.
49 Шавкунов Э. В. Клад чжурчженских зеркал.— МИА, М., 1960, № 864.
50 Экспозиция Музея искусств Каракалпакской АССР.
51 Экспозиция Краеведческого музея КК АССР.
52 Ягодин В. Н. Маршрутные археологические исследования в левобережной части Приаральской дельты Амударьи.— МХЭ, вып. 6. М., 1963.
53 Ягодин В. Н., Ходжайов Т. К. Некрополь древнего Миздахкана. Ташкент, 1970.
54 Якубовский А. Ю. Городище Миздахкан. — ЗКВ, т. V. Л., 1930.
55 Якубовский А. Ю. Хорезм в керамике Сарая. — ИГАИМК, вып. 3. М., 1931.
56 Якубовский А. Ю. Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой.— В кн.: Материалы по истории Узбекской, Таджикской и Туркменской ССР. М.—Л., 1932.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АО — Археологические открытия.
ВДИ — Вестник древней истории.
ВКФ — Вестник Каракалпакского филиала АН УзССР.
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения.
ЗВОРАО — Записки восточного отделения Русского археологического общества.
ЗКВ — Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР.
ЗРГО — Записки Русского географического общества.
ИГАИМК — Известия Государственной академии истории материальной культуры.
ИИАЭ — Институт истории, археологии и этнографии.
ИМКУ — История материальной культуры Узбекистана.
КК ФАН УзССР —Каракалпакский филиал АН УзССР.
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры.
КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии АН СССР.
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР.
МХЭ — Материалы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР.
ОНУ — Общественные науки в Узбекистане.
СА — Советская археология.
САГУ — Среднеазиатский государственный университет.
САИ — Свод археологических источников СССР.
ЧОВЭ — Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа.
ТХАЭЭ — Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР.
УСА — Успехи среднеазиатской археологии.
ЮТАКЭ — Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция.